САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Избрание митрополита Павла Экзархом Белорусской православной церкви - удар по сторонникам автокефалии

Избрание митрополита Павла Экзархом Белорусской православной церкви - удар по сторонникам автокефалии

 

Избрание митрополита Павла Экзархом Белорусской православной церкви - удар по сторонникам автокефалии 

 

Алексей Полозов

С 25 по 26 декабря ушедшего 2013 года прошло весьма судьбоносное для всей Русской Православной Церкви заседание Священного Синода. Самым главным и основным вопросом была, безусловно, ситуация в Белоруссии. Ещё три года назад Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет (Вахромеев) подал прошение об уходе на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Однако тогда данное прошение было отклонено Синодом.

9 октября 2013 года исполнилось 35 лет служения Филарета (Вахромеева) в качестве вначале Митрополита Минского и Белорусского (с 1978 года), а затем (с 1989 года) и Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Митрополита Минского и Гродненского (затем, в связи с ростом числа епархий – Минского и Слуцкого). В связи с этой важной датой Филарета поздравил президент Белоруссии А.Г.Лукашенко. Безусловно, Митрополит Филарет всегда пользовался (и продолжает пользоваться сейчас) в огромным авторитетом в Белоруссии. Именно ему принадлежит решающая роль в возрождении, становлении и развитии Белорусской православной церкви. Ко всему прочему Митрополит Филарет является одним из немногих обладателей звания Героя Беларуси, которого он был удостоен в 2006 году «за исключительный личный вклад в духовное возрождение белорусского народа, укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога». Митрополита Филарета и белорусского президента А.Г.Лукашенко до сих пор связывают годы тёплых и дружеских личных отношений. Начиная с конца 2000-х белорусский лидер после серии экономических конфликтов с Россией в попытках реализации своей новой идеи «многовекторной внешней политики» возможно, излишне увлёкся выстраиванием отношений с Ватиканом и Мальтийским орденом, а также идеей подписания полномасштабного конкордата с римско-католической церковью, что не могло не привести к некоторому похолоданию во взаимоотношениях БПЦ и белорусского государства, но в любом случае Митрополит Филарет сохраняет значительное влияние в Белоруссии.

Но всё же жизнь не стоит на месте. Меняется ситуация не только в самой Белоруссии, но и в Белорусской Православной Церкви. Острее стали ощущаться определённые автокефальные и центробежные тенденции, всё громче раздаются пожелания, а порой и открытые требования белорусизации внутрицерковной жизни. Безусловно, Митрополиту Филарету в силу преклонного возраста всё сложнее быстро и своевременно реагировать на все эти вызовы, к тому же он и сам в последнее время выражал желание сосредоточиться в большей степени на молитвах и размышлениях, а не на ежедневном церковном администрировании.

В этих условиях Священный Синод повторно рассмотрел его просьбу о выходе на покой и удовлетворил её. Новым Патриаршим Экзархом всея Беларуси был избран Митрополит Рязанский и Михайловский Павел. Но одновременно с этим своё влияние сохранил и Митрополит Филарет - решением Священного Синода он был назначен почётным Патриаршим Экзархом всея Беларуси. Таким образом, сложилась уникальная ситуация – с 25 декабря 2013 года в Белоруссии два Патриарших Экзарха – почётный и действующий. Это необычное решение принималось не просто так, а в связи с целым рядом факторов и обстоятельств как внутрицерковных, так и политических.

Сразу же после назначения Митрополита Павла уже 25 декабря, которое является в Белоруссии выходным днём в связи с празднованием католического Рождества, вначале в оппозиционных электронных СМИ, а на следующий день – и в печатных поднялась настоящая истерия. Захлёбываясь от гнева, оппозиционные журналисты и политики в один голос твердили о том, что Белоруссии нанесено «страшное оскорбление», смещён действующий глава БПЦ, новым Экзархом назначен «ставленник Москвы», который «даже не знает белорусского языка» и местных реалий. Всё это тут же было поставлено в вину и А.Г.Лукашенко, который «взамен на российские кредиты торгует независимостью и суверенитетом». Досталось Митрополиту Павлу и за его негативное отношение к сексуальным меньшинствам. Все эти «комментарии» сводились к мысли о том, что БПЦ должна стать самостоятельной, не иметь ничего общего с РПЦ, а в нынешней «промосковской БПЦ» оставаться нет смысла. Всё это продолжалось практически до православного Рождества.

Вряд ли всерьёз можно полагать, что данное решение принималось Священным Синодом без согласования с президентами России и Белоруссии, однако не только оппозиция, но и белорусские власти поначалу встретили прибывшего Митрополита Павла весьма сдержанно и, если выразиться более точно – отстранённо холодно. Некоторую паузу взял и белорусский президент. На этом фоне весьма показательно, что он направил почётному Экзарху Филарету специальное обращение, в котором написал следующее: «Для меня Вы были и остаётесь мудрым учителем, добрым другом и советчиком. И я вновь и вновь готов восхищаться Вашим оптимизмом, жизнелюбием и замечательным чувством юмора».

С приездом митрополита Павла, который временно расположился в Центре милосердия БПЦ, в то время как митрополит Филарет продолжал занимать резиденцию Экзархата, возникла некоторая двусмысленность и едва заметная нервозность, что особенно ощущалось на фоне той пропагандистской шумихи, которую начала оппозиция.

Точку перед православным Рождеством поставил А.Г.Лукашенко, который направил Митрополиту Павлу поздравление со словами: «Убеждён, что на высоком посту руководителя Белорусского Экзархата Вы сделаете всё возможное для сохранения и развития традиций соработничества государства и Церкви, будете активно способствовать укреплению стабильности, согласия и мира в белорусском обществе». Это означало официальное признание Митрополита Павла и сняло все вопросы.

А уже 9 января 2013 года новый Экзарх Митрополит Павел принял участие в церемонии в церемонии вручения премии «За духовное возрождение» и специальных премий президента Белоруссии. В самом начале белорусский лидер обратился к теме назначения нового Экзарха: «Для нас очень важно, что новым предстоятелем Белорусской православной церкви стал человек мудрый, опытный, повидавший мир» и обратился к белорусам с просьбой принять Митрополита Павла «как своего, родного по духу человека». При этом А.Г.Лукашенко отметил, что в Белоруссии любят почётного Экзарха всея Беларуси Митрополита Филарета и выразил надежду, что Митрополит Филарет справится с болезнью и «всегда будет в наших рядах». Белорусский президент напомнил, что православная церковь является одним из духовных столпов белорусского общества и единственной конфессией, с которой белорусское государство заключило соглашение о сотрудничестве.  Митрополит Павел также подчеркнул роль Митрополита Филарета и заверил белорусского президента и присутствующих: «Я постараюсь, чтобы то, что совершил Митрополит Филарет, продолжилось, чтобы мы не разрушали, а созидали».

Казалось бы, на этом в двухнедельном марафоне некоторой неопределённости в церковной ситуации в Белоруссии можно было бы поставить точку. Но это не успокоило оппозицию, которая стала говорить о том, что «Москва специально направила своего ставленника для поддержки авторитарного режима А.Лукашенко». Разговоры об автономии и автокефалии продолжаются. А активизировавшиеся процессы украинского майдана придают всему этому особый подтекст и смысл. Украина в этом смысле становится для белорусской оппозиции примером точно так же, как ранее таким же примером для сторонников интеграции с России на Украине была сама Белоруссия.

Чтобы понять, что всё это не некие фантазии белорусской оппозиции, а вполне реальный вариант развития событий, необходимо вернуться к истории самого вопроса об экзархатах и взаимоотношений РПЦ с УПЦ и БПЦ.

Белорусская Православная Церковь (Белорусский Экзархат Московского патриархата) не является отдельной церковью, а существует лишь в качестве специального административно-территориального образования РПЦ. Вообще же, если говорить об истории экзархатов, то чаще всего это были временные образования, которые либо со временем становились полноценными патриархатами, либо упразднялись. В современный период в 1989 году «Устав об управлении Русской Православной Церкви» был дополнен отдельной главой «Экзархаты», которые могут создаваться по национально-территориальному принципу. Во-первых, необходимо было определить документально, что же представлял собой на тот момент Украинский Экзархат РПЦ и, что ещё более существенно – предстояло определить, на каких принципах будет создаваться новый Белорусский Экзархат РПЦ.

Не совсем верно говорить о том, что Белорусский Экзархат РПЦ (Белорусская Православная Церковь) был образован в связи с объявлением независимости Белоруссией. Конечно, политические процессы распада СССР имеют к этому косвенное отношение, но решение об образовании Экзархата было принято ещё 11 октября 1989 года в связи со стремительным возрождением православия в БССР и необходимостью упорядочения этого процесса. В пределах Экзархата высшая церковная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит Синоду Экзархата, который состоит из Экзарха и правящих архиереев (архиепископов и епископов). Постановления Синода Экзархата вступают в силу сразу после их подписания, однако обязательна процедура их последующего утверждения Священным Синодом РПЦ. Синод Экзархата представляет на утверждение Священного Синода нового Экзарха (как и было в последнем случае с Митрополитом Павлом), архиереев, утверждает настоятелей монастырей, решение вопросов издательской деятельности. Имя Экзарха упоминается в богослужениях сразу за именем Патриарха во всех храмах экзархата. Экзарх является постоянным членом Священного синода РПЦ. Фактически, Белорусский Экзархат или Белорусская Православная Церковь, оставаясь в составе РПЦ, пользуется значительной автономией.

Безусловно, это удобно в том смысле, что в рамках отдельной территориальной единицы Советского Союза (в данном случае БССР) было создано и аналогичное территориальное церковное образование – Белорусский Экзархат, что способствовало более оперативному решению вопросов возрождения и становления православия на белорусских землях, взаимодействия власти и церкви по самым различным вопросам и в том числе по проблеме восстановления разрушенных храмов. После распада СССР это стало ещё более актуально.

Ситуация со статусом и положением православной церкви на Украине и в Белоруссии, к сожалению, сразу же стала активно использоваться различными политическими силами, которые стремились ускорить распад Советского Союза. Раздавались требования украинизации и белорусизации Украинского и Белорусского Экзархатов. И если образование Белорусского Экзархата в 1989 году на время сняло остроту проблемы, то на Украине положение было совсем иным. Более того - несмотря на все положительные последствия создания Белорусского Экзархата, это решение имело и серьёзные негативные последствия, так как послужило определённым толчком к активизации сторонников большей независимости от РПЦ на Украине.

Дело в том, что после Октябрьской революции во время гражданской войны в условиях распада Российской империи была образована действовавшая в 1918-1919 годах Украинская автономная православная церковь, которая получила свою автономию по решению Всероссийского Поместного Собора в 1917 году. Однако уже 7 января 1918 года в Киеве состоялся Всеукраинский церковный собор, где 150 голосами против 60 была отвергнута идея автокефалии.

Сразу после окончания гражданской войны в 1921 году было принято решение о ликвидации этой автономии, но вместо неё, с учётом национально-территориальной специфики, было принято решение о создании Украинского Экзархата РПЦ. Однако однажды выпущенного из бутылки джина «незалежности» было не так-то просто загнать обратно. Уже в октябре 1921 года в Киеве прошёл собор сторонников автокефалии. Недовольные статусом Экзархата провозгласили создание Украинской автокефальной православной церкви, которая, однако, не была признана православными церквами мира. Ряд объявленных УАПЦ «канонов» и вовсе были признаны противоречащими православному учению.

В 1923 году в связи с процессами «обновленчества», затронувшими всю РПЦ, украинские «обновленцы» получили «автокефалию» от свои коллег в Москве.

В дальнейшем острота внутриправославных споров была постепенно сведена на нет атеистической и богоборческой политикой большевиков.

Но в 1939 году после успешного освободительного похода Красной Армии с СССР были воссоединены земли Западной Украины и Западной Белоруссии, где позиции православной церкви, несмотря на давление католических властей Польши, удавалось в значительной степени сохранять всё предвоенное время. По согласованию с властями СССР был создан Экзархат Западных областей Белоруссии и Украины с центром в украинском городе Луцке.

Дополнительное смятение и путаница возникли и в период немецко-фашистской оккупации. Возникает Украинская автокефальная православная церковь. Это, однако, была не та УАПЦ, которая была создана в 1921 году. Новая УАПЦ не признавала УАПЦ образца 1921 года. Что же касается схожести названий, то это объясняется, прежде всего, тем, что при поддержке немецко-фашистских оккупантов на территории Украины была создана Украинская автономная православная церковь и автокефальная церковь не хотела, чтобы их путали. Автокефальную поддерживали украинские националисты, а сами фашисты – в большей степени автономную. Шли переговоры об объединении этих церквей, но они оказались безрезультатными. Активно действовали и униаты, или греко-католики.

После освобождения Украины в состав Украинского Экзархата перешла часть Мукачёвско-Пряшевской епархии Сербской Православной Церкви в связи с воссоединением Закарпатской Украины с СССР.

8-9 марта 1946 года на Львовском церковном соборе произошло воссоединение греко-католической церкви Украины с Православной Церковью Украинского Экзархата. Такое же решение приняло и униатское духовенство в Пряшеве. В состав Экзархата стали возвращаться и обновленцы. К этому времени СССР частично изменил свою религиозную политику – многие храмы были открыты заново.

В 1949 году уния окончательно ликвидируется, так как в состав православной церкви переходят и закарпатские униаты.

В 1958 и 1964 годы стали новым периодом богоборчества и закрытия храмов. В 1961 году под предлогом реставрации была даже закрыта Киево-Печерская лавра.

В 1966 году Патриаршим Экзархом Украины становится митрополит Филарет (Денисенко).

В законсервированном состоянии Украинский Экзархат пребывал до конца 1980-х, когда начала меняться отношение государства к церкви.

Поместный собор РПЦ в Москве 6-9 июня 1988 года принимает новый Устав и подтверждает права Украинского Экзархата РПЦ с правом использования второго названия – Украинская Православная Церковь.

Как мы уже говорили выше, аналогичное решение было в 1989 году принято и по Белорусскому Экзархату.

Определённая двоякость толкования вторых названий Украинского и Белорусского Экзархатов – Украинская Православная Церковь и Белорусская Православная Церковь (УПЦ и БПЦ соответственно) сразу же позволила многим говорить о том, что ситуация с Экзархатами – всего лишь переходный период.

На Украине, где в отличие от Белоруссии, православная церковь не была столь единой и монолитной, так как в ней, особенно на западе, было немало сторонников идей автокефальной и автономной церквей, и униатов, создание Экзархата было воспринято, как сигнал к продолжению более решительных действий. Фактически, сразу после подтверждения всех прав Украинского Экзархата началась активная деятельность сторонников автокефалии и автономии.

В 1989 году была возобновлена монашеская деятельность в Киево-Печерской лавре, активно восстанавливались и открывались храмы. Однако всего этого сторонникам «церковной незалежности» было мало.

В итоге приходится констатировать, что решение 1917 года о наделении украинского православия правами автономии, как показала история, имело далеко идущие печальные последствия для единства РПЦ, которые мы ощущаем и по сей день. Решение же о ликвидации автономии и образовании Украинского Экзархата было половинчатым и лишь частично восстановило единство РПЦ, сохранив потенциальную возможность распада единого церковного организма в случае новых государственных катаклизмов, что мы и наблюдаем после распада СССР. Под давлением сторонников «незалежности» 27 октября 1990 года Архиерейский собор РПЦ в Москве упразднил Украинский Экзархат и вновь основал самоуправляемую с правами широкой автономии Украинскую Православную Церковь Московского патриархата. Фактически, Синод УПЦ стал высшим органом управления. Влияние Московского Патриархата стало чисто символическим – оно осталось в названии УПЦ и в том, что избираемый решением Синода УПЦ Предстоятель УПЦ должен получить благословение Патриарха Московского. Главой УПЦ стал Митрополит Филарет (Денисенко).

Таким образом, решение, нарушившее единство РПЦ, было принято не в самом Киеве, а на Архиерейском соборе РПЦ 1990 года в Москве, пускай и под давлением «самостийных» тенденций на Украине. В течение 1989-1990 годов была организована массовая пропагандистская компания - на имя Патриарха Пимена в Москву и Митрополита Киевского, Патриаршего Экзарха Украины Филарета в Киев поступали многочисленные послания от клириков и мирян из западноукраинских епархий с призывами даровать автокефалию Экзархату. Компания была хорошо подготовлена и скоординирована. Решение Архиерейского собора о представлении УПЦ независимости и самостоятельности в управлении было вполне в духе объявления о «независимости» Российской Федерации, которое в своё время практически похоронило Советский Союз. На мой взгляд, оно было весьма недальновидным и создало опасный прецедент дробления Русской Православной Церкви и в будущем.

Тем временем на Западной Украине ситуация всё больше обострялась. Униаты (УГКЦ) захватывали храмы. Часть клира и прихожан УПЦ перешли в Украинскую автокефальную православную церковь. Всё это стало возможным после встречи в Ватикане президента СССР М.Горбачёва и папы Иоанна Павла II в феврале 1990 года, когда советский лидер пошёл на беспрецедентные уступки и согласился на восстановление УГКЦ. На захваты храмов УПЦ униатами власти в 1990 годах практически не реагировали.

Митрополит Филарет (Денисенко) получил в Софийском соборе в Киеве 28 октября 1990 года грамоту Патриарха Алексия II о даровании УПЦ независимости и самостоятельности в управлении, а 22-23 ноября 1990 года состоялся первый Собор УПЦ.

24 августа 1991 года Украина заявила о своей независимости. 1-3 ноября 1991 года Собор УПЦ принял решение просить Московский Патриархат о предоставлении УПЦ полной автокефалии. Это было подтверждено решением епископского совещания УПЦ 22 января 1992 года и соответствующим обращением президента Украины Л. Кравчука. Стало ясно, что процесс церковной «незалежности и самостийности» набрал обороты.

РПЦ оказалась перед угрозой полной потери Украины. Нужно было или предоставить полную независимость, признав право Украины иметь собственного патриарха, либо как-то попытаться вернуть ситуацию назад. Но сделать это было уже не так-то и просто.

Тем не менее, 23 января борьба началась – несколько епископов УПЦ отозвали свои подписи из обращения об автокефалии, после чего их отстранили от управления своими епархиями. 18-19 февраля 1992 года священный Синод РПЦ призвал Митрополита Филарета (Денисенко) и УПЦ отменить своё решение о просьбе дарования автокефалии. Филарет и епископат УПЦ ответили отказом.

С 31 марта по 5 апреля в Москве проходил Архиерейский Собор, решавший этот вопрос. Большинство считало нужным отказать в автокефалии УПЦ. Патриарх Алексий II обратился к Филарету с    С 31 марта по 5 апреля в Москве проходил Архиерейский Собор, решавший этот вопрос. Большинство считало нужным отказать в автокефалии УПЦ. Патриарх Алексий II обратился к Филарету с просьбой: «Мы просим владыку Филарета ради блага Православия в Украине, ради нашего единства, во имя спасения Церкви на Украине уйти со своего поста и предоставить епископам Украины возможность выбрать нового Предстоятеля». После этого выступающие настаивали на уходе Филарета и предлагали за это проголосовать. Украинский Митрополит Филарет в этой ситуации пообещал, что будет проведено избрание нового Предстоятеля после его возвращения на Украину. Голосование об отстранении Филарета в итоге так и не было проведено.

7 апреля 1992 года в Киеве Митрополит Филарет объявил об отказе уйти с поста Предстоятеля УПЦ.

Это означало начало нового раскола. 30 апреля в Житомире сторонники сохранения единства с РПЦ осудили решение Филарета и заявили о созыве 11 мая Архиерейского Собора УПЦ. Был создан Комитет по защите православия, предложивший избрать новым Предстоятелем УПЦ Митрополита Владимира (Слободана).

Филарет собрал собственную Конференцию в защиту канонических прав и обратился к Патриарху Константинопольскому Варфоломею за поддержкой.

27 мая в Харькове был собран Собор УПЦ, низложивший Филарета и избравший во втором туре новым Предстоятелем Митрополита Владимира (Слободана).

Филарет и его сторонники, так и не дождавшись поддержки со стороны Патриарха Варфоломея, не признали избрания Митрополита Владимира и объявили о создании УПЦ Киевского патриархата. Эта структура не была признана ни одной православной церковью, однако её признало украинское государство. В итоге на Украине разгорелись ожесточённые споры за храмы и имущество между УПЦ Московского Патриархата, УПЦ Киевского патриархата. УАПЦ и УГКЦ.

Это часто приводило к открытым физическим столкновениям между верующими, в том числе с использованием палок, метанием камней и т.п.

Руководство Украины в этой ситуации время от времени апеллировало к Константинопольскому Патриархату. Во время переговоров между Константинопольским и Московским патриархатами в июне 2000 года проявилась разница в подходах. Патриарх Варфоломей отметил, что заинтересован в получении УПЦ автокефалии, которую может дать только Церковь-мать (в данном случае, по его мнению – Константинополь, а не Москва). Противоречия между Константинополем и Москвой в православии имеют давнюю историю. Традиционно Патриарх Константинопольский считается и Вселенским, что идёт ещё со времён Византийской империи. Но в современных исторических условиях именно Патриарх Московский реально является самым влиятельным православным иерархом. Это несоответствие активно используется на Западе для создания определённых сложностей для РПЦ и православия в целом.

Для решения проблемы УПЦ 13-16 августа 2000 года был созван Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ, на котором присутствовали все правящие архиереи УПЦ Московского Патриархата. Разброс мнений был от предоставления УПЦ полной автономии до возвращения статуса Экзархата. В итоге было подтверждено решение 1990 года.

Таким образом, ситуация в УПЦ пока до конца так и не урегулирована. Вопрос об автономии и даже автокефалии поднимается, однако единодушия в этом пока нет, в том числе и между Московским и Константинопольским патриархатами.

УПЦ пользуется де-факто практически полной автономией, но все правящие архиереи УПЦ принимают участие в Архиерейских Соборах РПЦ, что и обеспечивает определённую степень единства.

Вместе с тем, очевидно, что в религиозные споры о судьбе УПЦ сегодня в той или иной степени вовлечены не только сами РПЦ и УПЦ, но и иные православные церкви и отдельные государства.

Я так подробно остановился на ситуации в УПЦ для того, чтобы было понятно, что точно такая же ситуация могла возникнуть и в БПЦ, в чём были весьма заинтересованы противники российско-белорусской интеграции как на Западе, так и в самой Белоруссии (и оппозиция, и в определённой степени и сами белорусские власти). Если права широкой автономии и самоуправления были предоставлены УПЦ, было вполне логично добиваться этого и в БПЦ. И такие голоса начали раздаваться всё чаще. Более того, при упоминании в белорусских СМИ название Белорусский Экзархат Московского Патриархата почти не использовалось – везде речь шла только о Белорусской православной церкви, словно речь шла о церкви самостоятельной, а не части РПЦ. Начались активные процессы белорусизации внутрицерковной жизни. В связи с ухудшением состояния здоровья Митрополита Филарета и его возможного отхода от дел по этой причине сторонники автокефалии питали определённые надежды на реализацию своих планов

Избрание Митрополита Павла перечеркнуло этот негативный для РПЦ и БПЦ сценарий. К тому же в Москве начало свою работу представительство Белорусского Экзархата под руководством архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия – авторитетного церковного иерарха, давнего сторонника единства РПЦ. В отличие от Украины связь РПЦ и БПЦ и их единство заметно усилились и укрепились. Сторонники автокефалии БПЦ потерпели сокрушительное поражение.

Именно это и вызвало столь нервную и болезненную реакцию белорусских националистических кругов, мечтавших направить развитие ситуации в Белорусском Экзархате РПЦ по украинскому сценарию. Очевидно, что цель компании критики избрания Митрополита Павла Патриаршим Экзархом всея Беларуси – политизация церковной жизни, расшатывание внутриполитической ситуации и дестабилизация обстановки как внутри БПЦ, так и во всей Белоруссии. Однако эта компания явно провалилась.

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru