САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Алексей Чичкин: Севморпуть до и после 22 июня 1941-го

Алексей Чичкин: Севморпуть до и после 22 июня 1941-го

« Назад

Алексей Чичкин: Севморпуть до и после 22 июня 1941-го 16.07.2015 10:40

В первой половине июля 1941 г. из Исландии была впервые переброшена в порт Молотовск – по западной трассе СМП – партия британско-канадских военных грузов, предназначенных для норвежского Сопротивления. Грузы перевозились судами и самолетами. Тем самым союзники опробовали возможность прохода по западному «коридору» Севморпути для последующих поставок в СССР по ленд-лизу. Опыт оказался удачным. Так началась боевая история легендарного СМП.

В первый период Великой Отечественной войны Германия неоднократно пыталась заблокировать трассу. Уже 23-26 июня 1941 г. германские ВВС и ВМС наносили мощные удары по коммуникациям СМП в советском секторе Европейской Арктики, чтобы окончательно блокировать СССР с Севера и одновременно предотвратить поставки ему от западных союзников. Вдобавок ставилась задача овладеть архипелагом Новая Земля, чтобы, «раскроив» надвое СМП, завладеть крупными запасами марганцевой руды на этих островах.
3

Передача советским морякам фрегатов из состава флота США по ленд-лизу

 

В целом вся европейская часть трансарктической водно-транзитной трассы, то есть путь от северных берегов Исландии, датской Гренландии и Норвегии до арктического побережья Аляски (США), была под прицелом Берлина.

Вообще-то планы захватить эту важнейшую артерию Германией предпринимались еще в 1940 г., правда, тщетно. Во второй половине апреля британские войска заняли автономные от Дании приарктические Фарерские острова: они расположены в стратегическом «треугольнике» между Великобританией, Исландией и Норвегией. После капитуляции Дании (11 апреля 1940 г.) возникла реальная угроза «мирного» захвата автономных от Дании Фарер, а также Исландии и Гренландии и, таким образом, захвата Берлином всех важнейших коммуникаций в Европейской Арктике. Но автономные власти этих территорий и расположенные там датские войска примкнули к датскому Сопротивлению. Это наряду со вступлением британских войск в эти автономии, а также на норвежские Шпицберген и остров Ян-Майен (расположен восточнее Исландии) в апреле-июле 1940 г. предотвратило германскую оккупацию западного сектора трансарктического водного пути, примыкающего к СМП.

Тут есть одна деталь. Весной-летом 1940 г. Берлин периодически наносил «приарктические» удары по союзникам не только с захваченных им территорий, но и с примыкающей советской территории. Удивляться нечему: после подписания пакта Молотова–Риббентропа германские ВМС с ноября 1939 г. имели право временного базирования в Мурманске, Полярном (невдалеке от Мурманска) и в советском секторе акватории Баренцева моря.

В начале ноября 1940 г. на норвежском Ян-Майене высадилась нацистская экспедиция. Здесь начали создаваться база торпедоносцев и станция радиоэлектронного слежения за всей водной трассой Исландия – Шпицберген – Земля Франца-Иосифа – Новая Земля. Но в конце ноября 1940-го английский крейсер «Ринаун» высадил на Ян-Майене британско-канадско-норвежский десант, который смог взять в плен германских «визитёров» и захватить завезённую ими аппаратуру.

После 22 июня 1941-го захват СМП и примыкающих к нему портов был одной из главных «северных» задач Германии. Тем более что из упомянутых советских районов временного базирования германские ВМС были вытеснены только к концу июля.

Сперва это была операция по блокировке западных подступов к СМП в октябре 1941 г.: на этот архипелаг попытались высадиться германские войска, но получили отпор от британско-норвежского корпуса. Напомним, что Шпицберген был одной из баз норвежского Сопротивления и войск Норвегии, избежавших пленения после германской оккупации основной территории этой страны в апреле – начале мая 1940 г.

Чтобы предотвратить новые попытки захвата архипелага, здесь весной 1942-го высадились прибывшие из Шотландии и Исландии дополнительные норвежские части, британские и канадские части. А для оккупации Шпицбергена Берлин весной 1943 г. направил туда даже линкоры «Тирпиц», «Шарнхорст» и еще 9 эсминцев. Но высадиться там немецким войскам снова не удалось. Причем со Шпицбергена намечались германские десанты на Землю Франца-Иосифа и Новую Землю.

Таким образом, западный сектор СМП, используемый в том числе для проводки грузовых конвоев западных союзников в приарктические порты Мурманск, Молотовск (с 1957 г. – Северодвинск), Архангельск, Кандалакшу, Беломорск и Мезень, остался под советским военным контролем.

 2

Маршруты движения союзных арктических конвоев

Летом 1942 г. – по опыту первой военной навигации (август-сентябрь 1941 г.) – было решено направить из Архангельска и Молотовска в район Диксон – Анадырь – Уэлен (азиатско-дальневосточный сектор СМП) конвой из 10 грузовых судов сквозным плаванием для загрузки товарами в приарктических портах США и Канады. Но немецкий крейсер «Адмирал Шеер» при поддержке действовавших в Карском море подводных лодок уничтожили три судна из упомянутых, обстрелял порт Диксон, а также радиостанции на мысе Желания и мысе Ходовариха. Немцам удалось также заминировать западный вход в пролив Маточкин Шар. Тем самым была прервана навигация советского флота в 1942 г.

В 1943 г. Государственный Комитет Обороны, обеспокоенный таким поворотом событий, решил усилить охрану союзнических конвоев и советских судов, главным образом за счет поступающих из США и Канады современных тральщиков и противолодочных самолетов «Каталина». Это решение позволило разблокировать центральный сектор СМП от германских ВВС и ВМС, а также предотвратить германские десанты на Новую Землю. Одновременно осенью 1943-го британские, американские, канадские и норвежские ВВС и ВМС окончательно вытеснили немцев из западного сектора Баренцева моря. Таким образом, была устранена угроза аннексии СМП и всего трансарктического водно-транзитного маршрута. Отметим в этой связи, что упомянутые успехи были обусловлены и тем, что союзные британско-американские ВВС и ВМС получили с осени 1942-го право временного базирования в Мурманской, Архангельской областях и у северного входа в Беломорканал.

 1

Британские и канадские ветераны арктических конвоев отметили 70-летие Великой Победы вместе с боевыми побратимами из России

Как следствие, в основной навигационный период 1944 г. (с середины августа по конец октября) с запада на восток по всей трассе СМП беспрепятственно прошли грузовые суда «Моссовет», «Игарка», «А.Андреев». А в обратном направлении – суда «Кингисепп» и «Революционер», доставившие из США (с Аляски) ряд грузов, включая оборудование, одежду и продукты для Усть-Енисейской и Усть-Ленской нефтеразведочных экспедиций.

* * *

К осознанию военно-стратегической значимости СМП, так наглядно доказанной в годы Великой Отечественной войны, власти Российской Федерации вновь пришли только в наши дни. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. В начале нынешнего десятилетия политическое и военное руководство страны обозначило Севморпуть и примыкающие к нему сухопутные районы в качестве одного из комплексных оборонных форпостов страны. Наши позиции в Арктике упрочиваются, в том числе в военном отношении. Такую линию можно лишь приветствовать.

____________________

Фото – http://www.uzags.gov.spb.ru/gov/terr/nevsky/news/52907/;

http://flot.com/forum/index.php?PAGE_NAME=read&FID=18&TID=3028&print=Y;

http://maidanua.org/2015/04/lend-lyz-kak-proklyatyie-pyndosyi-spasly-dedov-y-sssr-vo-vtoroj-myrovoj-vojne-foto/

Источник


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru