САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Татьяна Шабаева: Бес литературы

Татьяна Шабаева: Бес литературы

« Назад

15.10.2015 10:39

Нобелевскую премию по литературе за 2015 год присудили Светлане Алексиевич «за многоголосые произведения, памятник страданию и мужеству». Что скрывается за внешне эффектной формулировкой Нобелевского комитета? И какое отношение к литературе имеют «многоголосые произведения» Светланы Алексиевич? Попробуем разобраться.

Разоблачать политический символизм Нобелевской премии по литературе — говорить о том, что почти во всех случаях с русскими писателями её присуждали тем, кто был не в ладах с официальной властью, — уже не слишком интересно. В конце концов об этом исчерпывающе сказал Вадим Кожинов ещё в статье 1997 года «Нобелевский миф». Дали Бунину — эмигранту, дали Пастернаку — не за поэзию, дали Шолохову, чтоб не выглядело слишком скверно, дали Солженицыну — сами понимаете, нельзя было не дать. Дали Бродскому. А вот Толстому не дали, именно за взгляды не дали — посчитали возмутительными. И Чехову тоже. И Горькому. И тем нашим писателям, которые были голосом сражающегося народа в 1941–1945-м, хотя значение этого подвига в те годы никто в мире не приуменьшал…
Да стоит ли нам обижаться: самую дорогую премию скандинавы не дали своим же — ни Ибсену, ни Стриндбергу. Ни Прусту, ни Лорке, ни Брехту… А кому дали — тех уже зачастую и не вспомнишь.

нобелевка-2-861x1024
Иван Бунин

Однако это принципиально неверный разговор. Он позволяет подумать — хотя бы в таком разрезе предположить, — что имя Светланы Алексиевич можно поставить в тот же ряд, где Солженицын и Пастернак, и так рассуждать о политической предвзятости. А этого нельзя делать. Будь Бродский впрямь трижды политически ангажирован, он тем не менее был поэт и творец. Будь роман Пастернака «Доктор Живаго» в самом деле слаб, как сейчас говорят вдруг прозревшие, он всё же был художественным произведением, не без достоинств. И каким бы непримиримым антисоветчиком ни являлся Солженицын, он вместе с тем был писатель, несомненный и самобытный. «Архипелаг ГУЛАГ» — не сборник интервью и репортажей, документальных справок и заметок на полях, а цельное оригинальное сочинение, и даже в большей степени сочинение, чем это необходимо.

Можно бесконечно пенять и доказывать, что Нобелевскую премию до сих пор частенько давали несправедливо, не за литературу, одно останется неизменным: её всё-таки давали литературе. Даже Уинстону Черчиллю дали — «за высокое мастерство в произведениях исторического и биографического характера, а также блестящее ораторское искусство в отстаивании возвышенных человеческих ценностей». И попробуйте спорить, что у Черчилля не было произведений исторического характера!

нобелевка-3-720x1024
Михаил Шолохов

В 2015 году впервые Нобелевскую премию по литературе получила журналистика без литературы. Не публицистика, а именно компилятивная журналистика, обходящаяся с материалом совсем запросто и по-хозяйски: здесь отрежем, и здесь, и здесь, «из ста страниц интервью я выбираю только полстраницы». Выбранные же куски интервью Алексиевич публиковала иногда вопреки воле собеседников. Премию ей присудили с формулировкой «за многоголосые произведения, памятник страданию и мужеству». Но ведь эти «многие голоса» принадлежат как раз собеседникам, людям, зачастую оставшимся безымянными; кроме этих голосов в книгах, на которых — даже без пометки «составитель» — стоит имя Алексиевич, ничего и нет.

Говорить о «качестве» книг Алексиевич очень трудно. Какое может быть качество текста у потерпевшего, выступающего в суде? У случайной знакомой, выкладывающей вам всю свою жизнь под стук колёс в ночном поезде? Имеет ли здесь значение качество? Нет, тут что-то значат только: искренность, достоверность, сердечность, надрыв. Сердечного надрыва в книгах Алексиевич очень много именно потому, что она в первую очередь его и ищет, собирает по крупицам. Они все — сплошная рана. И мы не имеем права сказать, что это плохо, потому что разве же нам не стыдно попрекнуть калеку его ранами, что они как-то не слишком художественно выглядят, усомниться, что они, может быть, не так уж и страшно болят, как он рассказывает? Нам это было бы очень стыдно.
Любые попытки сказать простое и очевидное: «Алексиевич — не писательница», натолкнутся на апелляцию к высшим чувствам, к гуманизму. «Но ведь она всё это собрала! Она обработала! Она нашла всех этих людей! Если бы не она, мы бы ничего этого не узнали». И как последний неубиваемый козырь: «Вы что, против гуманизма?».

нобелевка-4-821x1024
Александр Солженицын

А ведь вы не против гуманизма, нет. Вам просто не нравится, как журналистка обходится с материалом, который буквально преподнесён ей с кровью сердечной. Вот эта мишура, заголовки типа «Про то, что мы выросли среди палачей и жертв». Эпиграфы вроде «Жертва и палач одинаково отвратительны». Юморески, умышленно вставленные посреди скорби. В ночном поезде вы не будете втихомолку корчить рожи попутчице, делящейся с вами о том, как она потеряла сына, покончившего самоубийством. Даже если вы не отыщете слов утешения, вы всё-таки не будете рассказывать ей об извечной рабской психологии русского народа и о том, что «жертва и палач — это одно». Быть может, это и есть гуманизм.

Однако если в книгах, подписанных именем Алексиевич, присутствует хотя бы некоторая литература, то она как раз в обработке. Это неумолчный авторский бесёнок, бес литературы, который жаждет проявить себя. Здесь он проявляет себя вот так.

Но бог с нею, с мотивировкой Нобелевской премии; кому только её не давали и кому ещё не дадут. Олег Кашин пишет, будто слава нобелевского лауреата делает Алексиевич в медийном мире равной Путину, «причём такая конкуренция для Путина будет заведомо проигрышна. Путин скажет «Да», нобелиат скажет «Нет», и это будет последнее слово»… Поживём — увидим. Кстати, вы ещё помните имя прошлогоднего лауреата Нобелевской премии по литературе?

Увы, но даже сама Алексиевич имеет слегка преувеличенное представление о значимости громких премий, и в то же самое время, когда сайт «Медуза», взяв у неё интервью, пишет об изданных на Западе «четырёх миллионах экземпляров» «Чернобыльской молитвы» (книги, получившей National Book Critics Circle Award — престижную награду американских критиков), лондонская «Гардиан» упоминает, что имя Алексиевич не известно многим англоговорящим читателям.

нобелевка-5
Иосиф Бродский

Американцы же, как и всегда, восхитительно прямолинейны. «Чернобыльскую молитву» (переведённую как «Голоса из Чернобыля») они считают «компиляцией интервью». Политический смысл Нобелевской премии газета «Нью-Йорк таймс» называет «очевидным»: «Награждение Алексиевич подоспело в тот момент, когда Россия снова играет своими военными мускулами на Украине и в Сирии. Выбрав Алексиевич, шведский комитет продолжил давнюю традицию использования премии для того, чтобы ущипнуть советскую и постсоветскую власть». Тут же сообщается, что на первой же конференции после присуждения премии Алексиевич назвала действия России на Украине «оккупацией». В качестве главного политического эксперта цитируется Олег Кашин. Ну а чего мы ждали?

Быть может, мы ждали того, что в числе первых, кто бросится поздравлять Светлану Алексиевич за Нобелевскую премию без литературы, всё-таки не будет российского министра культуры Владимира Мединского. Может быть, мы думали, что без этого обойдётся. Но нет, не обошлось. С горячими поздравлениями и верой, что премия принесёт белорусам счастье, отметился уже и Александр Лукашенко, которого на Западе совершенно напрасно — с подачи самой Алексиевич — аттестуют гонителем свобод. И Пётр Порошенко, который заверил, что украинцем перестать быть невозможно (Алексиевич родилась в Ивано-Франковске и украинка по матери). И тогда же, когда российские литераторы и журналисты определённого толка трубят о торжестве русской культуры, наконец-то доставленном нам всем премией Алексиевич, в это же самое время украинские сайты заявляют, что Алексиевич никакая не русская писательница, а совсем даже наоборот. В общем, всё как всегда.

Просто в премии, где уже давно нет ничего, кроме денег — очень больших, самых больших в мире литературы, — стало ещё заметно меньше литературы. Но не денег. А это, как хотите, аргумент. «Если ты глупый, то почему ты такой богатый? Наверное, ты всё-таки очень умный».

Источник



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru