Городельская уния

и её последствия.

 

В 2013 году исполнилось ровно 600 лет со времени подписания Городельской унии между Великим княжеством Литовским и Русским  и Польшей. Уникальность этой даты в том, что она совпала с нынешним обострением ситуации на Украине, где сторонники евроинтеграции требуют подписания документов об образовании Ассоциации Украины с Евросоюзом. Не озвучивается и более серьёзная цель – ни в коем случае не допустить вхождения Украины в Евразийский экономический союз, её интеграции с Россией и Белоруссией и воссоздания единства русской (восточнославянской) цивилизации. В этом смысле можно провести известные параллели между нынешними событиями на Украине и тем, что происходило 600 лет назад в Городле. Тогда была подписана Городельская уния, которая на столетия вперёд обрекла западнорусский народ (которому тогда навязали из-за предательства шляхты «европейские ценности») на второсортность и бесправие в Речи Посполитой. «Евроинтеграция» 600 лет назад привела к потере Западной Русью самостоятельности, самобытности и свободы. То же самое предлагают сегодня украинскому, да и белорусскому народам на теперешнем Майдане в Киеве. Вымирающая не от голода, а от пресыщенности и усталости от жизни Европа пытается отравить своими миазмами и нас. Поэтому весьма поучительно вспомнить о том, что всё это уже было…

Началом активной польской экспансии на земли Западной Руси является 1385 год (на Южной Руси эта экспансия началась чуть раньше – с 1349 года, после захвата поляками Галицкой Руси), когда Великий Князь Литвы и Руси Ягайло, князья Скиргайло, Корибут, Лугвен и Витовт  с многочисленной свитой по решениям Кревской унии дали обещание «на вечные времена присоединить свои земли, литовские и русские, к короне польской». В 1386 году Ягайло прельстившись троном короля Польши заключил династический брак с польской королевой Ядвигой и перешёл из православия в католичество, приняв имя Владислав. Согласно подписанным Ягайлой обязательствам он намеревался оказывать полное содействие переводу всех православных и язычников в католичество. По сути, данный династический договор стал отправной точкой для последующей многовековой польской этнорелигиозной экспансии.

Андрей Полоцкий

Памятник Андрею Полоцкому
в Полоцке.

Вся последующая политика поляков на востоке была направлена на религиозный прозелитизм и колонизацию западнорусских территорий. Подлежащие колонизации территории Украины и Белоруссии поляки называли Кресы Всходни. Это было даже не столько географическое понятие, сколько цивилизационное – некий новый мир за пределами польской короны, который необходимо было преобразовать по польскому подобию.

            В 1387 году Ягайло проводит массовое крещение литовцев-язычников по католическому образцу. При этом Ягайло издаёт специальную грамоту, которая наделяла дополнительными правами и вольностями представителей дворянства, принявших католицизм. Этих привилегий православная знать была лишена. Часть православной западнорусской знати также приняла католицизм, прельстившись привилегиями. В этот же период начинается строительство костёлов и католических монастырей, причём не только в крещённой по католическому образцу Литве, но и в западнорусских землях. Были со стороны Ягайлы попытки привлекать к католичеству православных и насилием. Сохранились свидетельства о мученической смерти двух знатных жителей княжества, которые не пожелали переменить православие на латинство.

Всё это вызывало значительное недовольство русских князей и бояр. Они начали всё решительнее выступать против объединения литовско-русского великого княжества и польской короны. Их поддержали и некоторые литовские феодалы, недовольные  польским засильем в самой Литве. Борьбу против Ягайло возглавили литовский князь  Витовт и православный западнорусский князь Андрей Полоцкий. В 1392 году Ягайло, будучи польским королём, вынужден был уступить – два трона было не удержать, и Витовт стал великим князем Литовским и Русским. Польша и великое княжество объявлялись союзными государствами, но всё же с первенствующей ролью польского короля. Однако полякам всё же было запрещено приобретать земли и селиться в Литве и на Руси.

Витовт вёл дело к окончательному разрыву унии и восстановлению самостоятельности Литовско-Русского государства. В 1410 году объединённое польско-литовско-русское войско в Грюнвальдской битве нанесло жестокое поражение Тевтонскому ордену, после которого он уже не восстановил былого могущество. Русские полки сыграли решающую роль в битве, но и понесли самые тяжёлые потери. Цвет русского боярства и многие князья сложили свои головы под Грюнвальдом. С одной стороны немецкий «натиск на Восток» был остановлен, но с другой – военные силы Западной Руси был значительно подорваны. Этим обстоятельством не преминула воспользоваться  поляки и католическая литовская знать. Последние опасались, что в случае восстановления самостоятельности Литовско-Русского государства (в военном отношении уния уже была не нужна) она перестанет быть господствующим классом и будет обладать теми же правами, что и православные.

В 1413 году в Городле (замке на Западном Буге) произошёл съезд католической польской и литовской знати. Сорок семь польских феодалов наделили такое же количество своих коллег из княжества своими гербами и приняли их в своё гербовое сообщество. Согласно решениям Городельской унии шляхта, принявшая польские гербы и католичество, получила новые привилегии. Православным было запрещено заседать в раде Великого княжества Литовского и занимать ведущие государственные посты. После смерти Витовта и Ягайлы новых короля и великого князя польско-литовские феодалы должны были избрать совместно. Витовту был обещан королевский титул, а княжество должно было стать полноправным королевством, как и польская корона. Православные феодалы княжества остались ни с чем.

После Городельского сейма в Литве устанавливаются черты польского общественного порядка. До 1413 года устройство княжества было похоже на русское: под великим князем правили удельные, вокруг них группировалась дружина, города имели вечевое устройство, крестьянство свободно передвигалось. С введением польских порядков, с 1413 года, в Литве начинает образовываться шляхта на манер польской, и среди нее распространяются католичество и польские нравы; города получают «Магдебургское право польских городов». В Литве появляются сеймы и сеймики (местные сеймы), как были они в Польше, учреждаются и пожизненные должности по польскому образцу.

Это ещё больше усугубило противоречия между Польшей и Литвой с одной стороны и Русью – с другой. В 1430 году после смерти Витовта новым великим князем был избран Свидригайло. Он был противником унии с Польшей и считал, что его православные подданные и католики должны иметь равные права. Но главное что сделал Свидригайло – он разорвал унию с Польшей и объявил о восстановлении независимости Великого княжества Литовского и Русского.

Такой ход событий крайне не понравился Короне Польской и в 1430 году польские войска захватили Западное Подолье, а в 1431 году король Ягайло занял Владимир-Волынский и осадил Луцк. Однако под Луцком королевские войска потерпели поражение. Помимо этого Свидригайло нанес ряд чувствительных ударов по полякам. В результате Ягайло запросил мира, и на два года было заключено перемирие. Однако польские интриги не прекратились

В 1432 году литовская католическая знать при помощи польских войск, воспользовавшись отсутствием Свидригайло в Вильно осуществляет государственный переворот и объявляет великим князем рьяного католика стародубского князя Сигизмунда Кейстутовича. При этом было объявлено, что Свидригайло умер. Узнав о захвате Вильно, Свидригайло направляется в Полоцк, который делает своей столицей. Великое княжество раскололось, католическая Литва признала власть Сигизмунда, а Русь поддержала Свидригайло. Затем в Полоцке собрались на съезд православные князья и посадили Свидригайло «на великое княжение Русское». Помимо Полоцка в Великое княжество Русское вошли Витебская, Смоленская, Киевская, Северская земли, Волынь и Восточное Подолье. Таким образом, речь шла о восстановлении с центром в Полоцке самостоятельной восточнославянской государственности на части древнерусских земель, оказавшихся под властью Литвы. Вновь началась война. Решающее сражение произошло 1 сентября 1435 года у замка Вилькомир (ныне Литва), где Свидригайло потерпел тяжёлое поражении. Оно стало прямым следствием раскола в лагере Свидригайло, когда часть русской знати поддавшись на посулы Сигизмунда покинула Великого князя Русского.

Битва под Вилькомиром. Худ.М.Горелик

Битва под Вилькомиром. Худ. М.Горелик.

После катастрофы под Вилькомиром Западная Русь фактически утратила какую-либо  надежду восстановить свою самостоятельность,  и оказалось беззащитной перед польско-литовским владычеством.

В 1439 году на Ферраро-Флорентийском соборе была провозглашена уния церквей восточной и западной. Польское правительство взялось вести унию на подвластных русских землях. Тогдашний король польский и великий князь литовский Владислав III, которая должна была побудить западнорусское духовенство пойти под руку римского папы. Тогда затея с унией не прошла, но в ней ясно говорится о угнетённом положении православной церкви в польско-литовском государстве: «церковь восточная» и ее духовенство, из-за разности в вере и несогласия с католической, «первей... утисненье поносили» и иногда до такой степени, что у них даже отбирались разными лицами «села и державы» (имения).

Таким образом, и в те далёкие времена, и в наше время все эти унии и ассоциации необходимы Европе только для одной цели – для полного подчинения «восточных схизматиков» и населённых ими пространств своим корыстным интересам.

Андрей Ректа

"Вместе с Россией" №11-12, ноябрь-декабрь 2013 года.



Главная  »  История и современность  »  Городельская уния и её последствия

Городельская уния и её последствия