САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Массовые беспорядки в Казахстане как отражение событий в Белоруссии

Массовые беспорядки в Казахстане как отражение событий в Белоруссии

« Назад

11.01.2022 19:12

События в Казахстане, которые вспыхнули 2 января и вылились в боевые столкновения с десятками жертв и сотнями пострадавших, заставили многих сравнить их с тем, что уже ранее наблюдалось во многих частях мира, охваченных «цветными революциями». Венесуэла, государства арабского мира, Киргизия, Грузия, Украина и, конечно, Белоруссия уже испытали на себе всю «прелесть» массовых беспорядков.

Белорусский опыт 2020 года, а теперь и события в Казахстане показали, что методы организации государственных переворотов за последние годы значительно развились. Их основой стали современные информационные технологии, которые даже при отсутствии единого координационного центра в стране позволяют руководить протестами и создавать критическое напряжение в обществе. В то же время говорить о том, что события в Казахстане аналогичны тому, что происходило в Белоруссии, все же нельзя. Это, на наш взгляд, два схожих внешне, но разных по сути явления.

При некоторой похожести событий в обеих странах их причины имеют неодинаковую природу. Например, аналитики прямо указывают на родственные черты – несменяемость власти в обеих странах (роль Нурсултана Назарбаева даже после его официального ухода с поста президента оставалась решающей), застой и некоторые кризисные явления в экономике, заигрывание властей с Западом и их структурами, а также стремление построить государственную идеологию на принципах национальной неповторимости. В то же время, в отличие от Казахстана, к 2020 году в Белоруссии при всей ее многовектороной политике не было такого количество западных НГО и НКО, а большинство явно ангажированных и связанных со странами Запада организаций были закрыты. Нурсултан же закрывал глаза на усиление американского и европейского присутствия в стране в виде различных фондов и прочих структур, которые якобы занимались «развитием демократии», но по сути создавали собственные центры влияния и готовили нужных им лидеров мнения в казахском обществе.

Однако, если в случае с Белоруссией именно прозападные и аффилированные с правительственными структурами США и ЕС организации стали одними из организаторов и координаторов протестов, то в Казахстане, насколько можно судить по имеющейся сегодня информации, дело обстоит несколько иначе. Это косвенно подтверждают и последние действия казахстанского руководства, которое занялось чисткой в эшелонах высшей власти, но пока не трогает иностранные структуры в стране. По всей видимости, основной причиной январских событий в Казахстане является попытка провести перераспределение властных полномочий среди правящих в стране кланов, а не вмешательство извне. Поэтому совершенно неудивительно то, что Запад фактически не был замечен среди тех, кто напрямую направлял протесты, как это было на Украине или в Белоруссии.

В частности, ни Вашингтон, ни Брюссель официально не поддержали протестующих, лишь выразив мнение о необходимости соблюдения права человека в Казахстане. В 2020 году реакция Запада на разгон демонстрантов в Минске была куда жестче и продолжается по сей день, вылившись в беспрецедентные санкции против Белоруссии.

У протестующих в Казахстане также не видно единого лидера, поддерживаемого США или ЕС, в то время как экс-кандидата в президенты Белоруссии Светлану Тихановскую на Западе признали национальным лидером, сделав на нее ставку в противостоянии с Александром Лукашенко. В Казахстане на площадях не было американских и европейских дипломатов, раздающих «печеньки» или возлагающих цветы к местам гибели протестующих. Даже появление в этой стране российских миротворцев в составе военного контингента Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) не создало особого напряжения на международной арене, в то время как разговоры в августе 2020 года о возможной помощи Лукашенко со стороны России было восприняты и растиражированы на Западе как попытка аннексии Белоруссии. Проще говоря, исходя из нынешней реакции Запада, можно с определенной долей уверенности сказать, что нынешние протесты в Казахстане вряд ли были напрямую инспирированы США или их европейскими союзниками. Хотя, конечно, без иностранного вмешательства и здесь не обошлось, но оно было либо косвенным, либо уже постфактум.

В то же время есть ряд моментов, которые роднят нынешние события в Казахстане и попытку государственного переворота в Белоруссии в 2020 году. В первую очередь речь идет о технологиях и даже координаторах протестов. В обеих странах для нагнетания обстановки и координации использовались социальные сети и различные мессенджеры. И в Казахстане, и в Белоруссии происходило «расчеловечивание» правоохранителей, не перешедших на сторону мятежников, а также использовалась технология множества разрозненных центров сопротивления, которая не позволяла силовикам взять ситуацию под свой контроль.

Однако и здесь есть различия, среди которых одним из наиболее важных является то, что в Белоруссии планомерная подготовка протестов велась на протяжении нескольких месяцев перед президентскими выборами, которые изначально и предполагалось сделать отправной точкой переворота. В Казахстане же все происходило довольно спонтанно, а координаторы протестов массово стали появляться уже после того, как стихийные акции начали вспыхивать повсеместно. И только после этого свою роль в казахстанских протестах сыграли те технологии, которые были отработаны в Белоруссии.

Стоит заметить, что помимо местных казахских телеграм-каналов на роль основного координатора протестов в первые дни вышел хорошо известный белорусским правоохранителям канал NEXTA, штаб-квартира которого расположена в Варшаве. Именно данный канал был основным во время подготовки и организации беспорядков в Белоруссии, напрямую координируя протестующих, а также натравливая их на представителей власти и силовых органов.

В Казахстане NEXTA был одним из первых, кто размыл конкретные социально-экономические требования протестующих и придал им политический окрас. Именно на этом канале, как и в случае с Белоруссией, демонстрировались репортажи с протестов, раздавались призывы к погромам и борьбе «до тех пор, пока отставка правительства и диктатора Назарбаева не станет реальным фактом», и даже давались инструкции, как воевать против силовиков. Известно, что NEХTA уже давно не контролируется создавшим его белорусом Степаном Путило, а превратился в один из информационно-пропагандистских центров, обслуживающих интересы западных спецслужб во главе с США. Однако даже это не дает серьезного повода говорить о том, что за протестами в Казахстане стоит Вашингтон или Брюссель. Скорее – о неудачной попытке некоторых лиц использовать ситуацию в своих интересах.

Для Запада всегда было важно сохранять напряженность на границах России, как это было в случае с Украиной, Грузией, Киргизией или Белоруссией. Однако ситуация с Казахстаном не столь очевидна, так как экономические и политические интересы США и ЕС в этой стране были довольно неплохо защищены властями. Ни Нурсултан Назарбаев, ни Касым-Жомарт Токаев не представляли опасности для западного капитала, не стремились к более тесной интеграции с Россией, не шли на сближение с Китаем, что вполне устраивало Запад. Последствия же нынешних протестов могут быть печальными для США или ЕС: как и в случае с Белоруссией, влияние России в этой стране может только возрасти, а евразийская интеграция, против которой выступают западные политики, ускорится. Об этом свидетельствуют последние контакты высшего руководства двух стран и отправка в Казахстан миротворцев ОДКБ, которые взяли под контроль стратегические объекты, в том числе и по добыче урана.

Необходимо отметить еще вот что: в отличие от Нурсултана, который не сделал особых выводов из белорусских протестов 2020 года, нынешние волнения в Казахстане оказали самое непосредственное влияние на Минск.

С одной стороны, здесь только укрепились в понимании правильности всех своих последних действий как во внутренней, так и внешней политике. Александр Лукашенко ранее неоднократно предупреждал своих коллег на постсоветском пространстве, что все «цветные революции» конечной целью имеют Россию. Эти слова белорусского лидера нашли свое отражение и в ситуации с Казахстаном, что проявилось в довольно распространенном в интернет-пространстве воззвании к казахам, где одним из требований к властям было «признание годов правления СССР преступлением против народов постсоветской империи, осуждение военной агрессии против Украины и аннексии Крыма, выход из состава СНГ, ЕАЭС и прочих союзов с Российской Федерацией».

Нечто подобное проговорил и бежавший казахский олигарх Мухтар Аблязов, который решил сыграть на протестах и объявить себя их лидером со своим штабом в Киеве. Все это официальный Минск уже проходил, так как представители местной оппозиции уже долгое время отрабатывают русофобскую повестку дня. Поэтому неудивительно, что в этом контексте белорусский лидер вполне заслуженно почувствовал повышение своего статуса не только внутри страны, но и на постсоветском пространстве.

 С другой стороны, перед официальным Минском сегодня возникла определённая проблема. Если учитывать тот факт, что западное влияние на протесты в Казахстане изначально было минимальным, то истинные причины происходящего сегодня в этой стране заложены в существующей в ней политической системе. Некогда расхваливаемый казахский вариант транзита власти оказался в конечном счете провальным. Это так или иначе поставит перед белорусскими властями вопрос о путях намеченной ими трансформации системы управления государством, которую планируют начать с изменения Конституции. Конечно, в белорусской действительности абсолютное повторение нынешней ситуации в Казахстане будет невозможно, однако некоторые последствия транзита власти по казахскому сценарию вполне могут проявится.

Поэтому уроки Казахстана будут, безусловно, тщательно изучаться в белорусской столице, где вполне могут скорректировать намеченный ранее путь политического реформирования. Об этом, например, косвенно свидетельствует заявление А. Лукашенко 7 января, в котором он отметил, что взял жесткий курс на суверенитет и независимость страны при одновременном сближении со странами постсоветского пространства.

В целом же сегодня вряд ли можно говорить о том, что массовые беспорядки в Казахстане однозначно являются звеном в цепи событий по формированию Западом пояса напряженности вокруг России. Однако это не означает, что США или ЕС не попробуют воспользоваться ситуацией в собственных интересах. Как минимум, Москву, а с ней и Минск наверняка обвинят в попытке нарушить суверенитет Казахстана и нормы международного права. Достаточно привести пятничное заявление главы госдепартамента Энтони Блинкена о недоумении США, зачем власти Казахстана обратились за помощью к государствам-членам ОДКБ: «У властей Казахстана есть все для того, чтобы самостоятельно разобраться с протестами. Поэтому неясно, почему им потребовалась помощь извне». Характерен и хамский вывод госсекретаря США: «…Один из уроков, преподнесенных нам новейшей историей, заключается в том, что когда к вам домой приходит Россия, то затем порой бывает сложно добиться ее ухода».

Все это означает, что ни России, ни Белоруссии, ни иным постсоветским странам, где Запад еще не установил свой полный контроль, спокойно жить не дадут.

Илья Захаркин, ritmeurasia.org



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
26.03.24

21 марта 2024 года на специальном заседании Центральной избирательной комиссии России председатель ЦИК Элла Памфилова озвучила официальный результаты итогов голосования на выборах президента России, согласно которым победителем стал Владимир Путин — 87,28% голосов избирателей (за него отдали свой голос 76 277 708 избирателей), далее расположились Николай Харитонов — 4,31% (3 768 470), Владислав Даванков — 3,85% (3 362 484) и Леонид Слуцкий — 3,20% (2 797 629). Явка составила 77,49%. В выборах приняли участие 87 576 075 избирателей.

26.03.24

Государственная политика Республики Беларусь в области миграции осуществляется посредством административно-правового регулирования миграционных потоков и направлена как на защиту рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, так и (в значительной степени) на поддержание исторически сложившейся этнокультурной среды в республике. Миграционная политика Республики Беларусь складывается из двух частей. Первая затрагивает сферу внешней трудовой миграции, вторая касается беженцев, в первую очередь, с Украины.

22.03.24

Опыт «реформирования» России и Беларуси обнажил всю пропасть между народной и так называемой диссидентской интеллигенцией, которая причисляла себя к выразительнице сокровенных чаяний и дум нашего народа.

20.03.24

12 марта 2024 года в Москве в Цифровом деловом пространстве г. Москвы прошёл Всероссийский форум с международным участием «Россия – дом народов». Данный форум был включён в план основных мероприятий в соответствии с Указом Президента России В.В.Путина «О проведении в Российской Федерации Года семьи». В мероприятии приняли участие более 600 человек – представителей органов государственного управления России, духовенства, экспертного сообщества, деловых кругов, федеральных национально-культурных автономий России (ФНКА), общественности, многодетных семей, иностранных гостей.

16.03.24

США представляют собой отвратительный антиисторический продукт, не содержащий в себе ни одного доброго, благосклонного чувства, ни одного великодушной, благородной черты. Постоянная конфронтация и санкции против неугодных правительств и народов, постоянная вражда и фарисейство внутри самого общества, постоянная двуличность и свирепость в отношениях между людьми, народами и государствами.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru