САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ В Витебске поставили памятник, а в Бресте уже давно стоит. Не заметили?

В Витебске поставили памятник, а в Бресте уже давно стоит. Не заметили?

В Витебске поставили памятник, а в Бресте уже давно стоит. Не заметили?

22 июля 2014, Дмитрий Алимкин

27 июня в Витебске при всём честнОм народе и с участием местного начальства был открыт памятник большому «другу» России и православия литовскому князю Ольгерду. Это событие активно обсуждалось в прессе и в сети еще на стадии подготовки, и продолжает активно обсуждаться (например, здесь и здесь). Понятно, что без санкции Самого здесь не обошлось. Без него белорусские чиновники не могут даже картошку перебрать (есть такой анекдот), а это – тем более. Очень резонансное событие. Мнения расходятся от «Лукашенко перешёл на сторону русофобов» до «Батька бросил русофобам кость, чтобы немножко успокоились».

 

Но никто не вспомнил, что в Бресте похожий памятник был открыт ещё в 2009 году. Правда, он не настолько откровенен, но если присмотреться, можно увидеть много интересного.

 

Памятник открыт в ознаменование 1000-летия Бреста. Когда был основан Брест – неизвестно. В таких случаях отсчёт ведут от первого упоминания города в письменных исторических источниках. Считается, что первое упоминание о Бресте в «Повести временных лет» датируется 1019-м годом. Правда, есть мнение, что это не о Бресте. Но простые люди не хотят ждать когда историки придут к общему мнению, им надо погулять на празднике.

 

Пусть будет 1019-й. Но почему памятник открыт в 2009? Это уже объясняется нетерпением чиновников. Руководство города сочло, что может не досидеть до 2019-го, а вписаться в историю города, и заодно попиариться, ой как хочется. Вот и отпраздновали 1000-летие на 10 лет раньше.

 

Ну да ладно. Главное, что там изображено. На стадии подготовки к установке памятника, во время добровольно-принудительного сбора средств на его установку среди брестских предприятий, обсуждался его проект. Обсуждение было довольно активным. Русофобская интеллигенция планировала включить в скульптурную композицию литовского князя Ягайло. Это очень известный душитель русских и православия на Западной Руси. Православная церковь возмутилась. Тогда Ягайло пообещали включить в барельеф, опоясывающий памятник. Представьте себе ситуацию: «Можно поставить памятник Гитлеру в Москве?» - «Нельзя!» - «Ну ладно, тогда мемориальную доску откроем». Аналогия полная, разница только в том, что «художества» Гитлера ещё у всех на памяти, а Ягайло немного подзабыли.

 

Что сказал исправить Батька, доподлинно неизвестно, но можно догадаться, что он настоял на включении в скульптурную композицию советского солдата. В результате обсуждения от первоначального проекта не осталось ничего, и когда памятник 25 июля 2009 года открыли, он состоял из семи скульптур. Ангел с крестом в центре на возвышении, и шесть скульптур по кругу. Барельефы и скрижали с надписями на «мове» появились позже.

 

Кто-то может сказать, что я «придираюсь к столбу». Но не забывайте слова Конфуция: «Миром правят символы».

 

Объяснения того, что же там изобразили, цитирую по календарю газеты «Вечерний Брест на 2010 год. «Ангел смотрит в сторону старого Берестья. Защищает город от врагов, которые приходили с Запада. На нагруднике доспехов изображён герб – натянутый лук со стрелой, направленной вверх. Крест в правой руке – символ христианства, не относящийся к конкретной конфессии. Лилии в левой руке – символ божественности, чистоты помыслов». Обкуренный взгляд ангела действительно повёрнут на Запад. Типа, защищает. Правда, старое Берестье находится значительно левее направления его взгляда. Но почему тогда в руке у «защитника» не меч, а цветы? Ждём Обаму-освободителя на белом коне? Если присмотреться, можно увидеть, что ангел не держит цветы, они нелепо приклеены к расслабленной опущенной руке. Это означает, что цветы были добавлены уже после «высочайшего утверждения». Батька однозначно понял бы что означают «лицо на Запад и цветы в руке», а местным чинушам скульпторы впарили цветы как экспромт.

 

Крест, «не относящийся к конкретной конфессии» может относиться к католикам и к прочим околохристианским ересям, но только не к православию. Православный крест может быть только восьмиконечным, а этот – четырёхконечный. Вот такой у нас ангелочек.

 

Скульптурная группа по кругу включает изображения русского князя Владимира Васильковича (теперь, естественно, белорусского), Великого князя литовского Витовта, литовского магната Николая Радзивилла «Чёрного», и собирательные образы монаха-летописца, женщины-матери (точнее – крестьянки) и солдата.

 

 

Я бы на месте литовцев спросил бы у «свядомых» какого чёрта они воруют чужую историю. Литовские князья имеют к белорусам такое же отношение, как английские лорды к зулусам.

 

Чтобы не утомлять читателя, приведу сравнение описаний из календаря только двух фигур.

 

«Витовт (1350-27.10.1430). Великий князь литовский (с 1392 года). На тайной встрече в Берестье в декабре 1409 г. польский король Ягайло (Владислав II) и великий князь литовский Витовт разработали план генеральной битвы с крестоносцами (Грюнвальдской битвы 15 июля 1410 г.). Витовт подтвердил право Берестья на самоуправление (Магдебургское право), выделил средства на строительство храмов. Короткий меч в правой руке символизирует военное могущество». Вот так красиво написано. Не будем уточнять у свядомых «историков» как в XXV веке можно было заранее составить план битвы, но заметим, что на груди красуется символ белорусских русофобов – «Погоня», а «меч в правой руке символизирует военное могущество».

 

 

Хотелось бы в таком случае спросить, что символизирует отсутствие у «солдата» оружия и знаков различия? Это что, пленный или дезертир? Есть только звезда на пилотке, но без серпа и молота, на гимнастёрке отсутствуют даже пуговицы, тогда как изображения литовских оккупантов сделаны предельно скурпулёзно, вплоть до мельчайших узоров на одежде. В отличие от великокняжеских подробностей, надпись в календаре лаконична: «Образ солдата Великой Отечественной войны символизирует защитников Родины». И всё. Весь пожёванный вид «солдата» говорит о том, что это – вынужденная уступка. Пока ещё нельзя от него избавиться.

 

 

Непонятно, что делает на памятнике 1000-летию города крестьянка с колосками. По-видимому, тоже уступка чьему-то чиновному мнению. Но в данном случае – нелепая. При чём крестьяне к городу? Хотя, понятно. Белорусы – в основном деревенские люди. В период польско-литовской оккупации всё городское население было полонизировано, и ещё до Великой Отечественной войны в городах жили только поляки, евреи и переселенцы из Великороссии - госслужащие. Среди белорусов старше 40 лет практически нет таких, чьи родители родились в городе. Среди государственных чиновников выходцы из деревни доминируют абсолютно. Немудрено, - они готовы служить кому угодно ради возможности жить в городе, тогда как городские уже склонны к морализаторству.

 

Из-за засилья деревенских в администрации городов мы видим повсеместное уничтожение исторической застройки при расцвете тротуарной плитки, памятников неизвестно кому и нелепых малых скульптурных форм. Может деревенские в родной деревне и любят знакомый с детства дуб или мостик через ручей, но в городе им всё чужое и непонятное. Симптоматично, что в том же году, когда был установлен памятник 1000-летию Бреста, на тех улицах, на пересечении которых стоит памятник, были уничтожены историческая арка, воспетая многими брестскими художниками и фотографами, и две довоенные извозные станции.

 

На установленном позже барельефе, опоясывающем памятник, мы можем увидеть ещё одно изображение «Погони», польского белого орла и украинский «тризуб». Почти полный набор для русофоба. Не хватает только свастики. На изображениях, относящихся к обороне Брестской крепости и полёту в космос уроженца Брестской области (но не Бреста) Климука, никакой советской символики нет. Наверное, крепость защищали и в космос летали тоже исключительно литовцы.

 

Так всё-таки, как такое допустил «русский патриот» Лукашенко? Или он вовсе не русский патриот? Думаю, что ничего такого ему не понадобилось бы, если бы сбылись его мечты 1990-х годов о московском престоле. Пока ему из Москвы делали намёки на скорое избрание на царство вместо дряхлеющего царя Бориса, он последовательно боролся против белорусского национализма. Тем более что такая борьба находила живой отклик в белорусском народе, который вовсе и не белорусский, а западнорусский.

 

Но после того как 31.12.1999 случился «облом», Батьке не осталось ничего, кроме как строить государство Белоруссия. И это государство не может быть никаким, кроме как национальным. Не империей же! Если же признать очевидный факт что никаких «белорусов» не существует, придётся распрощаться с «независимостью» и с личной властью. Жаждет Батька власти, или нет – не знаю. Но за первые годы правления он так рассорился с Западом и его местными холуями, что личную безопасность ему может обеспечить только нахождение у власти.

 

Если ничего не остаётся, кроме как строить национальное государство «Белоруссия», - белорусизации населения нет альтернативы. Поэтому Лукашенко вынужден её проводить. Всё различие между Батькой и русофобской оппозицией, - только в методах.

 

Оппозиция предлагает провести белорусизацию молниеносно и путём кровавого террора против русского языка и культуры. Батька предлагает медленный «мягкий» вариант. Понятное дело, потому он и у власти, что у него есть мозги, в отличие от «свядомых»! Как вы скорее согласитесь сменить свою национальность, если вас будут заставлять отречься от своего языка и культуры калёным железом, или если вам покажут преимущества перехода в новую национальную идентичность? Конечно, второй путь эффективнее, хоть и намного дольше.

 

Параноидальная чистота центральных улиц, достигаемая титаническими усилиями армии дворников и государственно-оппозиционная пропаганда отличий от «немытой России» постепенно делают своё дело. Складывается национальная идентичность, которая характеризуется анекдотической фразой: «Русский язык для меня иностранный, а белорусский – родной, но я его ещё не выучил».

 

И не выучите уже. Время национальных государств прошло.

Империя

Последние новости
все новости
20.02.25

Никакой дополнительной белорусизации, а тем более «позитивной дискриминации» не нужно, потому что эти два наших родных языка всегда идут рядом. И в школе программа обучения позволяет полностью овладеть белорусским языком и культурой – у меня была прекрасная учительница, и школьных навыков мне с избытком хватило для использования белорусского языка в жизни. Так они и должны идти – вместе, рука об руку, так и следует поступать, когда русское и белорусское слово рядом, а никак не пытаться противопоставлять белорусский язык русскому, усугубляя ситуацию сочинением и внедрением какой-то абракадабры на поспешно сконструированной и непонятной белорусам «латинице».

18.02.25

Многие политики и политологи в России и Беларуси впали в экстаз от прихода Трампа к власти в США. Вместо того чтобы признать крах всей своей политической деятельности в постсоветский период, ориентированной на принятие в семью коллективного Запада и всерьез задуматься о том, как выходить из этой неприятной ситуации, хватаются за палочку-выручалочку в виде Трампа, который, дескать, разрешит все проблемы (отменит санкции против наших стран, закончит войну на Украине в интересах России, покончит с русофобией в США и Европейском союзе, восстановит традиционные ценности). Можно сказать, что сегодня нет больших политических иллюзий, чем иллюзии трампизма в головах многих политиков. Остановимся на основных иллюзиях трампизма.

14.02.25

Один из великих гениев человечества, первый представитель народов незападного мира, ставший лауреатом Нобелевской премии мира по литературе, индиец Рабиндранат Тагор в сентябре 1930 года посетил Россию и написал ряд философско-исторических очерков о стране Советов, в которых раскрыл историческое значение Русской революции как для российского народа, так и для всего человечества. Мысли великого индийца не только не потеряли своей актуальности для современной России, но и приобретают фундаментальный характер для всего современного мира в плане понимания того, какой должна быть счастливая жизнь человека, ничего общего не имеющая с поклонением идолу мамоны.

14.02.25

5 февраля 2025 года президент Российской Федерации В.В. Путин внёс в Государственную Думу Федерального собрания РФ проект закона о ратификации  Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о гарантиях безопасности в рамках Союзного государства, который был подписан президентами А.Г. Лукашенко и В.В. Путиным 6 декабря 2024 года на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства в Минске.

11.02.25

Выборы 2025 года стали самыми спокойными и конструктивными за последнее время. Но будут выборы 2030 года и другие. Наши враги готовятся к ним уже сейчас. Хорошо, что в 2020 году эти попытки сорвал сильный национальный лидер. А что будем делать, когда его не будет? Или будем дожидаться, пока кто-то с дрожащими руками в аналогичной ситуации капитулирует перед улицей и подпишет очередное «отречение» под давлением иностранных «посредников»?

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru