САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Роман Силантьев: «Уровень радикализма в среде "русских мусульман" продолжает расти»

Роман Силантьев: «Уровень радикализма в среде "русских мусульман" продолжает расти»

« Назад

14.04.2016 14:37

Роман Силантьев: «Уровень радикализма в среде "русских мусульман" продолжает расти»

Беседа с экспертом Минюста России, известным исламоведом

-   Роман Анатольевич, в связи с делом Варвары Карауловой и другими случаями вербовки россиян радикальными исламистами, власти и правоохранительные органы всерьез обеспокоились проблемой мусульман-неофитов. Напомним, русские и представители других национальностей, не имеющие предков-мусульман, вдруг с начала 1990-х годов стали проникаться учением пророка Мухаммеда и к настоящему времени составили достаточно заметное, хотя и неоднородное сообщество. Вы, я знаю, на протяжении многих лет изучаете этот феномен, и как раз в эти дни у вас вышла в свет книга «100 самых известных "русских мусульман"», обобщающая ваши наблюдения. Так почему все же надо специально выделять мусульман-неофитов, почему не говорить об исламской общине в целом?

- Дело в том, что мусульмане-неофиты представляют собой отдельную этно-религиозную группу, которая имеет совсем нетипичные для мусульманской общины в целом характеристики. Кроме того, некоторые их представители настаивают на принадлежности к отдельному новом народу, поэтому изучать их отдельно и можно, и нужно.

-      Существует мнение, что принявших ислам русских так много, и уровень их пассионарности так высок, что они рано или поздно могут стать чуть ли не ведущей общественной силой в стране. Это соответствует действительности?

- Это далеко не так. Новообращенных мусульман, не стремящихся к ассимиляции в среде этнических, в России сейчас не более 10 тысяч, и их численность стабилизировалась. Принятие ислама новыми людьми компенсируется отходом от этой религии в "интеллигентском" крыле неофитов, а также повышенной смертностью и склонностью к эмиграции в крыле радикальном. Самые яркие лидеры неофитов либо практически прекратили публичную деятельность, как небезызвестные Полосин и Порохова, либо покинули страну, как руководство Национальной организации русских мусульман. После уничтожения террористов Саида Бурятского и Алексея Пашенцева влиятельных неофитов не осталось и в рядах террористов. Сейчас "русские мусульмане" переживают кризис и упоминаются в немусульманских СМИ исключительно в связи с ИГИЛ и подобными организациями. Лично я не думаю, что у российских мусульман-неофитов есть серьезное будущее, хотя авторы книг "Исламский прорыв", "Вариант "Б" и "Ярость" со мной бы поспорили.

-     Какое место занимают неофиты в руководстве уммой? Их роль в общинной жизни чем-то отличается от роли этнических мусульман?

- В России известно около двух десятков духовных лидеров из среды неофитов, включая трех муфтиев. При общей численности имамов и муфтиев в 6-7 тыс. человек это немного. Выходцы из среды новообращенных духовных лидеров отличаются повышенной скандальностью и пониженной законопослушностью - так, из трех муфтиев двое лишились своих постов соответственно за экстремистские высказывания и подлог документов, а из 11 известных мне имамов трое имеют судимости как экстремисты или террористы, а один - как наркодилер. Что характерно, этнический русский из неофитов в духовном звании всего один, а остальные преимущественно рождены в смешанных браках.

-   Наблюдается ли связь между сознательным обращением в ислам и склонностью к радикальной идеологии?

- К сожалению, да. Дело в том, что наиболее активно призыв к исламу ведут именно ваххабиты, они же наиболее заинтересованы в неофитах, которые демонстрируют повышенную боеспособность. Уровень радикализма в среде "русских мусульман" очень высок и продолжает расти. Так, из 100 самых известных их представителей экстремисты, террористы и просто люди радикальных взглядов составляют более двух третей.

-      Каково отношение этнических мусульман к новообращенным?

- Часто настороженное, если это мусульмане традиционные. Или даже отрицательное - мюриды самого уважаемого дагестанского шейха Саида-афанди Чиркейского, убитого "русской мусульманкой" Сапрыкиной по приказу "русского мусульманина" Пашенцева к новообращенным относятся предсказуемо.
Ваххабиты, как уже говорилось выше, неофитов в целом ценят, хотя периодически и режут, как мы это видим на примере ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация). По данным одного из интернет-опросов, примерно 40% мусульман относятся к неофитам положительно, столько же - нейтрально, а остальные 20% - отрицательно.

-      Какими путями неофиты приходят в ислам?

- Как правило, это влияние близких, брак, влюбленность, протестные настроения, корыстные соображения, очарование восточной культурой, склонность к смене веры, интернет-вербовка и психические девиации. У мужчин и женщин есть своя специфика: из-за женитьбы или влюбленности мужчины меняют веру нечасто, зато женщин, в отличие от мужчин, практически не вербуют в тюрьмах и спортивных секциях.

-      Снижается ли в последнее время число обращений или, напротив, растет?

- Взрывного роста точно не наблюдается, а некоторые известные общины неофитов - например, петрозаводская и омская - в значительной степени деградировали. Почти все сайты неофитов закрылись и сейчас они перешли преимущественно в социальные сети.

-      Много ли русских мусульман отправилось в ИГИЛ?

- Реально неофитов, среди примерно 3000 россиян-игиловцев, не менее 10%. Плюс сотни семей радикальных "русских мусульман" за последнее время выехали на постоянное место жительства в Турцию или Египет. Кстати, многие из "русских игиловцев" уже мертвы.

-     Как РПЦ относится к феномену обращения славян в ислам?

- Достаточно спокойно. Церковь беспокоит не столько количество новообращенных, сколько их склонность к терроризму. Такого рода люди с 1995 года убили и ранили несколько тысяч православных - в Чечне, Беслане, в московском метро, в поездах.

- Отмечены ли случаи ухода обращенных из ислама? Угрожает ли им в таком случае опасность мести со стороны радикалов?

- Да, я знаю несколько десятков таких случаев, шесть самых ярких из которых я описал в своей книге. Причины для очередной смены веры случаются разные - предательство со стороны близких мусульман, пресыщение экзотикой и потребность перейти в более "модную" религию, отрезвление после тюремного срока или потеря материальной выгоды, связанной с исповеданием ислама. Так, нередко эту религию покидают обретшие свободу заключенные и пленные, ветреные представители интеллигенции, брошенные жены и возлюбленные мусульман. Например, из четверых православных священников, за последние 20 лет принявших ислам в России, один изначально был неверующим, второй потерял интерес к исламу после прекращения финансирования со стороны мусульманских спонсоров, третий после ислама перешел в иудаизм, а четвертый перед смертью успел вернуться в христианство. Насчет угроз со стороны радикалов могу заметить, что такие случаи известны, однако они редко приводят к каким-либо последствиям. 

Столетие



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru