САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Петр Искендеров: Турция и Россия: «за» и «против»

Петр Искендеров: Турция и Россия: «за» и «против»

« Назад

07.07.2016 21:00

Петр Искендеров: Турция и Россия: «за» и «против»


Одним из наиболее наглядных следствий прошедшего в Великобритании референдума о выходе страны из Европейского союза можно считать быстрое изменение риторики руководства Турции и её попытки нормализовать отношения с Россией. Отдавая себе отчёт в том, что в условиях поддержанного британцами Brexit «турецкий вопрос» отходит в повестке дня Брюсселя даже не на второй, а на последний план, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган совершил стремительный внешнеполитический разворот. И этот разворот имеет для Анкары вполне определённую экономическую и политическую цену.

Сначала об экономике. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу уже сформулировал амбициозную цель в сфере торговли с Россией, заявив, что объём двустороннего товарооборота, составлявший к моменту резкого ухудшения российско-турецких отношений 40 млрд долларов, может быть доведён, учитывая взаимодополняемость экономик двух стран, до 100 млрд долларов.

Турецкие СМИ в целом проявляют в этом вопросе сдержанный оптимизм, призывая дождаться 2017 года. Именно тогда, по их мнению, можно будет реально оценить степень нормализации российско-турецких отношений в экономическом плане. «Чтобы достичь показателей 2014 года в таких сферах российско-турецкого взаимодействия, как туризм, экспорт овощей и фруктов, подрядные работы, потребуется время, - пишет издание Dünya. - Однако, несмотря на это, представители данных секторов рады началу нормализации».

Более оптимистично настроена газета Milliyet, использующая для характеристики нынешнего состояния российско-турецких отношений выражение «дыхание второй весны». «Вероятность того, что отношения Турции и России вернутся на былой уровень, самым позитивным образом скажется на экономике… Главное внимание обращено, прежде всего, на сектор туризма, экспорт сельхозпродукции, энергетическую сферу», - отмечает газета.

Milliyet напоминает и о высокой степени энергозависимости Турции от России, что, безусловно, явилось одним из ключевых факторов нового «разворота» Анкары. «В импорте Турции из России энергетика сохранила критически важное место. В прошлом году Турция импортировала 27 миллиардов кубометров природного газа из России, и именно из этой страны в Турцию поступают наибольшие объёмы природного газа. Из-за веса, который природный газ имеет в производстве электроэнергии в Турции, российский газ играет критически важную роль… - пишет Milliyet. - И проект TANAP, который, как ожидается, в 2018 году будет передавать азербайджанский газ в Турцию, и израильский газ, вставший в повестку дня после прогресса, достигнутого в отношениях с Израилем, ещё не скоро составят альтернативу российскому природному газу».

Что касается политического измерения российско-турецкого «потепления», то оно напрямую зависит от развития отношений между первыми лицами двух государств. И здесь турецкая сторона стремится максимально форсировать события. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что встреча президентов Эрдогана и Путина может пройти уже в конце июля - начале августа. Мевлют Чавушоглу также пригласил на переговоры в Анталью своего российского коллегу Сергея Лаврова. Приглашение последовало за переговорами двух дипломатов в Сочи. Ранее турецкий министр иностранных дел сообщал, что Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган договорились о встрече в рамках саммита G20 в Китае, но турецкий президент со своей стороны предложил провести переговоры ещё до поездки в КНР. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков также не исключает, что главы государств встретятся ещё до того, как «двадцатка» соберётся в Китае.

Судя по всему, турецкая сторона в качестве одной из приоритетных сфер развития отношений с Россией наметила региональное сотрудничество. Глава турецкого внешнеполитического ведомства, пожалуй, впервые столь определённо поставил отношения России и Турции в региональный интеграционный контекст, в частности по линии Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). В следующем году будет отмечаться 25-летие ОЧЭС (Турция и Россия были основателями этой организации), так что самое время, полагают в Анкаре, провести инвентаризацию прошлых лет, построить планы на будущее, проработать перспективные проекты.

От регионального контекста развития российско-турецких отношений, конечно же, будет в значительной степени зависеть их дальнейшая нормализации. Однако здесь как раз существуют проблемы. Факторы, объективно осложняющие двусторонние отношения или по крайней мере затрудняющие взаимопонимание, не устранены. За последние полгода они в известной мере даже осложнились.

Первый фактор – глубокие расхождения по вопросу о принципах сирийского урегулирования. Турецкие средства массовой информации по-прежнему рассматривают происходящее в Сирии как фронт российско-турецкого противостояния, а не как поле взаимодействия двух стран в борьбе с терроризмом. «Речь идёт о том, что Россия откровенно заняла антитурецкую позицию в Сирии», - подчёркивает издание Yeni Safak.

Второй фактор – сохраняющаяся, несмотря на ухудшение американо-турецких отношений, «привязка» Турции к антироссийским планам НАТО. И Brexit способен лишь упрочить военно-политическое взаимодействие по линии Вашингтон – Лондон – Анкара. Не случайно турецкие власти и отражающие их точку зрения местные издания, высказывая пожелания о нормализации отношений с Россией, не упускают случая обвинить Москву в агрессии. Milli Gazete называет пять раздражающих Анкару факторов, которые, по её мнению, «не позволяют нормализовать турецко-российские отношения»: «1) действия России в соседних с Турцией странах; 2) аннексия Крыма; 3) политика в Чёрном и Средиземном морях, основанная на осаде Турции с моря; 4) «война чужими руками», начатая против Турции; 5) фактор Путина и сложившейся вокруг него команды евразийцев». Естественно, что некоторые из этих «факторов» относятся исключительно к области внутренней политики России и ни в каком виде не могут быть предметом переговоров, но зато они вполне ложатся в канву антироссийского курса США и НАТО.

Третий фактор – намерение Турции продолжать следовать неоосманистской геополитической концепции «стратегической глубины», невзирая на отставку с поста премьер-министра разработчика этой концепции Ахмета Давутоглу. Кризис в отношениях Анкары с Евросоюзом и растущее внутреннее недовольство вполне могут подтолкнуть турецкое руководство к авантюристическим шагам в Причерноморье и в Закавказье, преследуя цель замкнуть на себе европейскую и общемировую повестку дня. «Дипломатическая изоляция Турции, которая рассорилась со многими своими бывшими региональными союзниками, усиливается», – отмечает немецкое издание Bild. А изоляция такого рода, как свидетельствует исторический опыт, бывает опасной и для самой изолируемой страны, и для её соседей.

Фонд стратегической культуры



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru