САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Беларусь: путь на Запад? Полемические заметки политолога

Беларусь: путь на Запад? Полемические заметки политолога

« Назад

09.03.2016 14:58

Беларусь: путь на Запад? Полемические заметки политолога

Анализ действий властей Беларуси в сфере политики и экономики в 2015 году показывает несколько интересных тенденций. Во-первых, в условиях острого внутреннего социально-экономического кризиса, пользуясь созревшими внешними факторами, а именно масштабным и системным конфликтом поднимающейся России с Западом, ведомым США, руководство республики предпринимает серьезные усилия по получению максимальных экономических бонусов от антисанкционного режима России в отношении западной товарной массы.

Во-вторых, власти республики очень болезненно восприняли гражданскую войну на Украине, применяя к ней западные методички ее трактовки и рассматривая ее как целенаправленно созданный Россией конфликт с целью расширения зоны своего влияния. В этом плане особое внимание вызвали слова белорусского президента как о том, что украинцам надо было воевать за Крым, раз это украинская земля, так и о том, что все белорусы поднимутся на борьбу в случае такого же развития событий в Беларуси...

В-третьих, данные тенденции наложились на то, что одной из главных целей официального Минска при проведении президентской кампании 2015 года была максимально возможная легитимизация итогов выборов со стороны Запада, восстановление отношений и снятие санкций, что, собственно говоря, и произошло.

Все это в конечном итоге привело к тому, что официальный Минск в течение 2015 года не поддержал ни одной внешнеполитической инициативы России – ни по Украине, ни по торговой войне с Западом.
Наоборот, активно участвовал в нарушении антисанкционного режима России, активно заигрывал с пришедшим к власти в результате госпереворота руководством хунты.

Так что же - официальный Минск пытается переориентироваться на Запад? Руководитель белорусской гражданской кампании «Наш Дом» Ольга Карач считает: «Что мы видим на самом деле - в реальности, а не в заявлениях президентов или выпусках телевизионных новостей. Белорусский руководитель на словах, как и прежде, демонстрирует политическую лояльность Кремлю, однако на практике мы видим все более быстрый прогресс в отношениях с Евросоюзом. Политическое, экономическое, социальное отделение от России - это сегодня стратегический курс, который взяла белорусская власть. Кстати, не только взяла, но и несколько раз публично заявила об этом устами министра иностранных дел Белоруссии Владимира Макея.

Балансируя между Москвой и Брюсселем, Лукашенко отлично понимает, что потепление отношений Белоруссии с Евросоюзом открывает долгосрочные перспективы. Например, ЕС может содействовать вступлению Белоруссии в ВТО. Обязательно нужно разделять публичные высказывания Лукашенко и его реальные действия. Александр Григорьевич всегда такой: он говорит одно, а делает совсем другое. На словах он навсегда связан с Россией, а в реальности уже откровенно и однозначно смотрит на Запад. Белоруссия также хотела бы получить доступ к тем ресурсам, которые уже получили страны, подписавшие соглашение об ассоциации с ЕС - Украина, Молдавия и Грузия. Но получить ресурсы, не подписав соглашение об ассоциации с ЕС, или подписав какое-то формальное, ничего не значащее соглашение»

О том, что Минск пытается найти политическую опору на Западе, с учетом творчески переработанного негативного опыта Украины, пишут и украинские политологи. «Реальной причиной приостановки санкций против Белоруссии следует считать не сам переговорный процесс по «Минским соглашениям» как таковым, а двойственную позицию официального Минска по «украинскому вопросу». Западу Минск понравился своей проукраинской, во многом, политикой. Не предоставлением площадки для встреч представителей конфликтующих сторон Лукашенко заслужил временное ослабление санкций. Только из-за факта их проведения Запад санкции бы не приостанавливал. Надо было чем-то понравиться Западу, чтобы это произошло» - отметил украинский политолог, эксперт журнала МИД РФ «Международная жизнь» Владислав Гулевич в своем интервью ИА REGNUM.

Начало 2016 года только подтверждает начавшееся в прошлом году политическое дистанцирование республики от России.
Посмотрим на внешнеполитическую активность официального Минска в феврале 2016 года:

01.02 Рабочий визит в Брюссель заместителя главы МИД РБ Елены Купчиной.

02.02 Встреча руководства МИД с руководством фонда Фридриха Эберта.

03.02 Встреча Посла РБ в Венгрии с заместителем Государственного секретаря МИД Венгрии

05.02 Замглавы МИД РБ проводит консультации с ПрООН. Министр – переговоры в Риге. Темы: экономика и работа по линии Беларусь-ЕС.

08.02 Встреча министра и замов с руководством фонда Адэнауэра.

09.02 Открытие посольства Австрийской республики в Минске. Встреча министра и замов с Генеральным директором по политическим вопросам МИД Великобритании Саймоном Гассом. Темы: перспективные направления развития сотрудничества Беларуси и Великобритании, а также взаимодействия по линии Беларусь-ЕС. А через 2 часа аналогичные темы обсуждаются с политическими директорами министерств иностранных дел стран Вышеградской группы.

10.02 Министр встречается с почётным консулом Черногории. Тема: развитие белорусско-черногорского сотрудничества, в том числе в экономической сфере, взаимодействие между Беларусью и Европейским союзом.

10.02. Консультации с политическим директором МИД ФРГ Андреасом Михаэлисом.
Консультации между МИД Беларуси и МИД Румынии. Тема - региональная безопасность и региональная экономика.

11.02 Министр Владимир Макей встречается с государственным секретарем Министерства иностранных дел Румынии Даниэлем Ионицэ. Тема: «пути интенсификации двусторонних контактов в политической, экономической, других сферах, а также перспективы взаимодействия Беларуси с Европейским союзом».

12-14.02. Глава МИД РБ в ФРГ. Переговоры с с Еврокомиссаром по вопросам расширения и европейской политики соседства Йоханнесом Ханом, министрами иностранных дел Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, рядом других министров стран-членов ЕС. Встречи с министрами иностранных дел Ганы, Грузии, Ирана, министром обороны Пакистана, представителями руководства Государственного департамента США.

15.02. В Мадриде замминистра Е. Купчина встречалась с Государственным секретарем Министерства иностранных дел и сотрудничества Игнасио Ибаньес Рубио.

16.02. Встреча в МИД с послом Японии. Темы: «определение взаимовыгодных направлений сотрудничества на ближайшую перспективу».

16.02. Белорусско-швейцарские консультации на уровне замминистра. Темы: вопросы двусторонних политических и экономических отношений, сотрудничества в сфере образования и науки.

19.02 Макей встречается с послом Словении. Темы: активизация политического диалога, развитие торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.

22.02 Встреча замминистра с послом по особым поручениям МИД Нидерландов Йаном-Полом Дирксе. Тема: экономика и «вопросы международной и региональной повестки дня». Первое заседание Межправительственной Белорусско-Итальянской комиссии по экономическому сотрудничеству под председательством заместителя министра иностранных дел Республики Беларусь и Статс-секретаря Министерства иностранных дел и международного сотрудничества Итальянской Республики. Тема: рынки сбыта, экономика, технологическое сотрудничество.

Это европейский вектор. Но если посмотреть на раздел «новости» белорусского МИД виден и другой: страны Персидского залива и Центральная Азия. Причем не просто разговоры, а проведение заседаний или создание совместных комитетов по сотрудничеству. В списке Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, Туркменистан, Таджикистан, Иран, Индия, Китай.

Вопрос: а где же «союзник» - Российская Федерация? И тут мы видим, что по линии МИД в феврале была всего одна встреча: 16 февраля 2016 г. в Москве состоялась встреча Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Российской Федерации Игоря Петришенко с губернатором Пензенской области Иваном Белозерцевым.

Кроме политического дистанцирования от восстанавливающей свою геополитическую мощь России, в 2015 году очевидным стало и экономическое дистанцирование республики от Москвы.
Причины носят не только описанный выше политический характер, но и экономический.

Прежняя макроэкономическая модель, которую на протяжении двадцати лет исповедовало белорусское государство, - жесткого государственного дирижизма - уходит в прошлое. Государство уходит из экономики. Это тенденция. Основные причины этого состоят в следующем. Во-первых, власти республики так и не смогли преодолеть негативные социально-экономические тенденции последних лет. В результате ЗВР снизились до критического уровня в 4 млрд долларов, зарплата упала почти в два раза, но главное – за прошедшие годы так и не было разработано макроэкономической модели, позволяющей слезть с нефтяной иглы, которая дает основные доходы в бюджет.

Руководство республики, к сожалению, пытается купировать длительные кризисные явления в экономике за счет роста государственного долга. Так, только за одиннадцать месяцев 2015 года государственный долг Республики Беларусь увеличился по сравнению с началом 2015 года на 121,1 трлн рублей, или на 61,3% и на 1 декабря 2015 года составил 318,5 трлн рублей. При этом внутренний госдолг за 11 месяцев 2015 года власти республики нарастили более чем в два раза с 42,5 трлн бел. рублей до 90,9 трлн бел. рублей. При этом ЗВР республики за год сократились почти на 20% с 5 млрд долларов на 1 января 2015 года до 4,2 млрд долларов на 1 января 2016 года.

Кроме того, отказ России в 2015 году дать республике запрашиваемый кредит в 2-3 млрд. долларов закономерно привел к тому, что аналогичную сумму Минск стал запрашивать у МВФ. Не прошло и недели после президентских выборов, как снова были активизированы переговоры с МВФ о предоставлении республике кредита. Об этом 15 октября в Палате представителей заявил министр финансов республики Владимир Амарин.

А 17 ноября, обсуждая условия предоставления МВФ финансовой помощи Беларуси, Александр Лукашенко заявил главе миссии фонда Питеру Долману, что у него не вызывает отторжения ни одно предложение фонда.
Лукашенко также отметил, что рекомендации МВФ исходят из объективных законов экономики, и подчеркнул, что официальный Минск настроен реализовать еще не утвержденную фондом программу в максимально сжатые сроки, отметив: «От этого зависит - мы это понимаем - выживаемость Белоруссии».

О том, что время поджимает, говорит и то, что к реализации новой программы сотрудничества с МВФ официальный Минск намерен приступить уже в марте 2016 года. Об этом стало известно в первой декаде января в ходе доклада первого зампреда Совмина Василия Матюшевского Александру Лукашенко.

О том, что руководством республики взят курс на «мягкую» «шоковую терапию» говорит слишком многое. Как же тогда всерьез воспринимать слова руководства республики о сохранении «социального государства», «государства для народа» и недопущении реформ... Острая нужда в финансовой помощи МВФ ускорила дозревание белорусского «рыночного социализма» до либерализации цен на товары и тарифов на услуги.

Так, еще в конце 2015 года были приняты соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие резкое подорожание медицинских услуг, рост тарифов ЖКХ и в целом стимулирующих инфляцию. 7 января было объявлено о подорожании электроэнергии и газа для населения на 20%. 12 января постановлением правительства Белоруссии от 11 января был изменён «перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами», а это хлеб, мясо, яйцо куриное, молочные продукты, детское питание. А 18 января стало известно о повышении цены на воду для населения почти в четыре раза.

Кроме того, в бюджете на 2016 год почти в десять раз сокращены объемы «льготного финансирования» и субсидирования. Более того, деньги выдаются на возвратной основе и на краткий срок - 1-2 года. После этого - процедура санации и банкротства. Но все это, как мы прекрасно знаем из истории, - и есть основные требования МВФ к правительствам стран, которым предоставляются кредиты. Т.е. правительство Беларуси своими решениями показывает МВФ свою готовность выполнять принятые на себя обязательства в рамках сотрудничества с фондом.

Так что власти республики к реформам по рецептам МВФ готовы. Но, как показывает опыт тех постсоветских стран, где эти реформы состоялись (Прибалтика, Украина), эти страны больше потеряли, чем приобрели – деиндустриализация, массовый отток населения и т.д. Кстати, подобный процесс оттока трудоспособного населения уже приобрел серьезную тенденцию и в Беларуси. До 2015 года ФМС России не публиковал данных о количестве белорусских гастарбайтеров в России, но в 2015 году стал регулярно озвучивать эти цифры. Оказалось, что по состоянию на начало декабря 2015 года в России официально трудится около 700 тысяч граждан республики или около 15% трудоспособного населения. Но это только официальные цифры. Сколько работает еще неофициально – можно только догадываться.

Тем не менее, тенденция очевидна – в республике происходит потеря рабочих мест и деиндустриализация. Этот вывод подтверждается и официальной статистикой. Только за три квартала 2015 года 25 крупнейших ОАО республики потеряли 7% среднесписочной численности сотрудников или 13,3 тысячи человек. С нового года власти усилили давление на ИП-эшников, в результате чего работу также могут потерять несколько десятков тысяч человек.

Для России данная тенденция имеет положительный характер, т.к. в условиях демографического кризиса страна привлекает рабочие руки аутентичные местному населению по культурным, религиозным, национальным и другим признакам, многие из которых, особенно молодые, возможно, предпочтут в будущем и переехать в Россию на постоянное место жительства.

Что касается Европы, то, как показывает кризис на Украине, да и не только на Украине, но уже и в самой Европе, страны ЕС потеряли свою геополитическую субъектность, цели и задачи стратегического развития, и крайне медленно реагируют на происходящее вокруг. Поэтому они, скорее всего, будут поддерживать все старые тенденции в регионе как политические, так и экономические, в том числе, и в отношении республики. Тем более, что забросить кредитную удочку для того, чтобы оказывать давление на руководство еще одной постсоветской республики, а также сдерживать экономическое развитие одной из частей Евразийского союза – эта цель остается для Запада актуальной.

Что касается официального Минска, то непоследовательная политика никогда не приводила к достижению долгосрочных и стратегических целей национально-государственного развития.
Пока, пользуясь сложной геополитической ситуацией в мире, когда Россия решает два важных для себя конфликта на Украине и в Сирии, можно, конечно, заниматься давлением на партнера по Союзному государству и Евразийскому союзу - отказ подписывать Таможенный кодекс ЕАС, отказ в введении ограничений на поставку на рынок ЕАС украинской торговой массы, отказ России в создании базы ВКС на территории республики. Однако рано или поздно республика обретет реальный вектор геополитического и экономического развития.

Когда материал готовился к печати, стало известно о том, что тема выделения Беларуси нового кредита ЕФСР обсуждалась на переговорах Александра Лукашенко с Владимиром Путиным в рамках Высшего госсовета «союзного государства» в Минске 25 февраля. По итогам встречи посол России в Беларуси Александр Суриков заявил, что стороны договорились о выделении нового евразийского кредита Беларуси. «Решение о предоставлении кредита Беларуси принято окончательно и бесповоротно, потребуется какое-то количество дней, чтобы заключить кредитный договор», — сказал Суриков.

Как стало известно, новая кредитная программа Беларуси с Евразийским фондом стабилизации и развития (ЕФСР) рассчитана на два года и будет состоять из первого транша в размере 1,1 млрд долларов в 2016 году и второго транша на 1 млрд долларов в 2017 году. Вместе с тем надо отметить, что в текущем году валютные обязательства Минфина Беларуси (в рамках платежей по внешнему госдолгу) по межгоскредитам России и предыдущему кредиту ЕФСР составляют 1,15 млрд долларов. Т.е., сумма первого транша евразийского кредита практически равна размеру обязательств Беларуси перед Россией и ЕФСР на текущий год.

Таким образом, Россия формально поддержала союзника, но строго в рамках его обязательств по долгу самой России. В данных условиях, когда кризис серьезно затронул экономику России, а союзник демонстрирует некоторое непонимание союзнических обязательств как в политической, так и в экономической сфере, данное решение представляется оптимальным.

 

Столетие



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
26.03.24

21 марта 2024 года на специальном заседании Центральной избирательной комиссии России председатель ЦИК Элла Памфилова озвучила официальный результаты итогов голосования на выборах президента России, согласно которым победителем стал Владимир Путин — 87,28% голосов избирателей (за него отдали свой голос 76 277 708 избирателей), далее расположились Николай Харитонов — 4,31% (3 768 470), Владислав Даванков — 3,85% (3 362 484) и Леонид Слуцкий — 3,20% (2 797 629). Явка составила 77,49%. В выборах приняли участие 87 576 075 избирателей.

26.03.24

Государственная политика Республики Беларусь в области миграции осуществляется посредством административно-правового регулирования миграционных потоков и направлена как на защиту рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, так и (в значительной степени) на поддержание исторически сложившейся этнокультурной среды в республике. Миграционная политика Республики Беларусь складывается из двух частей. Первая затрагивает сферу внешней трудовой миграции, вторая касается беженцев, в первую очередь, с Украины.

22.03.24

Опыт «реформирования» России и Беларуси обнажил всю пропасть между народной и так называемой диссидентской интеллигенцией, которая причисляла себя к выразительнице сокровенных чаяний и дум нашего народа.

20.03.24

12 марта 2024 года в Москве в Цифровом деловом пространстве г. Москвы прошёл Всероссийский форум с международным участием «Россия – дом народов». Данный форум был включён в план основных мероприятий в соответствии с Указом Президента России В.В.Путина «О проведении в Российской Федерации Года семьи». В мероприятии приняли участие более 600 человек – представителей органов государственного управления России, духовенства, экспертного сообщества, деловых кругов, федеральных национально-культурных автономий России (ФНКА), общественности, многодетных семей, иностранных гостей.

16.03.24

США представляют собой отвратительный антиисторический продукт, не содержащий в себе ни одного доброго, благосклонного чувства, ни одного великодушной, благородной черты. Постоянная конфронтация и санкции против неугодных правительств и народов, постоянная вражда и фарисейство внутри самого общества, постоянная двуличность и свирепость в отношениях между людьми, народами и государствами.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru