САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ А.В. Суворов как личность героя для молодёжи

А.В. Суворов как личность героя для молодёжи

« Назад

18.11.2020 13:45

Сегодня, в период нового этапа развития социума стран СНГ, очень важным становиться вопрос создания условий для становления нравственной личности, с четко сформированной индивидуальной гражданской позицией. Одним из способов поиска ответа на данный вопрос, может служить изучение и приобщение к облику скромнейшего человека, русского полководца и отца солдат, Александра Васильевича Суворова (1730-1800). Это может помочь каждому обозначить личный духовный стержень, без которого невозможно представить человеческую жизнь.

Сегодня очень сложно найти человека, у которого не был бы на слуху имя Суворова. Каждый из нас, кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени, слышали о подвигах великого русского полководца. Изучая яркие моменты жизни Александра Васильевича, можно говорить о том, что как личность – он пример высокой нравственности.

Суворов, который не знал поражений, первый русский, причисленный к числу «мировых великих полководцев» Академией Генерального Штаба Русской Императорской Армией. При обозначении данного факта, стоит отметит, что до этого момента историки насчитывали всего семь великих полководцев: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Ганнибал, Тюренн, Густав-Адольф, Наполеон и Фридрих Великий [7]. Будучи равным в воинской доблести величайшим полководцам в истории, Александр Суворов превзошел их своим благочестием и милосердием. «Можно с уверенностью сказать, - пишет о А.В. Суворове дочь маршала Г.К. Жукова, Мария Георгиевна, - что мало найдётся в мировой истории полководцев, у которых так сильно было развито нравственное начало, как у Суворова. В его милосердии, целомудрии и простоте таилась огромная сила» [3, с. 47.]

 Мария Георгиевна Жукова и её отец, Георгий Константинович Жуков
Мария Георгиевна Жукова и её отец, Георгий Константинович Жуков

Будучи ребенком, Суворов был слабым и часто хворал. Но в будущем, физические упражнения и упорная духовная работа над собой укрепили его здоровье и дух. Именно в детстве Александр пришел к пониманию того, что для начала «нужно научиться побеждать самого себя», что «если я смогу победить лень, то уже никто не будет мне страшен» [4, с. 32]. Эта победа, будучи первой, легла в основу его будущих блистательных свершений.

Родители воспитывали Сашу в добродетели и благочестии. Отец, Василий Иванович, будучи крестником Петра I, ценил и уважал Екатерину Великую. Ему удалось передать свои лучшие качества сыну: бережливость, любознательность, честность и пунктуальность в своей деятельности. Наличие познаний в различных областях жизни у себя, Александр Васильевич объяснял так: «Я всегда был бережлив и трудолюбив с драгоценнейшим на земле сокровищем, со временем, которым всегда умел пользоваться» [2, с. 9]. В период детства, Суворов зачитывался трудами Вобана, Плутарха и Цезаря. Его мысли утопали в историях о военных походах и героических подвигах полководцев древности. Он восхищался и не раз повторял для себя самого высказывание Цезаря: «Пришел. Увидел. Победил.» Это все сыграло свою роль в формировании личности и развитии человеческих качеств Александра Суворова.

Уже будучи полководцем, Александр Васильевич считал обучение и воспитание солдат обязательным. Основой нравственного воздействия было религиозное воспитание. Суворов был уверен в том, что бессмертная душа, управляющая человеческим телом, помогает одерживать победу. «А нам в России, - повторял он, - помнить про широкую душу русскую, про неустрашимость да умение в трудные моменты собрать все свои силы в кулак. И если мы про то не забудем, то никогда нам никакой враг страшен не будет» [4, с. 167 - 168].

Участвуя в десятилетних военных походах, во времена длительных сражений, Суворов не мыслил себя без учения. Он воевал не потому, что ему это нравилось. Он ненавидел войну. Суворов воевал для защиты мирного населения и своего Отечества.

Личным примером, приумножаемым отвагой, он завоевывал авторитет солдат, в то время как один из прусский офицер, освобожденный после пленения, рассказывал своему войску, что Суворов знает только один приказ: «Вперёд!» [4, с.13].

Все то, что требовал от своих солдат Суворов, чему он их учил, было пройдено и испытано им на себе. «Мне солдат дороже себя! Люби солдата, и он будет любить тебя – в этом вся тайна», - повторял русским генералам Александр Васильевич [2, с. 28, 82].

А.В. Суворов завещал потомкам, будущим поколениям, свои учения в литературном (военный катехизис «Наука побеждать») и эпистолярном (письма дочери Наташе, крестнику Александру Карачаю, и др.) жанрах. Свои советы для солдат Суворов писал в форме поговорок и пословиц, на «их языке», что позволяет им надолго оставаться в памяти. Для русского человека свойственно мыслить образами и Александр Васильевич яркий тому пример.

Ряд наставлений Суворова крестнику Александру Карачаю, которые и по сей день остаются актуальными в своей воспитательной силе: «Будь чистосердечен с друзьями, умерен в своих нуждах и бескорыстен в поведении. Являй искреннюю ревность к службе своему Государю. Люби истинную славу, отличай любочестие от надменности и гордости, приучайся сызмальства прощать погрешности других и никогда не прощай их самому себе… Обучай тщательно своих подчиненных и во всем подавай им пример…» [3, с. 82-83].

Все письма Суворова наполнены ценнейшими наставлениями, а манера их изложения, по мнению М.Г. Жуковой, «настоящая атака слова!».

Секретом своих побед А.В. Суворов считал следующее: «Намерения, с великим трудом обдуманные и еще с большим исполненные, с настойчивостью и часто с крайней скоростию и неупущением непостоянного времени. Всё сие, образованное по собственной мне форме, часто доставляло мне победу над своенравною фортуной» [3, с. 5].

 Александр Васильевич Суворов
Александр Васильевич Суворов

Одной из важнейших жизненных основ для Суворова был аскетизм. Он строго соблюдал посты, не позволял самому себе мягко спать и вкусно есть. Он считал обязательным жизненным условием постоянный труд солдат и ненавидел праздность, что подтверждает его часто повторяемая им же фраза: «Ноги держи в тепле, живот в голоде, а голову в холоде». Такой совет полководца, данный в XVIII веке, получил научное подтверждение своего позитивного влияния на организм человека в XXI веке.

А.В. Суворов гордился тем, что он русский и воспитывал любовь к родине у своих солдат. Свои патриотические чувства толковал масштабно: «Я русский! Мы русские! – с гордостью повторяли за ним и грузин Петр Иванович Багратион, и выходец из немцев Вилим Христофорович Дерфельден» [5, с. 336].

Суворов негативно воспринимал стремление подражания французам в правилах поведения и говоре. Он говорил: «Читай и говори по-французски так, чтобы все знали, что ты русский!» [3, с. 87].

Положительные образцы и примеры деятельности Александра Васильевича Суворова имеют мощный воспитательный потенциал. Как когда-то он сам формировался на примерах великих полководцев, применял выработанные ими принципы не только в ратном деле, но и мирной жизни, так и сегодня у каждого из нас, есть возможность примерить на себе его заветы и учения.

Величайшую воинскую доблесть и благочестивый жизненный путь, как инструмент положительного воспитательного воздействия, невозможно переоценить. Любое прикосновение к бессмертному образу «знаменитого генерала Вперед» может развить лишь положительные качества личности, а как и где их применять – это решает каждый для себя сам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1.Белохвостиков, Е.П. А.В. Суворов – пензенский помещик. Малоизвестные факты / Е.П. Белохвостиков // Странички пензенской истории: краеведческие статьи 2001 – 2008 гг. – Пенза, 2008. – С. 46-48.
2.Богданов, А.П. Непобедимый Суворов / А.П. Богданов. – М.: Изд-во Московской патриархии Русской Православной Церкви, 2012. – 120 с.
3.Жукова, М.Г. «Твой есмь аз». Суворов. Изд-во Сретенского монастыря. Типография АО «Молодая гвардия», 2001. – 160 с.
4.Курцев, С.Д. Гугуева, Н.М. Александр Суворов / С.Д. Курцев, Н.М. Гугуева. – М.: Олимп; Смоленск: Русич, 1998. – 280 с.
5.Михайлов, О.Н. Суворов: Исторический роман. / О.Н. Михайлов. – Калининград: ИПП «Янтарный сказ», 1995. – 496 с.
6.Смирнов, А. Церковь и армия / А. Смирнов // Наука и религия. – 1997. - № 5. – С. 9-12.
7.Суворов Александр Васильевич (1730-1800). Сборник материалов о великом полководце: [сайт]. URL: // http://adjudant.ru/suvorov/suvorov00.htm [дата доступа: 07.11.2020].
8.Шишкин, И. Генералиссимус Суворов – пензенский дворянин // Улица Московская. – 2010. - №42 (369) – С. 14.

Стасяк Павел Валентинович
Специалист по связям с общественностью;
Учреждения «Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны»;
Аспирант Учреждения Образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»;
Председатель Молодёжного Общественного Объединения «Будущее».



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
07.03.25

Куда бы ни забросила нелёгкая военная судьба наших людей, они часто оказывались в самой гуще борьбы с врагом, не теряли веры в Победу нашей Родины. Факты и детали участия белорусов в рядах европейского Движения Сопротивления ещё будут уточнены. Но главное в другом – наши белорусы вместе с русскими, украинцами и другими народами Советского Союза, оказавшись вдали от родных мест, не покорились врагу и как могли, приближали крах Гитлера. Могилы наших земляков, часто даже без указания настоящих имён и фамилий, разбросаны по всей Европе и зримо напоминают про время героев, отдавших свои жизни за то, чтобы жили мы с вами.

04.03.25

Под видом защиты прав и свобод личности (на самом деле прав и свобод олигархов) пытаются строить гражданское общество не в интересах широкой общественности, а по западным указкам, то есть по указкам западной бюрократии и олигархии. Такая антинациональная по отношению к нашим государствам позиция отстаивания прав и свобод личности предопределяет то, что строительство гражданского общества в Беларуси и России сведется к западному диктату и специфической форме эксплуатации наших народов со стороны западных государств и корпораций.

28.02.25

Сейчас под видом «защиты и укрепления белорусского суверенитета» активизировались противники российско-белорусской интеграции, прикрываясь «радением о Беларуси». Именно из их рядов раздаются многие сомнительные инициативы, скорее уместные в рядах бело-красно-белых толп 2020 года. Если не будем обращать на это должного внимания, то в попытках построить всё «по своему, не так как в России» даже не заметим, как заблудимся в трёх соснах непонятных идеологических концепций хуторского мышления, что неминуемо приведёт к повторению 2020 года!

27.02.25

Георгиевская/гвардейская лента знаменует собой воинскую доблесть, Великую Победу над гитлеровскими рейхом и является символом свободы и борьбы с нацизмом. И совсем не случайно, когда в Киеве в 2014 году власть в результате государственного переворота захватила нацистско-бандеровская хунта, символом антифашистского восстания в Крыму и на Донбассе стала георгиевская лента. Георгиевские ленты широко используются и бойцами Российской армии в ходе Специальной военной операции как символ продолжения святого дела воинов Красной Армии по освобождению нашей восточнославянском сестры Украины от бандеровского-нацистского ига.

27.02.25

Русский язык, согласно Конституции РФ (статья 68), является государственным языком на всей территории Российской Федерации. Русский язык является государственным (наравне с белорусским) и в Республике Беларусь (статья 17 Конституции РБ). Причём в Белоруссии русский из двух государственных является основным языком употребления. Согласно переписи населения 2019 года, почти половина населения Белоруссии назвала в качестве родного русский язык, в обиходе по-русски (согласно переписи) говорит порядка 80 процентов жителей.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru