САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ День единения в ретроспективе и исторической перспективе

День единения в ретроспективе и исторической перспективе

« Назад

06.04.2016 11:16

День единения в ретроспективе и исторической перспективе

 

2 апреля в очередной раз отмечается День единения народов Беларуси и России. Сама дата была выбрана не случайно, поскольку именно в этот весенний день далекого 1996 года президенты двух стран Б. Ельцин и А. Лукашенко подписали Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии. В истории взаимоотношений двух стран данная интеграционная структура никакой роли не сыграла и уже 2 апреля 1997 года была преобразована в Союз Беларуси и России. С этого времени было решено торжественно отмечать День единения братских народов.

Действительно на протяжении ряда лет этот праздник в Минске и Москве отмечался с размахом и сопровождался довольно помпезными мероприятиями. С годами, однако, все свелось к скромным и дежурным действам, что по большому счету отражало весьма неспешный и противоречивый процесс интеграции. Сам документ о создании Союза, например, подписали 2 апреля 1997 г., а вот Декларацию о дальнейшем единении России и Беларуси Ельцин и Лукашенко смогли подписать только в конце декабря 1998 г., что отражало политические противоречия, выявившиеся в ходе первого этапа интеграции.

Ещё в большей степени пути двух государств разошлись в экономике. Союз предполагал создание единого экономического пространства, чему должно было способствовать выполнение Программы синхронизации экономических реформ. Логика сближения подсказывала именно такой путь. Руководитель российского правительства, председатель Исполнительного комитета Союза В. Черномырдин даже наивно надеялся, что «стягивающий эффект» программы в качестве мощного рычага реальной интеграции позволит создать единое экономическое пространство в течение 1 – 2 лет. Но оно, как известно, не сложилось и к 2016 г. Объясняется это тем, что с обретением независимости вначале 1990-х гг. Республика Беларусь вслед за Россией выбрала модель «догоняющей экономики». Однако с 1997 г. правящий режим первого президента РБ Александра Лукашенко круто изменил экономический курс страны, окончательно отказавшись от осуществления «догоняющей модернизации». Минск предпочел вернуться на рельсы административно-управляемой экономики, опасаясь катастрофических социально-экономических последствий политики, ведущей к установлению рыночных отношений и приватизации государственных предприятий.

Договор 1999 г. о создании Союзного государства практически не выводил взаимоотношения двух стран на новый качественный уровень. Договор не предусматривал быстрого, глубокого и действительного воссоединения двух государств. По форме и содержанию он не мог претендовать на роль документа конституционного звучания, более того, это был уникальный межгосударственный акт, который не претендовал на статус источника права, на приоритетность по отношению к национальным законодательствам РФ и РБ, а был нормативным документом (modus vivendi) непрямого действия.

Договор о создании Союзного государства изначально не мог быть осуществлен, поскольку принципы интеграции, положенные в его основу, подобное объединение двух остающихся суверенными и независимыми государств делали не реальным. Поверка на практике это очень скоро выявила, но правящие классы стран-участниц СГ не только не проявляли политической воли по необходимой корректировке союзной программы, но, порой, достигали согласия в мерах по намеренному торможению процесса интеграции в ключевых пунктах. Наиболее ярко эта тенденция была заметна по вопросу избрания Палаты представителей Союзного парламента и подготовке проекта Конституционного акта. Поэтому у Союзного государства до сих пор нет ни парламента, ни конституции.

Самое главное – заложенные в Договоре принципы «суверенного равенства государств-участников», принятия решений на высшем уровне по формуле 1 + 1 и добровольности выполнения взаимных обязательств (ст.3. п.1) при значительном фактическом неравенстве политического, военно-стратегического и экономического потенциалов привели к упорному отстаиванию союзниками своих национальных интересов, полномочий и преимуществ.

Вместе с тем несомненным успехом является то, что России и Республике Беларусь удалось создать прообраз уникального в мировой практике межгосударственного объединения – Союзное государство. К числу бесспорных достижений можно отнести создание определенного экономического фундамента, на котором в будущем возможно создание единого экономического пространства. Между Россией и Белоруссией отсутствуют границы, таможенные барьеры, граждане двух стран в равной степени пользуются свободой передвижения и правом выбора места жительства. Не менее значимым является и то, что сформирована первоначальная правовая основа обеспечения социального равенства белорусов и россиян – на трудоустройство, оплату труда, получение образования, медицинскую помощь.

Хочется специально подчеркнуть, что без широкой общественной поддержки никакие программы интеграции воплощены в жизнь не будут. В этой связи приходится констатировать, что народы Белоруссии и России в значительной степени разочарованы «союзным долгостроем», утеряли надежду и веру в то, что Союзное государство будет реально функционировать в полном объеме и позитивно влиять на их жизнь.

Все чаще в Минске и Москве можно слышать рассуждения о том, что идея Союзного государства потеряла актуальность, должна уступить место каким-то другим интеграционным проектам (Евразийскому экономическому союзу, например). На наших глазах возрождающаяся экономическая и внешнеполитическая мощь России позволяет отнестись к подобным легковесным предложениям как лишенным истинного государственного смысла. Свободный и равноправный союз, обличенный в государственную форму, в интересах братских народов Белоруссии и России. Сильная, процветающая Россия – единственный гарант создания Союзного государства, привлекательного и для других народов и стран.

Материк



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru