САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Интеграция Белоруссии и России — топтание на месте или движение вперед?

Интеграция Белоруссии и России — топтание на месте или движение вперед?

« Назад

08.09.2019 14:37

Белорусско-российская интеграция на протяжении последнего года остается одной их наиболее обсуждаемых тем в медийном пространстве Белоруссии. Ей уделяется достаточно большое внимание со стороны как государственных, так и оппозиционных изданий и экспертов, несмотря на то, что в настоящее время досконально не известно, какие на самом деле условия Минск и Москва ставят друг перед другом. При этом с каждым днем становится все очевиднее, что продолжающиеся переговоры между сторонами по-прежнему остаются лишь разговорами, которые не ведут ни к каким практическим результатам.

О том, что с декабря 2018 года, когда было заявлено о начале работы над вопросами дальнейшей интеграции в рамках Союзного договора, и по настоящий момент Минск и Москва так и не смогли договориться ни о чем конкретном, свидетельствует ряд прямых и косвенных событий. Наиболее ярким подтверждением этому является заявление министра экономики Белоруссии Дмитрия Крутого, прозвучавшее 5 сентября. По словам белорусского чиновника, президенты двух стран Александр Лукашенко и Владимир Путин в декабре текущего года подпишут программу действий по интеграции, а также пакет дорожных карт и «ряд соглашений, которые решают для нас чувствительные вопросы, в первую очередь по газу». Подобные заявления и раньше звучали со стороны белорусских и российских чиновников. Однако в этот раз представитель Белоруссии пошел дальше, фактически подтвердив мнение большинства экспертов о том, что ситуация в процессе обсуждения интеграции двух стран за прошедшие месяцы серьезным образом не изменилась. «Все вопросы будут расшиты в дорожных картах. После дорожных карт начнется работа над нормативными актами в течение 2020 года. В разных сферах уже разная степень на сегодняшний день унификации. Если взять таможню, то там практически все унифицировано еще в рамках ЕАЭС. Если какие-то другие сферы, там люди еще даже не понимают масштабы необходимых изменений», — заявил Крутой. При этом он отметил, что в будущем будет определено, «какой массив нормативных документов надо поменять в течение 2020 года». Это же фактически подтвердили и премьер-министры Белоруссии и России Сергей Румас и Дмитрий Медведев во время своей встречи в подмосковных Горках 6 сентября. Как отметил глава российского правительства, «мы завершили работу над подготовкой программы действий по реализации союзного договора 1999 года с приложениями» и теперь «нужно погрузить» в предложенную 31 дорожную карту «перечень конкретных мероприятий, перечень нормативных актов, которые должны быть подготовлены странами практически во всех сферах экономической деятельности».

Последние заявления белорусских и российских высших госчиновников уже вызвали среди экспертов вопрос о том, что на самом деле делали все последние месяцы представители России и Белоруссии, так как стало понятно, что в текущем году будет подписан лишь некий план работы на последующие годы с размытыми формулировками. При этом еще в июле на Форуме регионов двух стран в Санкт-Петербурге Александр Лукашенко заявлял, что ему в ходе переговоров с Владимиром Путиным удалось прийти к принципиальным соглашениям, как по интеграции, так и наиболее проблемным вопросам двухстороннего сотрудничества. Теперь же оказалось, что Минск и Москва так и не смогли ничего решить из того, о чем стороны говорят на протяжении последнего года. «Все это можно понять и делать какие-то комментарии, когда отраслевые специалисты сядут за дорожные карты, во что-то упрутся, и там мы поймем массив разногласий на каждой чаше весов, будем это все оценивать», — сказал в этот раз белорусский министр экономики. Даже объявленное им решение о запуске с 1 января 2021 года общих рынков «по основным сферам» сегодня выглядит крайне сомнительным, что, по сути, подтвердил и сам Дмитрий Крутой. «Это общая концепция, с учетом секторальных особенностей могут быть отклонения», — заявил белорусский чиновник, тем самым, продемонстрировав полную неуверенность в том, что запуск общих рынков действительно состоится.

Стоит отметить, что о проблемах в переговорном процесс между Минском и Москвой по вопросу углубления интеграции, эксперты говорили уже давно. При этом на протяжении последних девяти месяцев подчёркивалось, что ни о каких реальных шагах в направлении дальнейшего сближения стран не произойдёт до тех пор, пока не будут сняты глобальные проблемы белорусско-российских отношений. В первую очередь, речь идет о вопросах нефтегазового сотрудничества. До настоящего момента Москва фактически отказывалась идти на переговоры, как по цене на газ для Белоруссии с 1 января 2020 года, так и об условиях дальнейших поставок в республику нефти и возможной компенсации республики за налоговый манёвр в нефтяной отрасли. Эти вопросы на сегодняшний день по-прежнему остаются краеугольными в двухсторонних отношениях, без решения которых стороны не смогут сдвинуться ни на шаг вперед.

Примечательно в данном случае то, что для широкой публики российские и белорусские чиновники продолжают демонстрировать некую положительную динамику переговорного процесса. Например, глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин в августе заявил, что рабочая группа по интеграции сняла все «принципиальные» разногласия и начинает работу над гармонизацией законодательства. Его слова подтвердил и премьер-министр Белоруссии, по словам которого, в республике полностью отработана программа действий по реализации положений Союзного договора, которую «готовы парафировать», и которая будет опубликована, чтобы снять «домыслы общественности». Более того, был даже подтверждён общий принцип стратегии интеграции: «две страны — один рынок». И именно в таком виде программа была отправлена Александру Лукашенко на утверждение. Однако на самом деле, как считают наблюдатели, за всеми громкими заявлениями в СМИ скрывается не просто отсутствие согласия между странами по основным проблемам двухстороннего сотрудничества, но и согласованности подходов к их решению. И последние заявления чиновников двух стран только подтверждают это.

Можно вспомнить, что в течение текущего года в Минске, в отличие от Москвы, неоднократно заявляли о своих стратегических целях в рамках переговоров по интеграции. Более того, по официальной версии, именно белорусская сторона настояла на том, чтобы решение интересующих ее вопросов было «упаковано в общий переговорный трек». «Концептуальное предложение белорусской стороны состоит в том, чтобы наши текущие вопросы (цена на газ, налоговый маневр, допуск в российские программы субсидирования наших промышленных товаров, снятие ограничений на доступ белорусской сельхозпродукции на российский рынок) не оставались где-то в стороне, а были упакованы в общий переговорный трек и двигались параллельно», — заявлял в июле Дмитрий Крутой. И уже тогда было понятно, что речь идет не о реальном соглашении, а лишь о сближении позиций, необходимых для того, чтобы в будущем выработать план по дальнейшему развитию интеграционных процессов. «Это дорожные карты — к ноябрю, унифицированное законодательство — к середине следующего года, запуск на единых правилах тех рынков, по которым мы договорились, уже с 2021 года», — отмечал министр экономики Белоруссии. При этом ни тогда, ни сейчас не было прояснено, на каком этапе находится решение вышеперечисленных вопросов двухстороннего сотрудничества, например — цена на газ. Напомним, белорусская сторона на протяжении 2018−2019 годов неоднократно предлагала российским партнерам начать переговоры, однако либо получала отказ, либо ее предложения попросту игнорировались. Одновременно в Москве недвусмысленно заявляли о том, что говорить о цене на «голубое топливо» для Белоруссии будет уместно только после решения о продолжении интеграции в рамках Союзного договора 1999 года. Лишь в начале сентября прозвучало заявление главы Минэнерго РФ Александра Новака о том, что стороны «ведут консультации», и «в ближайшее время планируют встретиться и провести переговоры». При этом стоит напомнить, что программа дальнейшей интеграции России и Белоруссии должна быть подписана только в декабре и все еще не понятно, хватит ли ее положений для того, чтобы Россия решила начать обсуждение цены на газ.

Схожая ситуация наблюдается и в отношении белорусско-российских переговоров по нефти. Обсуждавшаяся на протяжении второй половины 2018 — начала 2019 года проблема компенсации белорусскому бюджету выпадающих доходов из-за налогового манёвра в российской нефтяной отрасли, в настоящее время практически не звучит ни в Минске, ни в Москве. Как перестали звучать и разговоры об обещанном и практически согласованном сторонами государственном кредите РФ для Белоруссии в размере $ 600 млн. Все эти вопросы, как и в случае с ценой на газ с 2020 года, официально были увязаны Москвой с вопросом о дальнейшей интеграции в рамках Союзного государства. Учитывая тот факт, что ни по одному из них, как и по вопросу о выделении Минску последнего транша на $ 200 млн из финкредита Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), до сих пор не принято никакого решения, говорить о том, что Минск и Москва наконец-то сделали шаг навстречу друг к другу нельзя.

Кроме того, события последних недель продемонстрировали, что действия Белоруссии и России, официально заявляющих о продолжении интеграции, только отдаляют страны друг от друга. Наглядным свидетельством этому стала ситуации, которая развернулась вокруг приезда в Минск советника по национальной безопасности президента США Джона Болтона и последующей встречи с ним в Варшаве госсекретаря Совета Безопасности Белоруссии Станислава Зася. СМИ Белоруссии и России справедливо заметили особенность данных событий, которые на фоне разговоров о белорусско-российской интеграции и одновременного кризиса отношений Москвы и Вашингтона выглядели достаточно странно. Кроме того, масла в огонь подлил и белорусский госсекретарь, который, комментируя свою поездку в Варшаву, сравнил приезд в Минск американского советника с приездом главы российского Совбеза Николая Патрушева. «На следующей неделе приезжает сюда секретарь Совбеза России, мой коллега Патрушев. И, по-моему, никакого ажиотажа нет. А тут прилетел советник президента США, и ажиотаж такой начинается. Как-то не совсем понятно», — сказал он. По мнению экспертов, такое сравнение представителя союзной России с одним из главных «ястребов» администрации Дональда Трампа, не только не уместно, но и свидетельствует о глубинных проблемах белорусско-российского сотрудничества.

Таким образом, исходя из последних событий в белорусско-российских отношениях, можно сделать вывод, что на настоящий момент между руководством двух стран основополагающих принципов дальнейшей интеграции выработано не было. Об этом свидетельствуют не только отсутствие точной информации о происходящем, но и риторика белорусских властей. По словам Александра Лукашенко, Минск по-прежнему «требует от старшего брата, чтобы это был старший брат», и «чтобы они не гнобили, не наклоняли нас, а в трудную минуту поддержали». «На экономику вышли. И начинают торговаться — природный газ, нефть и прочее… Мы ни у кого ничего просить не будем. Надоело уже эти разговоры вести, надоело слушать», — отметил руководитель республики уже после того, как было объявлено о намерении в декабре подписать программу действий по интеграции. При этом он добавил, что «если нам говорят: да вы тут гири на ногах, за наш счет живете… если такая политика, то обойдемся». Исходя из этих слов, как считают аналитики, заявленная программа действий по интеграции, если и будет подписана в декабре, формально будет носить общий характер и состоять из ничего не значащих фраз, предназначенных для широкой аудитории. Вместе с тем и возлагать особые надежды на некие дорожные карты по отдельным сферам сотрудничества также не стоит, так как они ни к чему никого не обязывают. В случае, если подобная ситуация сохранится и далее, Белоруссии и Россия продолжат «проводить консультации», «обсуждать насущные вопросы», «встречаться на высоком уровне», но ни на какие практические шаги по интеграции без крупного политического форс-мажора так и не решатся.

eadaily.com 



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

01.04.24

В настоящее время с полным основанием можно утверждать о в целом сложившемся общем информационном пространстве Союзного государства. В связи с этим встаёт вопрос о его правовом оформлении. Речь идёт о согласованном принятии в Российской Федерации и Республике Беларусь закона «Об общем информационном пространстве Союзного государства», в соответствии с которым российские СМИ в Республике Беларусь и соответственно белорусские СМИ в Российской Федерации должны перестать считаться иностранными. Кроме того, в условиях жёсткой агрессии Запада против Российской Федерации и Республики Беларусь необходимы неотложные меры по совместной защите информационного пространства Союзного государства, включая создание соответствующей уполномоченной структуры.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru