« Назад 31.03.2020 21:30 2 апреля в Республике Беларусь и Российской Федерации отмечается День единения народов Белоруссии и России. В то же время начало текущего года в значительной степени можно определить как время несбывшихся ожиданий на поприще союзного строительства. Несмотря на неоднократные встречи на самом высоком уровне, прорывных решений принято не было. Естественно, что нынешнее, во многом неопределенное положение в этой области не может не беспокоить общественность. Дать свою оценку сложившейся ситуации «Материк» попросил известного белорусского ученого, доктора философских наук Льва Евстафьевича Криштаповича. Кто относится к противникам Союзного государства? Это все те силы, которые боролись и продолжают бороться против СССР, против единства наших братских народов. В России к этим силам относятся всевозможные диссиденты-антикоммунисты, русофобы, так называемые либералы-правозащитники и разумеется олигархи, которые видят Россию в качестве дойной коровы для Запада; в Белоруссии к ним относятся так называемая «белорусизаторская интеллигенция», «белорусизаторские» партии, «белорусизаторское» гражданское общество и часть белорусского чиновничества, пропитанные примитивными представлениями о независимости и суверенитете, за которыми на самом деле скрываются польско-шляхетские вожделения о превращении Белоруссии в восточные кресы Польши. Объективно они играют роль «пятой колоны» Запада в наших странах. Пытаться их переубедить в необходимости Союзного государства – это сизифов труд. Отсюда должно быть понятно, что только разгром «пятой колонны» в наших странах очистит дорогу на пути завершения строительства Союзного государства. — В начале 2020 года исполнилось 20 лет как вступил в силу Договор о создании Союзного государства, но за этот немалый срок на союзном поприще сделано не так уж много. Насколько, с вашей точки зрения, подобное мнение соответствует действительности, и что необходимо сделать, чтобы Союзное государство не перешло в разряд невоплощённых проектов? Сейчас важно, чтобы политики, понимающие необходимость Союзного государства, не занимались политической перепалкой и поисками заморской нефти, а основательно занялись реализацией Договора о создании Союзного государства. Вот это было бы действительное укрепление белорусской независимости и белорусского суверенитета. Будем надеяться, что коронавирус раскрыл несостоятельность фантазий руководителей «Минского диалога» о европейских ценностях и «Восточном партнерстве» и доказал, что альтернативы Союзному государству нет. — 2020 год и для Российской Федерации, и для Республики Беларусь является годом крупнейших общественно-политических кампаний. В Российском государстве - это конституционная реформа, в Белоруссии - президентские выборы. Как итоги этих кампаний способны повлиять на дальнейшее развитие Союзного государства и в целом белорусско-российских отношений? Насколько опыт российской конституционной реформы может быть востребованным в Белоруссии? На мой взгляд, не надо смешивать конституционную реформу в России и предстоящие президентские выборы в Белоруссии. Это принципиально различные вещи. В чем смысл конституционной реформы в России? В том, чтобы на персональном уровне закрепить необратимость политического курса и невозможность реванша «пятой колоны» в России. Что касается президентских выборов в Белоруссии, то они никакой новизны не несут и как это ни парадоксально, объективно проходят в логике геополитической катастрофы. Это такие же выборы, как и в других постсоветских республиках, которые ничего не решают с точки зрения строительства Союзного государства. Весь нюанс заключается лишь в том, что белорусский лидер в отличие от других лидеров в постсоветских республиках по своей ментальности является союзником (сторонником единства с Россией) и все. Но этого недостаточно для реальной политики союзного строительства. Чтобы выйти на прочное союзное строительство, политикам в Белоруссии необходимо отказаться от примитивного толкования независимости в логике геополитической катастрофы и своих личностных настроений и перейти также на институциональный уровень, который закрепит необратимость политического курса нашей республики на завершение строительства Союзного государства. — В настоящее время на постсоветском пространстве действуют два интеграционных проекта - Союзное государство и Евразийский экономический союз. Насколько эти проекты совместимы и существует ли потребность в какой-то идейной основе их развития? Всякая интеграция совместима, если она идет в одном направлении и основывается на одном принципе. В этом плане Союзное государство и ЕАЭС абсолютно совместимы. А вот евразийская интеграция и евроинтеграция – несовместимы, поскольку они исходят из разных принципов и идут в разных направлениях. Евразийская интеграция исходит из принципа (идеи) многополярности и ведет к строительству многополярного мироустройства, а евроинтеграция, напротив, исходит из принципа евроцентризма и однополярного (западного) мироустройства. КомментарииКомментариев пока нет
|