САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Если не Россия, то Польша: как работает мягкая сила Польши в Белоруссии

Если не Россия, то Польша: как работает мягкая сила Польши в Белоруссии

« Назад

25.07.2016 15:45

Если не Россия, то Польша: как работает мягкая сила Польши в Белоруссии

Существующий последние два десятилетия политический режим в Белоруссии всегда не устраивал соседнюю с республикой Польшу. Однако ситуация меняется...

Существующий последние два десятилетия политический режим в Белоруссии всегда не устраивал соседнюю с республикой Польшу. Варшава, которая никогда не скрывала своей неприязни к белорусскому президенту и его пророссийской политике, начиная с конца 1990-х годов, фактически превратилась в главного распорядителя финансов, направляемых из ЕС и США в Белоруссию на борьбу с Александром Лукашенко. Однако в последнее время польская внешнеполитическая линия стала претерпевать существенные изменения, что в очередной раз подтвердила недавняя встреча главы польского МИД Витольда Ващиковского с замминистра иностранных дел Белоруссии Еленой Купчиной. Теперь оказалось, что МИД Польши удовлетворен «прогрессирующей нормализацией отношений между Польшей и Белоруссией» и «прогрессом во всех сферах сотрудничества». 20 июля в Варшаве стороны не просто обсудили состояние политического диалога и развитие экономического сотрудничества, но даже сумели подписать Соглашение о сотрудничестве в сфере образования. Такое теплое взаимоотношение между сторонами выглядит весьма необычно, особенно если помнить о той многолетней политике Варшавы, которую она проводила в отношении официального Минска.

Необходимо напомнить, что Польша уже не первое десятилетие предпринимает попытки усилить свое влияние в Белоруссии (особенно в Западной ее части),используя для этого различные инструменты, начиная от экономики, и заканчивая религией. Последнее, к слову, только на первый взгляд может показаться несущественным элементом польской политики. На самом же деле католическая церковь, которая в Белоруссии является второй по значимости после православной, находится сегодня под полным контролем польских священников и только формально управляется из Рима. При этом надо помнить, что польское национальное меньшинство в Белоруссии составляет ни много ни мало, а около 300 тыс. граждан или чуть более 3% населения и подавляющее их большинство — католики (не менее 10−12% от общего числа верующих). То есть, они так или иначе, связаны с польской культурой и подпадают в сферу влияния католической церкви, деятельность которой уже давно вышла за пределы религии. Например, в Белоруссии уже не первый год работают созданные при костеле организации, главной целью которых является «реполонизация» (польское возрождение в Белоруссии). Это фонд «Через границы», а также Орден св. Станислава, через которые белорусов-католиков отправляют на учебу, организовывают для них различного рода мероприятия с четко окрашенной пропольской тематикой и прочее. Все это уже давно вызывает недовольство официального Минска, что в очередной раз подтвердил недавний скандал вокруг трех польских священников, которых власти Белоруссии планировали выслать из страны за то, что они стали «заниматься не теми вещами». И позиция властей в данном случае вполне обоснована, так как польский костел уже давно стал институтом, выполняющим не только религиозно-просветительские, но и политико-идеологические функции, которые полностью соответствуют внешнеполитической линии Варшавы в отношении Белоруссии.

Сегодня в польской столице смирились с тем, что в современной обстановке режим Лукашенко свергнуть не удастся. На фоне ситуации в Украине, а также кризиса в Евросоюзе и его восточноевропейской политики в частности, в Варшаве сложилось понимание того, что подходы к белорусскому режиму необходимо менять и выстраивать новую концепцию двухсторонних отношений. Витольд Ващиковский продемонстрировал это еще в марте нынешнего года, когда состоялся его официальный визит в Минск. Тогда глава польского МИД впервые за долгие годы поставил на первое место встречу с главой Белоруссии, которому даже предложил совместную работу на международном уровне, а оппозиции уделил лишь остаток времени. Фактическим продолжением налаживание официального диалога, который в прошлые годы практически отсутствовал, стали и нынешние встречи представителей МИД в Варшаве и подписание ряда, на первый взгляд, несущественных документов. И, что самое интересное, белорусское руководство охотно идет на восстановление контактов с Варшавой, которая совсем недавно обвиняла официальных Минск в диктатуре и требовала его политической изоляции. Даже тот факт, что белорусские власти не решились, как в прошлые годы, выдворить из страны трех ксендзов, говорит о том, что в Белоруссии решительно настроены подружиться с Варшавой, а через нее и с Западом в целом. И в этом для белорусского руководства есть весьма серьезные риски.

Дело в том, что сегодняшнее смягчение риторики официальной Варшавы в отношении белорусского режима отнюдь не означает смены внешнеполитического курса Польши. Основной причиной является то, что прежняя стратегия ограничения контактов с белорусскими властями и ориентация на поддержку слабой местной оппозиции, завели польскую политику в тупик, что особенно проявилось с началом кризиса в Евросоюзе. При этом образ Александра Лукашенко и его режима в глазах польских политиков абсолютно не изменился, а его по-прежнему считают «последним диктатором» и главным проводником российских интересов в регионе. В Варшаве изменили лишь подход к дальнейшей экспансии в Белоруссии, так как после событий на Украине в польском руководстве почувствовали угрозу своим интересам в Белоруссии из-за возможности усиления здесь пророссийских настроений. О том, что ничего кардинального в польском отношении к Белоруссии не изменилось, свидетельствуют слова директора по вопросам стратегии из «Warsaw Enterprise Institute» Анджея Талаги, который недавно заявил, что «нас не должны обманывать посткиевские заявления Лукашенко и проявления его независимости от Москвы, ведь в геополитической игре его сатрапия — это один из самых западных российских бастионов», а потому «в долгосрочной перспективе Польше следует уделить Белоруссии столько же внимания, сколько и Украине».

Таким образом, затеянная с Польшей игра белорусского руководства, которое всеми силами пытается наладить свои отношения со странами Запада в надежде получить дополнительные финансовые выгоды, в конечном счете, вряд ли принесет властям республики какую-то пользу. Это связано с тем, что интересы сторон, при кажущейся положительной динамике взаимоотношений, по-прежнему разные: Минску нужны деньги, а Варшаве — изменение геополитического расклада в регионе. При этом из-за кризиса в ЕС Польше предложить белорусам в реальности практически нечего — гипотетическое вхождение в ЕС Минск не интересует, а собственных средств, чтобы заменить экономическую помощь из России, у Варшавы нет. Однако все это не говорит о том, что к участившимся сегодня контактам белорусских и польских властей стоит относиться наплевательски. В условиях экономического кризиса от белорусского руководства, если оно не будет видеть реальной помощи со стороны России, можно ожидать чего угодно, а любой антироссийский шаг с большим удовольствием будет принят и поддержан Варшавой, что вполне может запустить необратимые процессы, как в самой Белоруссии, так и вокруг нее.

Николай Радов

REGNUM



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru