САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Виктор Полесский. Российская авиабаза в Белоруссии: pro & contra

Виктор Полесский. Российская авиабаза в Белоруссии: pro & contra

« Назад

31.12.2015 13:09

Виктор Полесский.Российская авиабаза в Белоруссии: pro & contra

Интрига уходящего года вокруг размещения российской авиабазы в Белоруссии, следует полагать, перекочует в 2016-й. Очередной визит Александра Лукашенко в Москву 21 декабря ясности в этот вопрос не привнес. «Ничего не изменилось. Вопрос не обсуждался и не будет обсуждаться, наверное», – прокомментировал итоги встречи двух президентов министр обороны РБ генерал-лейтенант Андрей Равков.

Следует отметить, что глава белорусского военного ведомства в октябре текущего года весьма критически оценивал целесообразность размещения российской авиабазы на территории республики. «Какой смысл размещать авиационную базу на территории Белоруссии? Пока смысла нет, – рассуждал генерал публично. – Почему? Размышления такие: наши соседи, особенно вновь избранный президент Польши, он просит НАТО (и они согласились) разместить четыре базы различного предназначения, в том числе и авиационного, в непосредственной близости от границы Белоруссии. И ответ простой: так, может, мы возьмем какие-то средства поражения, которые могут своевременно в нужном месте нанести поражение этим объектам? Это будет намного эффективнее, чем авиационная база».

Наверняка российские военные были удивлены такому комментарию белорусского министра. Ведь инициатива размещения российской авиации в Белоруссии исходила из Минска, испытывавшего проблемы с защитой своих воздушных рубежей и одновременно с отсутствием финансовых средств на ремонт и модернизацию дорогостоящих Су-27. В 2013 году было принято решение списать все 22 самолета в связи с исчерпанием их ресурса. После чего началось обсуждение вопроса о размещении российской авиабазы. Министр обороны России Сергей Шойгу на встрече с Александром Лукашенко заявил о планах её создания к 2015 году. Возражений не последовало, но спустя некоторое время «батька» взялся всячески отрицать такую возможность, говоря о необходимости поставок истребителей. Позже неоднократно звучали взаимоисключающие заявления руководства обеих стран.

19 сентября нынешнего года Владимир Путин отдал распоряжение правительству подписать соглашение о создании авиабазы, на что 6 октября последовала странная реакция Александра Лукашенко, заявившего, что с ним никто никогда не обсуждал этого вопроса (а как же хотя бы его беседа в апреле 2013 г. с С. Шойгу?) и российская авиабаза ему не нужна, а нужны самолеты для ВВС Белоруссии. Затем последовали заявления других высших должностных лиц. И вышеупомянутое, завуалированное под военную целесообразность объяснение министра обороны А. Равкова, и предельно откровенное высказывание министра иностранных дел Владимира Макея на совместном заседании коллегий внешнеполитических ведомств двух стран: «Авиабаза вызовет раздражение в адрес и Минска, и Москвы».

Таким образом, сначала Минск пригласил силы ВКС РФ к совместной защите воздушного пространства страны, а затем, видимо, чтобы не дразнить Запад, ставший в последнее время значительно лояльнее к белорусскому режиму, изменил свое решение. Глядишь, можно одним выстрелом двух зайцев убить: выпросить и самолеты у России, и кредит у МВФ.

22 декабря генерал А. Равков в интервью программе «Арсенал» рассказал белорусским телезрителям о том, что Минск планирует закупить у Москвы самолеты Су-30, Як-130 и зенитно-ракетный комплекс Тор-М2. Видимо, речь идет о партии самолетов Су-30, находящихся на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах, которые раньше находились на вооружении ВВС Индии. Как позже уточнил командующий ВВС и войсками ПВО Беларуси генерал-майор Олег Двигалев, замена устаревших МиГ-29 на Су-30СМ планируется после 2020 года.

Если многочисленные высказывания на этот счет очистить от словесной шелухи, то позиция белорусского руководства сводится к одному: оно хочет усиливать свою авиацию, но не желает иметь на своей территории самолеты «стратегического союзника» по Союзному государству.

Одновременно возникает вопрос, откуда возник сюжет с продажей белорусам истребителей? Собирается ли Москва это делать? Об этом российские официальные лица помалкивают. РФ, судя по всему, предпочтительнее разместить в Белоруссии свою авиабазу, нежели кредитовать «омоложение» стареющего белорусского авиапарка. На наш взгляд, есть еще одна весьма веская причина воздержаться от продажи боевых самолетов ближайшему «союзнику». Как уже неоднократно сообщалось в СМИ, белорусские власти наладили и укрепили связи с военно-промышленным комплексом и Вооруженными силами Украины. Тот же 558-й авиаремонтный завод в Барановичах ремонтирует украинские самолёты Су-27 и МиГ-29, а также вертолеты Ми-24, используемые в том числе в Донбассе. По мнению некоторых экспертов, такое сотрудничество, как и поставки топлива украинскому режиму, только возрастает, принося белорусам неплохую прибыль. А кто может дать гарантии, что Минск не перепродаст Су-30 Киеву, если, конечно, тамошняя хунта продержится у власти еще какое-то время? Гарантий таких нет, ибо сам гарант белорусской Конституции способен, как видим, отказываться от взятых на себя обязательств в зависимости от конъюнктуры.

Такое непостоянство при выполнении союзнических обязательств подталкивает к простому вопросу: а целесообразно ли вообще размещать на территории Белоруссии российскую авиационную базу? По мнению некоторых экспертов, созданием авиабазы Россия стремится к укреплению обороноспособности на своих западных границах с учетом необходимости защиты Калининградской области, окруженной недружественными государствами блока НАТО – Литвой и Польшей. У российской стороны вызывает беспокойство размещение натовских беспилотников и истребителей в прибалтийских государствах и перевооружение армий скандинавских стран.

А теперь зададимся вопросом: смогут ли 12 истребителей, хоть и многофункциональных, в случае вооруженного конфликта с западными странами прикрыть Россию с западного направления? Например, если придется вступить в борьбу с польскими ВВС, имеющими на вооружении 48 истребителей F-16 и 32 советских МиГ-29, то даже при поддержке восьми дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-300ПС ПВО Белоруссии одержать победу будет очень непросто. Следует принять во внимание, что в случае серьезного конфликта на помощь полякам придут ВВС других стран НАТО. На северо-западе против нас нацелены приблизительно 250 самолетов разных типов ВВС Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции плюс еще 52 истребителя пятого поколения F-35, заказанных Норвегией у США. Мы же можем поднять в воздух два истребительных полка, дислоцирующихся в Мурманской и Тверской областях, а также истребительный полк авиации Балтийского флота (Калининградская область). Это не считая восьми зенитных ракетных полков 1-го Ленинградского Краснознамённого командования ВВС и ПВО Западного военного округа.

Жидковато получается в сравнении с авиацией ПВО СССР, насчитывавшей только в западной части страны более 30 истребительных полков. И это при том, что СССР не граничил непосредственно с Североатлантическим блоком. Россия же сейчас находится в непосредственном соприкосновении с вероятным противником и до советских количественных показателей ей очень далеко. И вряд ли в обозримом будущем по силам восстановить хотя бы часть прежней мощи. В этих условиях, наверное, есть смысл сосредоточиться на наиболее опасных направлениях и базировать авиацию на своих аэродромах. Тем более что, как видим, Белоруссия не горит особым желанием совместно укреплять безопасность Союзного государства и не предоставляет РФ возможности создать авиабазу на её территории.

Возможно, наши сетования на то, что руководство Белоруссии, к большому сожалению, отнюдь не показало себя надежным партнером и склонно решать свои сиюминутные задачи, играя на противоречиях России и Запада, кому-то покажутся необоснованными. В таком случае посоветуем ознакомиться с публикацией в печатном органе Администрации Президента РБ газете «Советская Белоруссия» от 23 декабря. Она содержит красноречивый ответ на вопрос, чью сторону принимают сегодня власти страны.

«Главным объектом сдерживания в нашем регионе на сегодняшний день представляется Российская Федерация, которая впервые за много лет совершила акт отторжения территории у другого суверенного государства (Украины), а также, по мнению многих, продолжает ставить под вопрос территориальную целостность этого государства… – говорится в статье. – НАТО и ЕС пытаются сдерживать экспансию России (в частности – на территории Украины). Роль Беларуси в этом сдерживании является двоякой. С одной стороны, Беларусь как будто выступает пассивным элементом сдерживания. Отказывая российской стороне в размещении на своей территории военной инфраструктуры, в использовании своей территории для давления на Киев, Беларусь тем самым ограничивает возможности России по наращиванию военно-политического присутствия и напряжённости в регионе Восточной Европы.

Но с другой стороны, при этом Беларусь была и остаётся верным союзником России, выполняющим все свои обязательства, особенно – в области безопасности. Отказ от размещения на своей территории российской военной базы – это акт отрицания белорусской стороной легитимности того типа внешней политики, элементом которого является создание данного объекта (авиабазы. – Ред.)».

Итак, по признанию белорусского официоза, один союзник – в лице Белоруссии сдерживает «экспансию» другого союзника – России. Делает это он в одной упряжке с НАТО и ЕС и при этом без малейшей шутки настаивает на том, что «остаётся верным союзником России, выполняющим все свои обязательства, особенно – в области безопасности».

Слушайте, да это же революция в международных отношениях! Невиданный в истории феномен, перекрыть который может только открытый переход такого «союзника» на сторону противника.

Чего, очень надеемся, всё же не случится.

 

Источник



Комментарии


2015-12-31 14:42:38 Пестряков А.В. № 522604
Уважаемая редакция! Данная статья подтверждает высказанные мной пару дней назад опасения, что наша страна помалу разворачивается к России задом. Это ощущают и радует белорусских оппозиционеров. Всё чаще они ездят в Западную Европу (проталкивая проекты Восточного партнёрства). А бывшая кандидат Т.Короткевич слетала даже в США. Только эти перечисленные факты должны насторожить: Беларусь идёт на повторение украинского сценария. Россия практически потеряла Украину, теперь на очереди Беларусь. "А в остальном всё хорошо! Всё хорошо!"? Тревожно. Даже от шампанского в Новый год откажусь! 31.12.15 С уважением Пестряков А.В.

Ответить / Цитировать

2015-12-31 14:45:11 Пестряков А.В. № 522804
Уважаемая редакция! Данная статья подтверждает высказанные мной пару дней назад опасения, что наша страна помалу разворачивается к России задом. Это ощущают и радует белорусских оппозиционеров. Всё чаще они ездят в Западную Европу (проталкивая проекты Восточного партнёрства). А бывшая кандидат Т.Короткевич слетала даже в США. Только эти перечисленные факты должны насторожить: Беларусь идёт на повторение украинского сценария. Россия практически потеряла Украину, теперь на очереди Беларусь. Тут уж не надеяться (на что или кого???) нужно", как заканчивает статью автор. А принимать авральные меры. А в остальном всё хорошо! Всё хорошо!"? Тревожно. Даже от шампанского в Новый год откажусь! 31.12.15 С уважением Пестряков А.В.

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru