САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Мина под Союзное государство? Беларусь и Россия: неоднозначные итоги десятилетия

Мина под Союзное государство? Беларусь и Россия: неоднозначные итоги десятилетия

« Назад

19.04.2016 19:09

Мина под Союзное государство?Беларусь и Россия: неоднозначные итоги десятилетия

2 апреля Россия и Беларусь отмечали очередную годовщину образования Союзного государства. Глава Беларуси Александр Лукашенко выступил с Обращением к белорусам и россиянам по случаю Дня единения народов Беларуси и России, в котором отметил, что тесная координация внешнеполитических усилий наших стран позволяет не только успешно поддерживать друг друга на международной арене, но и укреплять глобальную стабильность, содействовать становлению справедливого мироустройства. Также глава белорусского государства поздравил с этим праздником все высшее руководство России.

В свою очередь, президент России Владимир Путин направил поздравительную телеграмму в адрес своего белорусского коллеги, в которой отметил, что Союзное государство, строительство которого началось два десятилетия назад, с честью выдержало испытание временем, что реализация этого масштабного интеграционного проекта способствовала значительному укреплению взаимовыгодных российско-белорусских связей, накоплен ценный опыт, востребованный при создании более широких объединительных структур на постсоветском пространстве.

Владимир Путин подчеркнул заинтересованность в дальнейшем совершенствовании механизмов союзнического взаимодействия между двумя странами и выразил уверенность в еще более эффективной координации усилий в сферах обороны и внешней политики, в экономической, социальной и гуманитарной областях в интересах братских народов России и Беларуси, в русле укрепления региональной стабильности и безопасности.

Таким образом, руководство двух стран традиционно отметило данное событие приветственными телеграммами в адрес друг друга, что, тем не менее, не снимает обеспокоенности экспертов и широкой общественности двух стран за успешную реализацию данного проекта.

Как отмечает, в частности, в материале «Возможно ли остановить смерть Союзного государства» шеф-редактор аналитической редакции ИА REGNUM Юрий Баранчик, несмотря на некоторые положительные достижения для тех белорусских и российских предприятий, которые включены в бюджетные программы Союзного государства, и для граждан двух государств, которые получили ряд небольших бонусов на территории друг друга (белорусы в России могут не сдавать экзамен на знание русского языка, могут находиться три месяца без регистрации, устраиваться практически без ограничений на работу как в коммерческие, так и в государственные предприятия и учреждения и некоторые другие), проект Союзного государства пока не стал той конструкцией межгосударственного взаимодействия, которая способна далее к саморазвитию.

Соответственно, чтобы это произошло, проект Союзного государства надо наполнить серьезным фундаментальным смыслом, чтобы тем, кто это дело затевал, не было стыдно перед своими народами, чтобы они могли спокойно сказать: «посмотрите - то, что мы планировали, мы сделали». С этим трудно не согласиться. Вместе с тем для того, чтобы понять, что необходимо делать дальше, надо сначала оценить нынешнюю социально-экономическую ситуацию в двух странах, посмотреть на тот путь, который прошли Россия и Беларусь, например, за последние годы. Обратимся для этого к некоторым цифрам экономической статистики.

Цена нефти. В 2004 и 2015 годах цена барреля нефти для России составила 36 долларов. В 2004 году средняя цена российской нефти для Белоруссии составляла 31,2 доллара за баррель. По сравнению с рыночными ценами на российскую нефть для потребителей в соседних странах Европы, Белоруссия получала скидку. В 2015 году средняя цена нефти для Белоруссии составила около 34 долларов за баррель.

ВВП. В 2004 году ВВП России составлял 591 млрд долларов, а в 2015 году – 1325 млрд долларов или в два раза больше. ВВП Беларуси в 2014 году составлял 23,1 млрд долларов или 3,5% от российского, в 2015 году – 54,8 млрд долларов или около 4% от российского.

ВВП на человека. В 2004 году в России ВВП на человека составлял 4110 долларов, в 2015 году – 8038 долларов. В Беларуси в 2004 году ВВП на человека составлял 2120 долларов, в 2015 году – около 6300 долларов.

Инфляция. Инфляция в России в 2004 году составляла 12%, в 2015 году – 13%. В Беларуси в 2004 году - 14,4%, в 2015 году – 12%.

Золотовалютные резервы. В 2004 году ЗВР России составляли 125 млрд долларов, в 2015 году - 374 млрд долларов. В Беларуси в 2004 году ЗВР составляли 770,2 млн долларов, в 2015 году – 4,2 млрд долларов.

Средняя пенсия. В 2004 году средняя пенсия в России составляла 70 долларов, в 2015 году – 173 доллара. В Беларуси средний размер пенсии за 2004 год составил 83 доллара, в 2015 году - 153 доллара.

Средняя зарплата. В 2004 году средняя зарплата в России составила 244 доллара, в 2015 году – 457 долларов. В Беларуси в 2004 году средняя зарплата составила 162 доллара, в 2015 году - 424 доллара.

Население. В 2004 году население России составляло 143,8 млн человек, в 2015 году – 146,3 млн человек. В Беларуси в 2004 году - 9,7 млн человек, в 2015 году - 9,5 млн человек.

Внешний государственный долг. Внешний государственный долг России на 1 января 2005 года составлял 114,1 млрд долларов, а на 1 декабря 2015 года составил 50,1 млрд долларов США. Таким образом, внешний государственный долг РФ за этот период уменьшился в 2,3 раза. Внешний государственный долг Беларуси на 1 января 2005 года составлял 0,5 млрд долларов, а на 1 декабря 2015 года - 12,5 млрд долларов. Таким образом, внешний государственный долг Беларуси за этот период увеличился на 12 млрд долларов или в 25 раз.

Итак, некоторые цифры за период 2004-2015 годов, т.е. за последнее десятилетие, показывают, что, в принципе, страны шли параллельными курсами. Россия не слишком оторвалась от Беларуси, а Беларусь не слишком отстала от России, за исключением численности населения и роста внешней задолженности. За рассматриваемый период население Беларуси сократилось почти на 5%, в то время, как население России выросло приблизительно на 2%.

Однако гораздо более показательным является состояние внешней задолженности. Если Россия за последние десять лет уменьшила внешний государственный долг в 2,3 раза, то Беларусь его нарастила в 25 раз!

На наш взгляд, это самый лучший ответ тем нашим российским экспертам, которые утверждают, что белорусская экономическая модель является идеальной и ставят республику в пример российским властям. Как показывает спокойный анализ, благополучие республики – иллюзорное и держится исключительно за счет внешней финансовой поддержки. Не «прокатывает» и тот аргумент, что, мол, экономика России имеет нефтяной характер («сидит на нефтяной игле»). Это далеко не так: доля нефти в ВВП России снизилась за последние годы до 9%, а в Беларуси занимает около 12%.

Тем не менее, конечно, 9% или 12% нефти в ВВП двух стран являются совершенно несущественными нюансами на фоне снижения внешнего дога России за десять лет в 2,3 раза и роста белорусского внешнего долга в 25 раз. Эти цифры весьма красноречиво говорят о том, насколько проводимая в течение последних десяти дет властями России и Беларуси экономическая политика отвечает национальным интересам. Из этих цифр следует, что нынешняя белорусская «стабильность» ляжет тяжким бременем на будущие поколения, которые будут расплачиваться за ошибки 2004-2015 годов.

В этой связи логично задаться вопросом – а есть ли перспективы у белорусской экономики? К сожалению, с учетом последних событий, эти перспективы представляются весьма туманными. Дело в том, что основой стабильности белорусской экономики является доступ белорусской товарной массы на российский рынок. Если этот рынок будет теряться белорусскими производителями, то, соответственно, социально-экономические и политические риски для республики будут увеличиваться.

И в заключение хотелось бы сказать еще об одном важном моменте. Речь идет об инвестициях. Не секрет, что в Беларуси с этим огромная проблема. Внутренних инвестиций по понятным причинам - отсутствие необходимых свободных средств - нет. Внешних также нет по причинам очень жесткого и зарегулированного внутреннего законодательства и отсутствия необходимой защиты инвесторов от всевластия налогов и контролирующих органов.

Если нет внутренних частных инвестиций, то не будет и внешних. Западные не идут по политическим мотивам. А российские инвестиции не пускают сами белорусские власти. В результате белорусские предприятия начинают чахнуть.

В это же время в России, в тот же Брянский автозавод в ближайшие два года будет вложено около 2 млрд долларов инвестиций. В создание двух новых заводов по производству новейших систем противовоздушной и противоракетной обороны («Кировское машиностроительное предприятие» было торжественно открыто в феврале 2016 года) будет вложено почти 900 млн долларов, в КАМАЗ – 2 млрд долларов, и т.д., и т.д. О таких инвестициях белорусским предприятиям остается только мечтать. Россия готова была бы вкладывать такие объемы и в предприятия республики, но это не дает сделать руководство страны по непонятным субъективным причинам.

Т.е., несмотря на санкции, Россия обладает необходимыми финансовыми возможностями для осуществления миллиардных (в долларах) инвестиционных проектов. Несомненно, в ближайшие годы эта разница в финансовом потенциале двух стран только увеличится. Отсюда следуют весьма не радужные перспективы для белорусской промышленности, ориентирующейся на российский рынок. И эта проблема, к большому сожалению, закладывает серьезную мину в основание Союзного государства.

 

Столетие



Комментарии


2016-04-25 11:38:00 Юрий № 1119604
внешний долг России на 2015 год составил 515,554 млрд долларов, откройте любой источник в интернете...не надо ошибаться в 10 раз...

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru