САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ 404 года назад Иван Сусанин совершил свой подвиг

404 года назад Иван Сусанин совершил свой подвиг

« Назад

404 года назад Иван Сусанин совершил свой подвиг 30.03.2017 09:34

Подвиг Ивана Сусанина 30 марта 1613 года считается днём, когда костромской крестьянин Иван Сусанин совершил свой подвиг, воспетый историками, поэтами и ставший центральной фигурой одного из известнейших музыкальных произведений периода становления русской классической музыки – оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя». 

Время хранит, время лечит, время и стирает из памяти… Многое в нашей жизни связано с этим поразительным феноменом, именуемым «временем». Не обошло стороной время и имя одного из многих русских героев прошлых времён. Оно обросло легендами и мифами, с ним связаны многие исследования отечественных историков, где гипотезы, выдвигавшиеся ими многократно, противоречили друг другу, одно есть точно в имени его – это факт его бытия и свершённого подвига. 

Все дискуссии исследователей – лишь попытка более точно воссоздать образ героя, его социальный статус на момент свершения подвига, сами обстоятельства свершённого, включая время, место гибели, истинное положение дел в местности, где герой жил и погиб, а также местонахождение тех, за кого он отдал свою жизнь. 

Согласно сложившейся трактовке, в конце зимы – начале весны 1613 года наречённый царём юный Михаил Фёдорович Романов со своей матерью инокиней Марфой Романовой находился в вотчинном селе Домнино Костромского уезда. Сюда в марте 1613 года подошёл военный польско-литовский отряд с целью разыскать молодого царя (и либо пленить его, либо убить, что представляется более вероятным для того исторического момента). 

0d0daef10df764b8e620868895dd4a78

Современный памятник Ивану Сусанину в Костроме (Фото: wikipedia.org) 

Нельзя забывать о том тяжёлом периоде Русской истории, не зря названном Смутным временем, когда на карту был поставлен вопрос о независимости и самом дальнейшем существовании Московского государства. Русь стояла на пороге национальной катастрофы: конец династии Рюриковичей, гибель семьи Годуновых, самозванцы у власти, боярская грызня за престол или за место возле него, крестьянские бунты, польско-литовская интервенция и сопутствовавший ей беспредел, чинимый интервентами, шведская интервенция и захват ключевых городов-крепостей северо-западной Руси, набеги Крымских татар… 

Вот в таких исторических реалиях поляки встретили на пути к Домнину вотчинного старосту Ивана Сусанина, пытаясь выпытать у него местоположение юного царя Михаила Романова. Возвращаясь к официальной трактовке, дальнейшие события развивались следующим образом. Сусанин соглашается показать полякам дорогу к месту проживания Михаила Романова, увлекая их в противоположную сторону, одновременно отправив своего зятя Богдана Сабинина в Домнино предупредить о грозящей опасности молодого царя и его мать – инокиню Марфу. Благодаря этому решению, Михаил Фёдорович с матерью успевают бежать в Кострому и укрыться за стенами Ипатьевского монастыря.

Поляки же, догадавшись об обмане Сусанина, подвергли его жестоким пыткам и убили (согласно имеющимся сведениям, он был изрублен саблями). Местом гибели Ивана Сусанина принято считать село Исупово или Исуповское болото, пересохшее к настоящему времени. 

Основными спорными моментами, связанными с жизнью и смертью Ивана Сусанина, были для историков следующие. Первый – это насколько тесно был связан с семьёй Романовых их вотчинный староста (отсюда – мог ли он знать об избрании Михаила царём, или о том, что Михаил – претендент на царский престол; знал ли он истинное местонахождение Михаила Романова и его матери в том случае, если их не было в Домнине на момент встречи его с поляками). Второй – действительно ли Михаил и его мать были в Домнине, находились где-то поблизости или же были в безопасности (отсюда – целенаправленно ли он уводил их от Домнина или вёл просто в труднопроходимые и удалённые от дорог места). Третий – где истинное место смерти – болото или само село Исупово. Четвёртый – где находится могила Ивана Сусанина (до наших дней дошло лишь несколько версий). Ну и, наконец, пятый вопрос – когда был совершён подвиг: в марте 1613 года или осенью 1612 года. 

сусанин
Знак «Место подвига Ивана Сусанина» (Фото: Денис Лавров, www.calend.ru)

Историки спорят, приводят аргументы в пользу своих гипотез. Однако, сам факт свершения подвига Иваном Сусаниным остаётся неоспоримым. Даже если подвиг был совершён осенью 1612 года, когда Михаил Романов ещё не был избран царём, то, защищая своего юного барина и его мать, Сусанин всё равно спас царя, а самопожертвование по отношению к барину лишний факт, подтверждающий незыблемость патриархальных ценностей и устоев русского общества того времени и глубинного противления чуждым устоям, рубившим национальные корни. Это же относится и к вопросу о том, где находился Михаил Романов с матерью на момент встречи Сусанина с поляками. Поляков увели от Домнина – факт, увели в район труднопроходимого болота или села (Исупова) в противоположной стороне от Домнина и в стороне от направления Домнино-Кострома – факт. Сусанин был зверски убит – факт, подтверждаемый царской грамотой, на пустом месте не даровавшейся. Да и сама грамота, мало того, что подтверждала жертвенную гибель Ивана Сусанина, освобождала от податей его зятя и всех потомков, что также было большой редкостью для того времени. 

В Костроме стоит памятник Ивану Сусанину, воздвигнутый в 1967 году напротив спуска к Волге. Он стал вторым в Костроме после снесённого в 1918 году памятника, воздвигнутого по проекту В.И. Демут-Малиновского. Сегодня один из районных центров Костромской области носит название Сусанино. Неподалёку от этого посёлка по-прежнему стоит село Домнино, рядом, в стороне от дороги – часовня на месте бывшей деревни Деревеньки или Деревнищи, где жил герой, а на дороге рядом с Исуповским болотом – знак «Место подвига Ивана Сусанина» и памятный камень. 

Calend.ru


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
23.04.25

Одним из широко распространенных предрассудков западной политологии является противопоставление идеологии и демократии, утверждение, что демократическому обществу присущи плюрализм, деидеологизация. Видные западные социологи и политологи квалифицируют идеологию как ложное сознание и совокупность манипуляций. Так, итальянский социолог В. Парето отождествляет идеологию с фальшивыми словесно-демагогическими образованиями и видит в идеологии всего лишь маскировку действий.

18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru