САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Чтобы скульптурная композиция не напоминала идольское капище.

Чтобы скульптурная композиция не напоминала идольское капище.

« Назад

Чтобы скульптурная композиция не напоминала идольское капище. 02.06.2023 00:00

При создании скульптур и размещении их в городском ландшафте нужно учитывать то, какой ассоциативный ряд возникает у человека нашей культуры при первом впечатлении, как говорят, с первого взгляда. И даже после убедительных объяснениях искусствоведов и экскурсоводов чувства, вызванные первым впечатлением, надолго будут определять общее представление о посыле, который несет скульптурная композиция – положительные или отрицательные эмоции. Это как при знакомстве, если мы настроены негативно, то будем выискивать всякие недостатки, если позитивно, то найдутся достоинства, которых на самом деле и нет. 

Никто не переубедит вас в том, что свастика сегодня ассоциируется исключительно с языческим символом и давно пора забыть о том, что это нацистская символика - символ геноцида и угнетения целых народов. Если вы разместите вывеску на конструкции, которая напоминает «классическую» виселицу, большинство тех, кто знаком с военной хроникой, будет воспринимать ее как орудие казни и вы не убедите их в том, что это вывеска на обычной конструкции.  

С 2014 года для многих центральная площадь города Киева с Монументом Незалежнасци Украины, отлитом из бывшего памятника Ленину в лихие украинские 2000-е, ассоциируется с незаконным государственным переворотом, с военными парадами НАТО в Киеве. Этот Монумент Незалезжнасци Украины сегодня у многих ассоциируется с бандеровским нацистским гимном: «Батько наш - Бандера, Украина – маци», хотя создатели памятника, возможно, не предполагали, что их творение будет «орудием» националистов в их пропаганде. 

Вообще антропоморфизация таких абстрактных понятий, как республика в XXI веке выглядит странно. Антроморфизация абстрактных понятий характерна для примитивных культур, в языке и символике которых не сформированы собирательные термины. Есть племена, в языке которых нет слова «рыба», «птица» и т.п., хотя есть виды разных птиц и рыб, но собирательного понятия пока не существует. Именно поэтому в древности абстрактные силы природы: сила, притяжение, электрический ток молнии и др. конкретизировались в антропоморфных божествах. Так проще было объяснить мир с его явлениями, опираясь на мифологию. Кстати, для данного уровня развития характерно не линейное, а циклическое представление о времени. История не идет от прошлого к будущему, от неразвитости к прогрессу, а лишь повторяется. Тут даже об истории говорить не приходится, потому что понимание историчности, связи событий, причинно-следственные связи – это тоже достижение мышления, способного использовать абстрактные понятия.

У нас даже дети понимают, что такое Республика Беларусь, им не надо показывать скульптуру женщины и объяснять, что это образ Беларуси. Тем более, что с Белоруссией связаны другие ассоциации: аист, зубр, границы на карте, а также конкретный человек, который не дал развалить промышленность и сельское хозяйство этой бывшей советской республики. Почему-то геральдическая традиция условно обозначать принадлежность к стране животными сохранилась в нашей культуре устойчивее, нежели антроморфизация. Понятие о тотеме утрачено, а вот использование в качестве символики тотемического животного сохранилось. 

Лично у меня скульптура женщины, в названии которой есть слово «свобода» или «незалежнасть», ассоциируется с известной картиной французского художника Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ», написанной в 1830 году. Любой культурный и образованный человек знает о французской революции, о символах революционеров того времени, знает, как эта символика использовалась и используется сегодня планировщиками оранжевых революций, которые быстро перерастают в англо-саксонские интервенции. «Статуя Свободы» или «Свобода, озаряющая мир» в женском обличии – это символ Америки. Кстати, она была подарена французским правительством в честь 100-летия США. Копии Статуи Свободы или образы женщин, символизирующих свободу стали появляться во многих странах, как вестник того, что к ним пришла демократия и либеральная идеология – понятия, которые уже давно стали ругательными, т.к. вместе с ними в страну вползает «управляемый» хаос, наблюдается упадок экономического развития, демографическая зима, деградация и примитивизация культуры и образования.  

Лично для меня было действительно новостью то, что в Минске планируют на Октябрьской площади поставить скульптурную композицию со статуей Беларуси в виде женщины в середине и какими-то женщинами, которые бы олицетворяли шесть областей РБ, вокруг. Общий вид напоминает типичное расположение скульптур в идольском капище. 

Октябрьская площадь

Во-первых, никаких инициатив о создании, а тем более размещении в центре Минска, статуи женщины, олицетворяющей Беларусь, не было. В СМИ об этом не писали, инициативной группы, которая бы собирала подписи и направила обращение с обоснованием необходимости такого памятника, не было. 

Второе, что обращает на себя внимание – излишняя поспешность в принятии решений. Для города Минска это нетипично. Наши чиновники очень осторожны, вынашивают идеи долго, согласуют проекты медленно, изыскивают финансирование скрепя сердце, боятся вызвать жалобы и нарекания местных жителей. А тут такая предприимчивость, такая скорость принятия решений… К чему бы это? Тем более, что уже много лет существуют неформальные инициативные группы минчан, которые предлагают вернуть памятник Александру II, поставить памятники Машерову, Притыцкому, Рокоссовскому.

В-третьих, не понятно, почему такое внимание именно той площади, на которой уже был памятник? Неужели в новых районах столицы нельзя предусмотреть для скульптурной композиции большую площадку, где можно было бы проще создать архитектурный ансамбль, на фоне которого задуманный проект смотрелся бы более эффектно, чем на сравнительно небольшой и уже архитектурно завершенной Октябрьской площади? 

Четвертое, что надо учитывать – Октябрьская площадь все годы незалежнасци РБ была местом тусовок, шествий и попыток помайданить «тутэйшай оппозиции» - проплаченных Западом инагентов. Весь мир облетели фотографии с Майдана Незалежнасци в Киеве. Площадь без скульптуры была бы менее узнаваемая. Обратите внимание, что это название места, а не событие. Т.е., если перевести белорусский проспект Незалежнасти на украинский язык, то он будет назваться праспэкт Незалежнасци, если бы в Минске была площадь Независимости, то она по-украински называлась бы майдан Незалежнасти, но пока площадь на проспекте Независимости в городе-герое Минске по-украински звучит «Жовтневэй майдан». 

Если представить, что в РБ опять начнется попытка незаконного госпереворота и площадью для размещения майданных палаток и других атрибутов дикой примитивной «кострюлеголовой» уличной жизни посреди города, где есть электричество, канализация и центральное отопление, станет Октябрьская площадь, то на фото, которые должны были бы облететь весь мир, не будет хватать какой-нибудь типичной для постсоветских «незалежнастей» скульптуры или скульптурной композиции. Дворец Республики – здание малоузнаваемое, да и строился по еще советскому проекту - больше напоминает мавзолей. Возможно, зарубежные инициаторы установки скульптур, если они есть, создают типичную майданную площадь с типичной майданной символикой – статуей республики. Кстати, скульптура женщины, олицетворяющей Беларусь, уже есть около Дворца Независимости в Минске, это «Беларусь гостеприимная».

Так что же явилось причиной столь быстрого желания занять одну из центральных площадей Минска, где изначально стоял памятник Сталину, хоть какой-нибудь скульптурной композицией? Мало кто знает, но по инициативе неравнодушных граждан уже отлит памятник Сталину на спонсорские деньги, ведутся согласования с исполкомом г. Минска об его установке. Предварительный опрос граждан показал, что большинство минчан хотели бы видеть памятник Сталину на прежнем месте, т.е. на Октябрьской площади.

В 2013 году инициативная группа представителей белорусской интеллигенции дважды обращалась в минские городские органы власти с просьбой о восстановлении памятника Александру II в сквере на пл. Свободы. В управлении культуры Минского горисполкома заявителям ответили, что восстановление памятника невозможно, т.к. «градостроительная ситуация и архитектурный облик застройки в районе площади Свободы, где в центре сквера в 1901 году был установлен памятник Александру II, в настоящее время значительно изменилась». Из Национальной академии наук Белоруссии, мнение которой было запрошено Мингорисполкомом, пришёл ответ следующего содержания: «Роль Александра II в истории Белоруссии противоречивая, неоднозначно оценивается в современной исторической науке и в обществе. Восстановление памятника Александру II может стать демонстрацией символизма российского самодержавия на белорусских землях и будет неоднозначно восприниматься в обществе».

А еще через три года, 3 сентября 2016-го, на площади Свободы был открыт парный памятник польскому композитору Станиславу Монюшко и белорусско-польскому драматургу Винценту Марцинкевичу. Видимо, для них «градостроительная ситуация» в центре Минска изменилась незначительно…

Похоже, что в ситуации с попыткой белорусами вернуть памятник Сталину на прежнее место, власти пошли по тому же пути –  срочно занять Октябрьскую площадь, «изменить градостроительную ситуацию», чтобы, если будут собраны подписи, будет много обращений, отказать в установке монумента Верховному Главнокомандующему, под руководством которого был разгромлен фашизм в 1945. Не надо забывать, что в 1939 при содействии Сталина БССР обрела территориальную целостность и нынешние границы.   

Юлия Чирва


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
23.09.23

В Советском Союзе значительное внимание уделялось рабочим, да и в целом трудовым династиям, семейным традициям в промышленном и сельскохозяйственном производствах, на военной службе, в педагогике и медицине, во множестве других сфер жизни страны. Это продолжало традицию ещё царского времени, когда на заводах формировались целые династии рабочих, а если смотреть ещё глубже, то и ранее ремесленники и кустари обучали своему мастерству своих детей, передавали им секреты и знания. Это играло важную роль, так как тогда это было едва ли не единственным способом профессионального обучения и роста.

20.09.23

Накануне Великой Отечественной войны для советского руководства важнейшим вопросом было решение проблемы безопасности Ленинграда и Мурманска со стороны Финляндии. Из всех, отделившихся от Российской империи, именно Финляндия многие годы вела наиболее враждебную политику против СССР и не раз выдвигала в печати территориальные претензии к СССР.

15.09.23

17 сентября Республика Беларусь отмечает государственный праздник – День народного единства. Дата выбрана не случайно. В этот день в 1939 году начался Освободительный поход Красной Армии в Западную Белоруссию, который воссоединил эти земли с Белорусской ССР и Россией в рамках Советского Союза. Это был акт исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделённого в 1921 году по условиям несправедливого Рижского мирного договора, в результате которого Западная Белоруссия была отторгнута от Советской России и оказалась под владычеством Второй Речи Посполитой. 

14.09.23

2-3 сентября в Городке (белорусский райцентр, расположенный в 35 километрах к северу от Витебска) прошёл юбилейный ХХХ День белорусской письменности. В основном это мероприятие проводится в городах среднего и малого уровня, становится значимым событием для принимающего города и позволяет знакомить всех жителей Белоруссии с теми или иными малыми городами.

09.09.23

Нет ничего удивительного в том, что нынешняя польская шляхта (дуды, качинские, моравецкие и им подобные) страдают историческим беспамятством на тему о Волынской резне, поскольку, с одной стороны,  историческая правда об этом геноциде показывает истинный смысл шляхетско-бандеровской концепции о «стратегическом партнерстве» Польши и Украины как партнерства преступных лиц и структур, направленного против мира и безопасности на Европейском континенте, а с другой – подтверждает роль шляхты как политической гиены в межвоенный период и разрушает шляхетскую фальсификацию о жертвенной роли Польши во Второй мировой войне. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru