Городельская уния
и её последствия.
В 2013 году исполнилось ровно 600 лет со времени подписания Городельской унии между Великим княжеством Литовским и Русским и Польшей. Уникальность этой даты в том, что она совпала с нынешним обострением ситуации на Украине, где сторонники евроинтеграции требуют подписания документов об образовании Ассоциации Украины с Евросоюзом. Не озвучивается и более серьёзная цель – ни в коем случае не допустить вхождения Украины в Евразийский экономический союз, её интеграции с Россией и Белоруссией и воссоздания единства русской (восточнославянской) цивилизации. В этом смысле можно провести известные параллели между нынешними событиями на Украине и тем, что происходило 600 лет назад в Городле. Тогда была подписана Городельская уния, которая на столетия вперёд обрекла западнорусский народ (которому тогда навязали из-за предательства шляхты «европейские ценности») на второсортность и бесправие в Речи Посполитой. «Евроинтеграция» 600 лет назад привела к потере Западной Русью самостоятельности, самобытности и свободы. То же самое предлагают сегодня украинскому, да и белорусскому народам на теперешнем Майдане в Киеве. Вымирающая не от голода, а от пресыщенности и усталости от жизни Европа пытается отравить своими миазмами и нас. Поэтому весьма поучительно вспомнить о том, что всё это уже было…
Началом активной польской экспансии на земли Западной Руси является 1385 год (на Южной Руси эта экспансия началась чуть раньше – с 1349 года, после захвата поляками Галицкой Руси), когда Великий Князь Литвы и Руси Ягайло, князья Скиргайло, Корибут, Лугвен и Витовт с многочисленной свитой по решениям Кревской унии дали обещание «на вечные времена присоединить свои земли, литовские и русские, к короне польской». В 1386 году Ягайло прельстившись троном короля Польши заключил династический брак с польской королевой Ядвигой и перешёл из православия в католичество, приняв имя Владислав. Согласно подписанным Ягайлой обязательствам он намеревался оказывать полное содействие переводу всех православных и язычников в католичество. По сути, данный династический договор стал отправной точкой для последующей многовековой польской этнорелигиозной экспансии.
Памятник Андрею Полоцкому
в Полоцке.
Вся последующая политика поляков на востоке была направлена на религиозный прозелитизм и колонизацию западнорусских территорий. Подлежащие колонизации территории Украины и Белоруссии поляки называли Кресы Всходни. Это было даже не столько географическое понятие, сколько цивилизационное – некий новый мир за пределами польской короны, который необходимо было преобразовать по польскому подобию.
В 1387 году Ягайло проводит массовое крещение литовцев-язычников по католическому образцу. При этом Ягайло издаёт специальную грамоту, которая наделяла дополнительными правами и вольностями представителей дворянства, принявших католицизм. Этих привилегий православная знать была лишена. Часть православной западнорусской знати также приняла католицизм, прельстившись привилегиями. В этот же период начинается строительство костёлов и католических монастырей, причём не только в крещённой по католическому образцу Литве, но и в западнорусских землях. Были со стороны Ягайлы попытки привлекать к католичеству православных и насилием. Сохранились свидетельства о мученической смерти двух знатных жителей княжества, которые не пожелали переменить православие на латинство.
Всё это вызывало значительное недовольство русских князей и бояр. Они начали всё решительнее выступать против объединения литовско-русского великого княжества и польской короны. Их поддержали и некоторые литовские феодалы, недовольные польским засильем в самой Литве. Борьбу против Ягайло возглавили литовский князь Витовт и православный западнорусский князь Андрей Полоцкий. В 1392 году Ягайло, будучи польским королём, вынужден был уступить – два трона было не удержать, и Витовт стал великим князем Литовским и Русским. Польша и великое княжество объявлялись союзными государствами, но всё же с первенствующей ролью польского короля. Однако полякам всё же было запрещено приобретать земли и селиться в Литве и на Руси.
Витовт вёл дело к окончательному разрыву унии и восстановлению самостоятельности Литовско-Русского государства. В 1410 году объединённое польско-литовско-русское войско в Грюнвальдской битве нанесло жестокое поражение Тевтонскому ордену, после которого он уже не восстановил былого могущество. Русские полки сыграли решающую роль в битве, но и понесли самые тяжёлые потери. Цвет русского боярства и многие князья сложили свои головы под Грюнвальдом. С одной стороны немецкий «натиск на Восток» был остановлен, но с другой – военные силы Западной Руси был значительно подорваны. Этим обстоятельством не преминула воспользоваться поляки и католическая литовская знать. Последние опасались, что в случае восстановления самостоятельности Литовско-Русского государства (в военном отношении уния уже была не нужна) она перестанет быть господствующим классом и будет обладать теми же правами, что и православные.
В 1413 году в Городле (замке на Западном Буге) произошёл съезд католической польской и литовской знати. Сорок семь польских феодалов наделили такое же количество своих коллег из княжества своими гербами и приняли их в своё гербовое сообщество. Согласно решениям Городельской унии шляхта, принявшая польские гербы и католичество, получила новые привилегии. Православным было запрещено заседать в раде Великого княжества Литовского и занимать ведущие государственные посты. После смерти Витовта и Ягайлы новых короля и великого князя польско-литовские феодалы должны были избрать совместно. Витовту был обещан королевский титул, а княжество должно было стать полноправным королевством, как и польская корона. Православные феодалы княжества остались ни с чем.
После Городельского сейма в Литве устанавливаются черты польского общественного порядка. До 1413 года устройство княжества было похоже на русское: под великим князем правили удельные, вокруг них группировалась дружина, города имели вечевое устройство, крестьянство свободно передвигалось. С введением польских порядков, с 1413 года, в Литве начинает образовываться шляхта на манер польской, и среди нее распространяются католичество и польские нравы; города получают «Магдебургское право польских городов». В Литве появляются сеймы и сеймики (местные сеймы), как были они в Польше, учреждаются и пожизненные должности по польскому образцу.
Это ещё больше усугубило противоречия между Польшей и Литвой с одной стороны и Русью – с другой. В 1430 году после смерти Витовта новым великим князем был избран Свидригайло. Он был противником унии с Польшей и считал, что его православные подданные и католики должны иметь равные права. Но главное что сделал Свидригайло – он разорвал унию с Польшей и объявил о восстановлении независимости Великого княжества Литовского и Русского.
Такой ход событий крайне не понравился Короне Польской и в 1430 году польские войска захватили Западное Подолье, а в 1431 году король Ягайло занял Владимир-Волынский и осадил Луцк. Однако под Луцком королевские войска потерпели поражение. Помимо этого Свидригайло нанес ряд чувствительных ударов по полякам. В результате Ягайло запросил мира, и на два года было заключено перемирие. Однако польские интриги не прекратились
В 1432 году литовская католическая знать при помощи польских войск, воспользовавшись отсутствием Свидригайло в Вильно осуществляет государственный переворот и объявляет великим князем рьяного католика стародубского князя Сигизмунда Кейстутовича. При этом было объявлено, что Свидригайло умер. Узнав о захвате Вильно, Свидригайло направляется в Полоцк, который делает своей столицей. Великое княжество раскололось, католическая Литва признала власть Сигизмунда, а Русь поддержала Свидригайло. Затем в Полоцке собрались на съезд православные князья и посадили Свидригайло «на великое княжение Русское». Помимо Полоцка в Великое княжество Русское вошли Витебская, Смоленская, Киевская, Северская земли, Волынь и Восточное Подолье. Таким образом, речь шла о восстановлении с центром в Полоцке самостоятельной восточнославянской государственности на части древнерусских земель, оказавшихся под властью Литвы. Вновь началась война. Решающее сражение произошло 1 сентября 1435 года у замка Вилькомир (ныне Литва), где Свидригайло потерпел тяжёлое поражении. Оно стало прямым следствием раскола в лагере Свидригайло, когда часть русской знати поддавшись на посулы Сигизмунда покинула Великого князя Русского.
Битва под Вилькомиром. Худ. М.Горелик.
После катастрофы под Вилькомиром Западная Русь фактически утратила какую-либо надежду восстановить свою самостоятельность, и оказалось беззащитной перед польско-литовским владычеством.
В 1439 году на Ферраро-Флорентийском соборе была провозглашена уния церквей восточной и западной. Польское правительство взялось вести унию на подвластных русских землях. Тогдашний король польский и великий князь литовский Владислав III, которая должна была побудить западнорусское духовенство пойти под руку римского папы. Тогда затея с унией не прошла, но в ней ясно говорится о угнетённом положении православной церкви в польско-литовском государстве: «церковь восточная» и ее духовенство, из-за разности в вере и несогласия с католической, «первей... утисненье поносили» и иногда до такой степени, что у них даже отбирались разными лицами «села и державы» (имения).
Таким образом, и в те далёкие времена, и в наше время все эти унии и ассоциации необходимы Европе только для одной цели – для полного подчинения «восточных схизматиков» и населённых ими пространств своим корыстным интересам.
Андрей Ректа
"Вместе с Россией" №11-12, ноябрь-декабрь 2013 года.