САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Линия Сталина

«Линия Сталина»

Ещё совсем недавно водители (особенно не белорусы), проезжавшие по трассе Минск–Молодечно, с интересом и некоторым недоумением посматривали на дорожный указатель с лаконичной надписью: «Линия Сталина». Сегодня этот уникальный историко-культурный комплекс, являющийся музеем под открытым небом, уже хорошо известен не только в Белоруссии, но и за её пределами. Что же касается самих белорусов, то, несмотря на активное злопыхательство местных недоброжелателей, регулярно критикующих власти за «реабилитацию и пропаганду сталинского наследия», «Линия Сталина» стала одним из самых популярных мест внутреннего туризма. Интерес к советскому прошлому не только не ослабевает, но со временем даже усиливается.

Музейный комплекс был создан к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, но открыт не к 9 мая, а 30 июня 2005 года. Связано это было с тем, что в Белоруссии День независимости празднуется 3 июля – в день освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков. На открытии присутствовал президент А.Г. Лукашенко, что подчеркнуло значимость данного историко-культурного проекта как для белорусских властей, так и для страны в целом.

А.Г. Лукашенко в форме главнокомандующего Вооружёнными силами Республики Беларусь во время открытия «Линии Сталина»

В сооружении музейного комплекса приняли участие самые разные организации, но справедливости ради стоит отметить, что основные работы были проведены подразделениями инженерных войск ВС РБ. В этом заключается и символическая преемственность – одно дело, когда солдаты во время службы возводят безликие и зачастую бесполезные сооружения, и совсем другое, когда сооружают музей, посвящённый собственной военной истории. Когда-нибудь они приедут сюда уже со своими детьми и, показывая им окопы и противотанковые ежи, непременно расскажут о том, как всё это создавали своими руками.

По замыслу создателей комплекс должен стать не только памятником системе оборонительных сооружений, возведённых на старой довоенной границе СССР, но и символом борьбы с фашизмом. В связи с этим стоит напомнить читателю и о самой линии Сталина – не музейной, а настоящей, строительство которой началось в 1928 году. По расчетам советского правительства эта линия должна была стать надёжным рубежом обороны в случае агрессии против СССР. В качестве главного звена подготовки госграницы были определены укреплённые районы. Предполагалось, что система дотов, усиленных комплексом других оборонительных сооружений, заграждений и инфраструктуры, при грамотных действиях личного состава позволит длительное время сдерживать наступление противника и позволит командованию при необходимости провести в тылу перегруппировку войск и нанести ответные контрудары. Система укрепрайонов в идеале должна была закрыть всю западную границу СССР, Закавказье, а также Приморье. Это было неимоверно сложной задачей, так как протяжённость предполагаемых фортификационных сооружений составляла несколько тысяч километров. Для сравнения: линия Мажино протянулась на 200 километров, а линия Маннергейма – всего на 80.

Первыми построенными укрепрайонами были Полоцкий и Карельский. За десять последующих лет на западной границе СССР возвели также Кингисеппский, Минский, Мозырский, Коростенский, Новоград-Волынский, Летичевский, Могилев-Ямпольский, Рыбницкий, Тираспольский и Киевский. К началу войны на 2 тыс. км западной границы СССР было построено 23 укреплённых района, включавших в себя более 4 тыс. дотов.

Самым большим УРом на территории Белоруссии был Минский, протянувшийся на 110 км. Именно остатки его сооружений послужили основой для создания мемориального комплекса «Линия Сталина».

Восстановление оборонительных сооружений в мемориальных целях

Доты были различного типа и назначения. Чаще всего строили одноэтажные (тип «М»), насчитывающие от одной до трех амбразур для ведения огня. Железобетонные стены были около 130-150 см, а крыша – около 1 м. Даже такие простые доты имели водопроводы, электроснабжение, связь. Чтобы наблюдать за позициями, в них устанавливали перископы. Важным было устройство вентиляции, иначе от пороховых газов в доте просто нечем было бы дышать. Такие доты вооружались пулемётами «максим». Внутри помещалось до 12 человек.

Доты типа «Б» были обычно двухэтажными, имели помещение для отдыха 20 человек, были лучше вооружены, но в связи с большей дороговизной строились значительно реже. Иногда возводили и маленькие одноамбразурные доты для прикрытия «мёртвых зон», куда не достигал огонь основных пунктов обороны.

Критики музейного комплекса «Линия Сталина» часто упрекают власти в поддержании мифа о том, что этот рубеж обороны сыграл какую-то особую роль в сдерживании немецкого наступления. К сожалению, некомплектная, без необходимого оборудования, снятого после 1939 г. для укрепления новой линии границы, и с мизерными гарнизонами линия Сталина в целом не могла стать серьёзной преградой для немцев. Так, в Минском УРе на 22 июня 1941 г. дислоцировался всего один батальон, который нес охрану. Но даже в таких условиях было множество примеров героизма и мужества. Так что никаких мифов благодаря музейному комплексу здесь не творят.

Навсегда примером мужества и доблести останется оборона четырёхорудийного капонира у деревни Мацки, артиллеристы которого под командованием младших лейтенантов Рощина и Петрочука стояли насмерть, уничтожая фашистские танки и бронемашины. Серьёзную оборону держали пулемётные доты под Заславлем и у Ляховичей. Героически сражался артиллерийский полукапонир у деревни Жуки. В те первые и трагические дни, в хаосе и шоке некому было писать о подвигах, регистрировать их в сводках. Многие герои, пытавшиеся разрозненными небольшими группками остановить фашистов и заживо сгоревшие в дотах линии Сталина, так и остались до сего дня безвестными. На многих памятниках мы не увидим ни одной фамилии.

Настоящим памятником коллективному мужеству наших предков – всех вместе и каждого в отдельности, музеем отечественной инженерной и фортификационной мысли стал музейный комплекс «Линия Сталина». А ведь всего за три года до начала возведения комплекса его будущие «экспонаты» представляли собой печальное зрелище. Вот как об этом писала 16 ноября 2002 года центральная белорусская военная газета «Во славу Родины»: «Жители городов и деревень, а также дачники зачастую считают находящиеся неподалеку доты удобной свалкой для мусора. Особенно интенсивно засоряются эти исторические памятники последние десять лет. Так, артиллерийский полукапонир у деревни Гуры, еще в 1984 году находившийся в сравнительно приличном состоянии, сейчас безобразно загажен строителями и обитателями близлежащих коттеджей. Слой мусора во входном коридоре и на полу казематов почти по колено, а с потолка строения свисают лохмотья осевшей копоти».

Понятно, что всю линию Сталина восстановить нельзя, да и не имеет смысла. Под Минском на месте былого запустения на 26 гектарах экспозиции отрыты траншеи и водоем, через который сооружена армейская переправа, установлены противотанковые ежи и надолбы, воспроизведён быт и строения партизанской деревни. Посетители могут увидеть уникальные польские и немецкие бронеколпаки, в том числе оставшиеся ещё со времен Первой мировой войны.

Полностью восстановлены четыре подлинных сооружения линии Сталина – артиллерийский полукапонир, командно-наблюдательный пункт и два дота. Внутри воспроизведена обстановка боя – застывшие манекены в форме красноармейцев ведут свой последний бой с фашистами. По довоенным чертежам воссоздано инженерное оборудование местности. В экспозиции есть все виды окопов, траншей и противотанковых рвов различных профилей, позиции для стрелковых отделений, блиндажи для укрытия личного состава, окопы для орудий, надолбы – деревянные, бетонные, металлические, проволочные заграждения различных типов.

План музейного комплекса «Линия Сталина»

В военно-историческом музее собрана наиболее полная в Белоруссии экспозиция всей стоявшей на вооружении в различные годы, начиная со времен войны, военной техники, артиллерии, танков, авиации, стрелкового оружия.

С первых шагов, оказавшись на территории музея, ощущаешь дыхание истории, словно наяву слышишь эхо давно ушедших грозных событий. Начиная с момента открытия и по сей день руководство комплекса-музея и его экскурсоводы непременно одеты в советскую военную форму образца 30-х годов, что придаёт «Линии Сталина» неповторимый колорит и, откровенно говоря, немало способствует рекламе – фотографии на фоне военной техники и оружия в компании словно появившихся из прошлого офицеров и солдат Красной армии расходятся по всему миру. Это ведь наша форма, которую носили наши деды.

Участники военно-исторической реконструкции событий лета 1941 года

Такой музей не мог появиться, например, в Прибалтике, которой чуждо любое проявление советского духа и советской истории, но в Белоруссии появление подобного музея очень символично – республика как бы взяла на себя ответственность за сохранение общерусского наследия советского периода. Наверное, правильно и то, что не побоялись назвать вещи своими именами. И на логотипе «Линии Сталина» мы легко узнаём знакомую усатую фигуру в шинели.

Это – не памятник Сталину, и никто его в Белоруссии не восхваляет, как кричат об этом наследники недобитых полицаев и коллаборационистов. На самом деле «Линия Сталина» – это памятник всем людям той эпохи, всему трагическому и героическому, что пережил наш народ почти 75 лет назад.

__________

Фото – http://www.stalin-line.by/

 

Ритм Евразии

 

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru