САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Борис Долготович:  Летчики – партизанам Белоруссии

Борис Долготович:  Летчики – партизанам Белоруссии

« Назад

Борис Долготович:  Летчики – партизанам Белоруссии 06.09.2017 16:30

К осени 1942 года после создания военно-оперативных органов по руководству партизанским движением (ЦШПД и БШПД) и воссоздания на Урале и в Сибири новых мощных индустриальных центров на базе эвакуированных заводов из западных районов Советского Союза, все потребности фронта, в том числе партизан стали удовлетворяться в полном объеме.

Это особо проявилось в установлении постоянно действующего воздушного моста между партизанами и Большой землей.

Рассмотрим конкретно один вопрос. Кто и как устанавливал такой мост с партизанскими формированиями на временно оккупированной фашистскими войсками территории Белоруссии. И какую роль в этом сыграло руководство БССР?

Во-первых, ЦШПД возглавил 1-й Секретарь ЦК ВКП(б)Б Пономаренко П.К.

Во-вторых, БШПД возглавил 2-й Секретарь ЦК КП(б)Б Калинин П.З.

В-третих, во всех этих органах работали многие партийные и государственные деятели нашей республики.

Безусловно, решающую роль в этом сыграла Красная Армия.

И в первую очередь в снабжении партизан Белоруссии главную роль сыграла советская авиация. wx1080
По заявкам ЦПШД и БШПД на республику работали следующие авиационные соединения и воинские части:
1.    Авиация дальнего действия (АДД).
 Командующий генерал-майор А.Е. Голованов.
Начальником Управления бомбардировочной авиации АДД был белорус генерал-майор Горбацевич Леонид Антонович.
На белорусском направлении работали:
•    1-я авиатранспортная дивизия ГВФ. 
(Командир генерал майор Казьмин).
Состав: 101, 102, 110, 112 авиаполк.
(Командир 101 ап Герой Советского Союза В.С.Гризодубова).
•    7-й авиакорпус АДД.
(Командующий генерал майор Нестерцев).
•    Дивизия ГВФ.
(Командир Герой Советского Союза генерал майор Молоков В.С).
Состав: 62, 120, 105 авиаполк.
•    А также ночные бомбардировочные полки 213 и 314 и 979 шап из 211 Невельский штурмовой авиадивизии.
•    Непосредственно в подчинении БШПД постоянно находился 19-й отдельный авиаотряд.
(Командир старший лейтенант Сараев Сергей Филиппович).

С начала освобождения Белоруссии и до ее полного освобождения (сентябрь 1943 года – июль 1944 года) при многих общевойсковых армиях были отдельные авиаэскадрилии. Их командование тесно взаимодействовало с представительствами БШПД на всех 4-х фронтах, освобождавших Белоруссию.

images За планирование и регулярное авиационное обеспечение партизан всем необходимым для борьбы с противником отвечали: майор Полосухин Порфирий Порфирьевич и майор Задорожников Владимир Иванович старший помощник начальника оперативного отдела БШПД.

БШПД (с марта 1944 года и до октября 1944 года) начальник оперативного отдела был полковник А.И.Брюханов после войны издал книгу «В штабе партизанского движения».

Все войска ГВФ подчинявшиеся Маршалу авиации Астахову Федору Алексеевичу, который с 1943 года и до окончания войны возглавлял Главное управление ГВФ и одновременно был заместителем Командующего ВВС РККА.

Следует отметить, что все полки ГВФ в годы войны обеспечивали боевые действия партизан не только Белоруссии, но и Украины, Северного Кавказа и других регионов, временно оккупированных фашистами. Кстати начальником управления кадров ВВС РККА был белорус генерал Орехов Вадим Иванович. Он оперативно выполнял заявки Начальника БШПД П.З.Калинина о направлении авиаполков для обеспечения партизан с прифронтовых аэродромов, а также подготовки комендантов партизанских посадочных площадок и по другим вопросам.

По интенсивности и по времени полетов к белорусским партизанам надо выделить летчиков 1-й авиатранспортной дивизии генерала Казьмина (247 летчиков в течении почти 2-х лет летали в Белоруссию. 21 летчик погиб.

За годы войны отдельные пилоты произвели в тыл врага по 200-300 и более вылетов, их них по 100-150 с посадкой в партизанской зоне.
Больше всех боевых вылетов совершили: Г.А.Таран – 660; Н.П.Локтев – более 700;  П.М.Михайлов – 520; Б.Г.Лунц – 405.

За доблесть, мужество и героизм проявленные при выполнении сложных боевых заданий 17 летчиков были удостоены звания Героя Советского Союза, а один их них штурман майор Таран Григорий Алексеевич был удостоен этого звания дважды.

Из этой кагорты 4 летчика были удостоены звания Героя Югославии за спасение руководства Югославской национально освободительной армии во главе с Иосифом Броз Тито (Шорников, Якимов, Калинин, Шкадунович).

Абсолютное большинство этих летчиков в послевоенные годы продолжали службу в ВВС или в ГВФ.

Необходимо заметить то, что в Республике Беларусь на этой конференции уделено столь большое и 66_26 справедливое внимание летчикам ГВФ. Достаточно сказать, что первый заместитель Министра ГВФ генерал-лейтенант Семенков А.И. уроженец Витебщины. После войны был удостоен звания Герой России, кавалер 10 боевых орденов. Именно он 9 мая 1945 года доставил из Берлина в Москву Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Лично он совершил за годы войны на Ли-2, в том числе 120 в блокадный Ленинград, 150 за линию фронта с посадкой на партизанских аэродромах. Войну встретил лейтенантом, закончил полковником, командиром полка. В 1957 году он первым в СССР совершил трансантлантический перелет Москва – Нью-Йорк на самолете Ту-104. В 1966 году ему было присвоено звание Заслуженного пилота СССР. В авиации прослужил почти 40 лет.

Среди летчиков белорусов и уроженцев Белоруссии, которые летали к партизанам землякам следует назвать имена.

1.    Гнезденко Прохор Борисович из Шклова более 600 боевых вылета, 59 с посадкой в партизанской зоне.
2.    Командир эскадрилии Богданов Николай Григорьевич.
3.    Гришаков Иван Андреевич.
4.    Голубев Иван Васильевич совершил 325 боевых вылета в том числе 25 к белорусским партизанам.
5.    Ползунов Василий Степанович, кстати минчанин. После войны стал Героем Социалистического труда.
И многие и многие другие.

Всего за 1941 -1944 года (до начала операции «Багратион») в справке БШПД «Об авиаперевозках партизанам Белоруссии» указано:
- доставлено грузов  1591 тонна;
- заброшен в тыл людей  1409 человек;
- вывезен людей в советский тыл   5335 человек.

Эти цифры в комментариях не нуждаются.

Литература:
1.    Н.А.Якубовский, В.Н.Якубовский «Крылатые помощники партизан» Мн. Белар.наука, 1998г.
2.    Авиация партизанам Мн, НА РБ, 2005г.

Долготович Борис Дмитриевич. Член Совета Военно-научного общества, кандидат исторических наук, профессор, член Белорусского союза журналистов


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
04.02.25

В качестве негласного лидера идейно-политического течения «литвинизма» выступает председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания РБ, доктор исторических наук И.А. Марзалюк, который является последовательным противником национально-культурного единства белорусов с русским народом, выступает за внедрение в Республике Беларусь «позитивной дискриминации» в отношении русского языка, публично с экрана государственного телеканала «Столичное телевидение» оскорблял, называл швалью граждан Республики Беларусь, выступающих за реальное белорусско-русское двуязычие в топонимике и на транспорте. Марзалюк намерен добиваться, чтобы в русскоязычных школах гуманитарные предметы «такие, как география Беларуси, история Беларуси и обществознание преподавали только по-белорусски».

04.02.25

Очевидна необходимость и справедливость Специальной военной операции российской армии на Украине, поскольку США  и Евросоюз поставили своей целью превратить территорию Украины в натовский плацдарм против России.

21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru