САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Кирилл Аверьянов-Минский. Братский белорусский народ

Кирилл Аверьянов-Минский. Братский белорусский народ

« Назад

12.01.2016 23:17

Кирилл Аверьянов-Минский. Братский белорусский народ

Пожалуй, главный из указанных изъянов — непонимание того факта, что никакого «братского народа» в экс-БССР нет. Белорусских граждан можно условно разделить на две категории: 1) люди, в той или иной мере сохранившие осознание принадлежности к русской цивилизации/русскому миру/русской нации; 2) люди, отказавшиеся от какой бы то ни было русскости. Первые — часть русского народа и потенциальная часть русской нации (для рязанца или сибиряка такие белорусы не «братский народ», а тот же самый народ). Вторые — иуды, которые, как элегантно выразился Дмитрий Галковский, «в трудную минуту решили перекраситься из карася в порося, открестились от попавших в беду соплеменников и поставили себе в Минске самостийный герб с девизом „папашу, слышь, рубят, а я убежал“. „Шахер-махер консомэ, я по-русски не понимэ“».

Братским народом для русских можно назвать, например, сербов. Во-первых, наши балканские братушки никогда не видели в России угрозы для своей национальной идентичности, напротив, Москва всегда рассматривалась ими как гарант их национального выживания и развития. Во-вторых, Россия, со своей стороны, никогда не ставила под сомнение статус сербов как братского, но самостоятельного народа.

николай

 Памятник Николаю II в Белграде

С белорусами совсем другая история. В Российской Империи белорусы считались частью русского народа, а не отдельной нацией. Вот характерный отрывок из статьи «Кто такие белорусы?» (газета «Окраины России», 1912 год), посвящённой исследованию исторического прошлого Белоруссии:

«Отсюда один живой вывод и неотразимое заключение, что белорусы безраздельно входили и входят в состав одного общего русского народа, населявшего Вел. Княж. Литовское. Отсюда ясно, как солнце, что белорусы представляют из себя нераздельную, органическую часть и ветвь всего единого русского народа, так называемой „Великой и Малой Руси“; отсюда ясно, как солнце, что недавно возникшие в нашем крае мечтания некоторых странных господ о каком-то самостоятельном бытии и существовании Белоруссии, как бы совершенно отдельной от Великой Восточной Руси и прочих обширных русских областей б. Вел. Княж. Литовского, представляются самою забавною химерою».

Сами белорусы воспринимали свою русскость как нечто само собой разумеющееся, а потому скептически относились к пропаганде самостийности.

«В настоящее время вышло в свет несколько разных брошюр и книг на „белорусском“ языке, — писал на страницах газеты „Окраины России“ народный учитель из Виленской губернии Терентий Божелко. — Некоторые из белорусской интеллигенции, желая заслужить лестное название передовых людей и потому любя всё новое, польза от которого хотя бы была весьма сомнительной, являются горячими защитниками новосоздаваемого поляками и русскими ренегатами литературного белорусского языка, несмотря на то, что сами они в общении между собою всячески избегают этого языка, как признака малообразованности; если же иногда и употребляют его, то с таким тоном в голосе, который ясно показывает, что говорящий копирует мужика, показывая этим своё насмешливое отношение к нему и к его мужицким оборотам речи. Действительно ли нужен литературный белорусский язык? По моему глубокому убеждению, нужды в особом книжном языке для белорусов нет. Прослужив восемь лет учителем в начальных церковных школах, по опыту знаю, что всякому белорусскому мальчику вполне достаточно пройти хорошую начальную школу, чтобы вполне понимать разговорную и, в значительной степени, литературную русскую речь, говорить и писать по-русски».

Примечательно, что до 1917 года белорусов считали частью русского народа не только в России, но и во всех остальных европейских странах. Вот, например, что писали английские джентльмены:frt2

Источник: Journal of the Royal Statistical Society. Vol. 35. London, 1873. P. 350

А вот мнение немецких интеллектуалов:

 frt3

[Русские делятся на великорусов, малорусов, белорусов и русинов, последние проживают в основном в Австрии] Carl Gustav Reuschle. Handbuch der Geographie oder Neueste Erdbeschreibung mit besonderer Rücksicht auf Statistik, Topographie & Geschichte: Außereuropäische Länder. Stuttgart, 1859. S. 664

И даже некоторые поляки признавали общерусское единство:

 frt4

 И.А. Бодуэн де Куртенэ (1845–1929). Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1. Москва, 1963. С. 129

Таким образом, «свядомыя беларусы» оказались в начале XX века в сложном положении: им не только приходилось доказывать, что они существуют, но ещё и объяснять, что они совсем не те, за кого их принимают. Из-за этого у белорусских будителей развилась истеричная русофобия польско-украинского пошиба:

«О том, что сегодняшняя „Великороссия“ не славянский край, свидетельствует не только неславянский тип великорусов (поставьте рядом минчанина и пензенца и сравните две совершенно разные расы людей!), но и неславянские имена рек и озёр. Даже „матушка Волга“ носит не славянское, а финно-монгольское имя! Интересное сравнение: пруссаки, эта мешанина немцев, пруссов (литвинов) и славян, выдают себя за „истинных немцев“ и кричат о своём немецком призвании. Великорусы, эта мешанина варягов, кривичей, украинцев, на 999/1000 финнов и татар, выдают себя за „истинных славян“ и кричат о своём славянском призвании (сравните пожелание Пушкина, чтоб все славянские ручьи слились в русском (московском) море)» (В.У. Ластовский. О «славянстве» москалей).

Расцвет белорусской самостийности пришёлся на 20-е годы XX века, когда большевики в союзе с «буржуазными националистами» провели в БССР насильственную «белорусизацию». В конце 1930-х годов в Совдепии возник запрос на «единство и сплоченность советского народа», поскольку осуществление мировой революции откладывалось на неопределённый срок и теперь требовалось строить социализм в «отдельно взятой стране»; в связи с этим политика «белорусизации», направленная на разобщение белорусов и великорусов, несколько смягчилась. Желая укрепить «дружбу народов», большевики придумали концепцию «восточнославянского братства», которая, с одной стороны, постулировала национальную обособленность русских (этот этноним в советское время был закреплён лишь за великорусами), украинцев и белорусов, а с другой — объявляла их «братскими» народами, выступающими за политическое единство в составе СССР.

Новая советская трактовка белорусской национальной идеи нашла отражение в выступлении народного комиссара иностранных дел Советской Белоруссии К.В. Киселёва на Сан-Францисской конференции (25 апреля — 26 июня 1945 г.):
«На протяжении всей своей многовековой истории белорусы храбро и самоотверженно боролись против иноземных — немецких, шведских, польских — захватчиков. В этой борьбе они опирались на братскую помощь и поддержку великого русского, а также украинского народов и в свою очередь оказывали им помощь.

В борьбе с внешними врагами крепла великая дружба трёх единокровных братских народов, укреплялся их нерушимый союз. Но этот союз, эта дружба формировались и закалялись не только в борьбе против внешних захватчиков, но и „своих“ угнетателей: царского правительства, помещиков и капиталистов».

Концепция «трёх братских славянских народов» таила в себе неразрешимое противоречие: сепаратная белорусская идентичность изначально была антирусской (т. е. основывалась на отрицании общерусского единства и фетишизации отличий белорусов от великорусов), из-за этого официально декларируемое «восточнославянское братство» воспринималось большинством представителей белорусской национальной интеллигенции как нечто искусственное, навязанное московскими властями. По сути, под вывеской «братских» творческих союзов в БССР продолжала развиваться антирусская традиция, заложенная белорусскими националистами ещё до революции. Неслучайно такие культовые белорусские литераторы, как Геннадий Буравкин и Василь Быков, до конца 1980-х годов демонстрировавшие полную лояльность советской власти, в период Перестройки поддержали откровенно русофобское движение Белорусский народный фронт «Возрождение», во главе которого стоял одиозный Зенон Позняк.

В сегодняшней БССР тема «братства» востребована исключительно в качестве инструмента выпрашивания у Кремля нефтегазовых печенек («братишки, покушать нам принесите»). При этом внутри страны белорусское руководство активно проводит политику «белорусизации», направленную на формирование у граждан РБ антирусского самосознания.

Антирусская сущность белорусского национального проекта с каждым годом проявляется всё отчётливей. Так, летом уходящего года выяснилось, что патриотические стихи А.С. Пушкина в «братской» Белоруссии находятся под запретом.

В начале июня в Могилёве возле здания библиотечного колледжа был торжественно открыт памятник Пушкину. Скульптуру подарил городу фонд «Аллея российской славы» в честь 70-летия победы в ВОВ. На постамент памятника поместили отрывок из пушкинского стихотворения «Клеветникам России», написанного в связи с подавлением польского восстания 1830–1831 годов. Установка монумента и особенно стихотворный отрывок вызвали крайне негативную реакцию со стороны белорусских националистов, считающих польских повстанцев своими героями. Звучали требования снести памятник или, по крайней мере, убрать с постамента «агрессивные» стихи. В результате власти РБ пошли на поводу у «свядомых беларусаў» и закрасили пушкинские строки о славе русского оружия.

frt5

Памятник Пушкину в Могилёве в момент открытия…

frt6

…и после цензуры самостийных братушек

Антирусская направленность политики экс-БССР вполне логична и не вызывает изумления у специалистов по Белоруссии (в РФ их можно сосчитать по пальцам одной руки). Белорусская национальная идея, в рамках которой белорусы объявлялись нерусскими, базировалась на русофобских мифах и до революции, и в советский период. Приведу наглядный пример. В 1916 году цитировавшийся выше Вацлав Ластовский впервые объявил второстепенного польского мятежника Винцента Константы Калиновского главным белорусским национальным героем. Больше всего в биографии Калиновского белорусским националистам понравилось написанное им перед казнью «Письмо из-под виселицы», которое заканчивалось следующими словами: «Народ, только тогда ты заживёшь счастливо, когда над тобой не будет власти москаля». В БССР образ «белоруса Кастуся Калиновского» активно внедрялся в общественное сознание при помощи советского агитпропа. В 1928 году на советские экраны вышел один из первых белорусских фильмов, так и называвшийся — «Кастусь Калиновский». Во время Второй мировой войны в честь Калиновского назвали советскую партизанскую бригаду, действовавшую в Гродненской области. В 1940-х годах народный поэт Белоруссии Петрусь Бровка написал известное стихотворение «Кастусь Калиновский», вошедшее в школьную программу по белорусской литературе. В 1963-м, в год 100-летия Польского восстания, именем Калиновского была названа одна из улиц Минска. В 1995 году, уже при Лукашенко, в системе государственных наград РБ появился орден Кастуся Калиновского, а в 2013-м Министерство связи и информатизации РБ выпустило почтовую карточку, посвящённую 175-летию со дня рождения польского повстанца. Стоит ли после этого удивляться запрету в Белоруссии «антипольского» стихотворения Пушкина?

Однако, несмотря на 70 лет советского эксперимента и 20 с лишним лет самостийного идиотничания, у белорусов до сих пор сохраняются представления о русском триединстве. Живя в Белоруссии, автор этих строк не раз слышал, как местные жители называют прибалта или кавказца «нерусским» (термин «небелорус» звучит в РБ дико), а также используют восклицания «Ты русский язык понимаешь?!» и «Я тебе русским языком говорю!» Об общерусских настроениях большинства белорусских граждан свидетельствуют и данные социологов. Так, согласно результатам социологического опроса, проведённого в марте 2015 года зарегистрированным в Вильнюсе Независимым институтом социально-политических и экономических исследований, «ровно две трети белорусов по-прежнему считают, что белорусы, русские и украинцы — это три ветви одного народа, что это разные народы считают 27,1%». То есть две трети — это по-прежнему потенциальные русские, меньше трети — самостийные иуды. И никакого «братского народа».

Проблема состоит в том, что фраза «белорусы, русские, украинцы — один народ», с которой согласны более 60% белорусских граждан и, как мне представляется, ещё больше граждан РФ, звучит по-советски нелепо. Произносящие её люди спотыкаются об очевидный вопрос: «Как же этот народ называется?» Сказать, что велико-, мало- и белорусы составляют русский народ, постсоветский гражданин не может, так как это не соответствует принципам большевистской национальной политики. Называть восточных славян «советским народом» более чем странно, ибо в «советские» с тем же успехом можно записать прибалтов и среднеазиатов («русские, эстонцы и узбеки — один народ», ага). То же самое с придурью «все мы славяне»: поляки и хорваты тоже часть нашего народа?

Выход из этой сложной ситуации один — отказаться от советского дискурса и заменить его общерусским.

frt7

Фрагмент русского дореволюционного атласа

Источник



Комментарии


2016-01-13 21:47:16 Пестряков А.В. № 544004
Уважаемая редакция! Подобные статьи "гадят" больше, чем приносят пользы все ОО РС за год, а то и за несколько лет. Вы этого желаете? Только-только на Белпартизане печатали список пророссийских организаций. Вроде бы утихли. Вам этого урока не достаточно? Ну давайте "подставлять" портал "Вместе с Россией"? Автор статьи прославился нападками на масульман. Так хочет и в Беларуси тем же прославится? На мой взгляд, современные журналисты сплошь заболели пропагандисткой болезнью и отошли не только от этических норм, но и от объективности. 13.01.16 С уважением Пестряков А.В.

Ответить / Цитировать

2016-02-16 07:56:19 РОЩИН А.В. № 631004
Автор явно не знает, что первое упоминание о предках БЕЛАРУСОВмы находим у Геродота в 4 веке до Р.Х.
Тогда их звали ЧАРНЫЯ САРМАТЫ( дословный перевод-"МАГИЧЕСКОЕ ОКО ДРАКОНА")И жили они ,как ни странно на северном берегу реки Припять. В 886 годуВизантийцы называли наших предков "ДРАГОВИТАИ"(зовущие ДРАКОНА).
Название ЧАРНАЯ САРМАТИЯ благополучно дожило до 15-16 веков ( в странах на территории бывшей Византийской Империи.
А в Западной Европе территория "ЧАРНАЙ САРМАТИИ" называлось РУТЕНИЯ( от названия РЕКИ РУТА, которая течёт в окрестностях Новгорода на Немане(ныне Новогрудок).
На берегах речки Полоты жили Полочане, На берегах речки Витьба жили Витичи( их российские велико державные мыслители стали называть "ВЯтичи"), а на берегах РУТЫ - РУТЕНЫ.
Как видим, само название РУТЕНИЯ и РУТЕНЫ возникло для обозначения территории и народа , жившего в древней ЧАРНАЙ САРМАТИИ( которую к 19 веку стали переводить исключительно как Древняя Русь).
Хорошо известно, что ВИТЕБЛЯНЕ и ПОЛОЧАНЕ приняли крещение по православному обряду ещё в 860 году при Аскольде.
Хорошо известно, что БЕЛАРУССКИЙ ЭКЗАРХАТ восходит к 886 году, когда в НОВГОРОДЕ на НЕМАНЕ у ДРАГОВИТАЕВ( если хотите называйте их ДРУГОВИЧАМИ) уже был собственный православный ЭКЗАРХ.
Называть себя "западноруссистом" конечно прикольно, однако, я бы не советовал- засмеют

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru