САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Духовно-нравственное просвещение на современный лад.

Духовно-нравственное просвещение на современный лад.

« Назад

Духовно-нравственное просвещение на современный лад. 10.12.2022 00:00

В нашей стране не так много памятников православным личностям. Однако среди них можно выделить два — преподобномученику Афанасию в г. Бресте и святителю Георгию (Конисскому) в г. Могилеве. Оба святых очень почитаются в Беларуси за их вклад в сохранение чистоты нашей православной веры, так сказать, в наш культурный и исторический код.
 
Страшно даже представить, что было бы на месте нашей страны, если бы не труды подобных личностей. Как справедливо заметил один исследователь про значимость святителя Георгия (Конисского): «…Без его титанических усилий след белорусского народа затерялся бы в истории».
 
Сейчас наша страна упорно продолжает свою историческую линию — борьбу за чистоту, как бы наивно это ни выглядело: за чистоту семейных отношений (защита традиционных семейных ценностей), за «чистоту» миропорядка (за мир и равноправие на мировой арене), за чистоту экономических отношений, за чистоту межличностных, межконфессиональных отношений, даже за чистоту на улицах и т.д. Уже в названии нашего государства содержится намек на стремление к чистоте и порядку. Можно с уверенностью сказать, что это национальная черта белорусов. Но не всем это нравится. В мирной и спокойной Беларуси время от времени пытаются зажечь огонь разногласий, распрей и междоусобиц. А на какой почве легче всего разжечь конфликт? Почти во всех крупных конфликтах в истории найдете религиозную (идеологическую) подоплеку.
 
Только утихли новостные ленты, освящающие открытие памятника святителю Георгию (Конисскому) в г. Могилеве (6 августа 2022 г.), как современным почитателям памяти просветителя был преподнесен сюрприз…


19 сентября 2022 г. Могилевский областной краеведческий музей открыл выставку с провокационным названием: «Два лика. Одна вера. Одна земля».
 
Выставка посвящена православному святителю Георгию (Конисскому), который боролся как раз с чудовищным гонением католической Речи Посполитой на православных верующих, и католическому архиепископу Станиславу Богушу-Сестренцевичу … Авторы выставки утверждением «одна вера» фактически ставят знак равенства между православием и католицизмом, что является не чем иным, как провокацией. Работники такого авторитетного музея не могли не знать, что христианство как единое вероисповедание (религия) перестало существовать еще в далёком 1054 году. Такое незнание или оплошность простительно нерадивому старшекласснику или студенту, но никак не специалистам такого серьезного заведения, как музей. Далее следует (раз затронули деликатную тему) немного прояснить различия в вероисповеданиях и указать на глубину заблуждений некоторых, кто считает, что якобы различия православной и католической веры незначительны.
 
Итак, в 1054 г. произошло окончательное разделение на Католическую и Православную церкви. Причем различия в вероисповеданиях стали настолько принципиальны, что особых изменений в догматическом плане ни с той, ни с другой стороны на протяжении веков так и не было. Более того, потом появилось множество протестантских (христианских) церквей, причем на сегодняшний день их столько, что перечислить их (и их особенности) сможет, наверное, редкий религиовед. Поэтому на сегодняшний день считать, что все религии, которые исповедуют (якобы исповедуют) Христа — это христиане, мягко говоря, неразумно. Да, католицизм и православная вера внешне очень близки. Но это только внешне. Это как оригинал и хорошая подделка. Только вопрос — где подделка, а где оригинал, каждый решает сам для себя. И это нормально. Жизнь на этой земле и дана, чтобы каждый выбирал, где ложь, а где правда… Истина может быть только одна. Давайте решим простую логическую задачку. Допустим, одна из двух церквей исповедует Истину, а другая заблуждается, тогда при перемешивании (объединении) их (вероисповеданий) что произойдёт? Искажение Истины, и обе церкви потеряют ее. Честно говоря, очень уважаю простых верующих-католиков, и обидно, что гипотетическое «объединение церквей» приведет к потери Истины у Костела, если вдруг Православная церковь ошибается догматически… Поэтому, если одна из церквей обладает полнотой Истины, то, дабы не потерять последнюю, возможен только полный переход к одной из сторон, но никак не «микс», как хотят это видеть некоторые.

Если бы не было таких принципиальных отличий между двумя рассматриваемыми вероисповеданиями, не было бы много веков борьбы, мучеников и исповедников, не было бы Георгия (Конисского), Афанасия Брестского… Поэтому они, эти принципиальные отличия, есть. И очень значимые, раз люди шли на подвиги, смерть…

Сейчас не стоит останавливаться на этих различиях. Автор названия выставки «Два лика. Одна вера. Одна земля», убежден, прекрасно осознавал эти различия. Тогда вопрос: зачем таким провокационным названием будоражить людей? В сложнейший период, когда народ должен быть един, необходимо так грубо расшатывать религиозный веками сложившийся мир в нашей замечательной Беларуси? Мы все разные, в нашей стране прекрасно сосуществуют представители разных национальностей, вероисповеданий, и объединяет их как раз не стремление переделать кого-то или сделать всех одинаковыми, а наоборот – понимание и уважение различий друг от друга на основе и выработанных веками общих ценностей.
 
Хотелось бы закончить словами уважения и признательности к трудам и взглядам могилёвского католического епископа (затем архиепископа и митрополита) Станислава Богуша-Сестренцевича. Не знаю, рассказывают ли на упомянутой выставке, что последний являлся ярым сторонником западнорусизма, но данные взгляды действительно делают католического иерарха подобным православному святителю Георгию (Конисскому).
 
Для Станислава Богуша-Сестренцевича Белоруссия была не чем иным, как Западной Россией, или Западной Русью (слова эти для него были синонимичны). Историю Руси (России) он рассматривал как одно целое. Это исходное единство было разорвано, считал он, феодальной раздробленностью (гражданскими войнами в его терминологии) и завоевательными действиями соседей, которые воспользовались последствиями монгольского нашествия. В результате земли Западной Руси стали добычей Литвы. Естественно, что преподавал свои взгляды С. Богуш-Сестренцевич по-польски.

Вполне логичным было бы название выставки, посвященной двум белорусским деятелям, которые правильно понимали исторический путь нашей Родины — «Два служителя. Две веры. Исторический путь – один». Кстати, первоначально так и было, но кто-то подправил…
 
Очень надеюсь на благоразумие руководства Могилевского областного краеведческого музея и то, что название выставки изменится.

Юрий К., г. Могилев.
 


От редакции "Вечернего Могилёва". Когда эта статья вышла на страницах газеты «Вечерний Могилев», по промыслительному совпадению в редакцию поступил тревожный сигнал от могилевчанина, оказавшегося по работе в городе Жлобине.


Местный историко-краеведческий музей, куда наш читатель зашел, чтобы просветиться, пошел еще дальше. В галерее рядом с картиной, на которой изображен лик Иисуса Христа и церковные купола, разместился цикл картин откровенно эротического содержания (на фото 2,3).


Мы, конечно же, не знатоки изобразительного искусства и не претендуем на роль ценителей высокого художественного мастерства, однако очевидно, что такое соседство является не просто неуместным, но даже и кощунственным, так как затрагиваются религиозные чувства верующих.

Более того, в соседней зале расположилась прекрасная экспозиция церковной утвари и икон (на фото 4,5).

В ходе небольшой полемики нашего читателя с культурным работником по телефону он услышал объяснение, что картины с полуобнаженными девицами нарисованы на библейские сюжеты. Правда, в чем эти сюжеты выразились, не совсем понятно. И почему подобные зарисовки не встречаются на обложках самой Библии. Вот такое новаторство.
 

Поневоле вспоминается пословица: на тебе, Боже, что нам негоже… Характерная зарисовка нашего времени, которое отличается стремлением государственных мужей разного уровня придать новый импульс патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ориентированного на культивирование духовно-нравственных ценностей.

 
 

Надо отдать должное, в годы советского застоя, при всей нетерпимости государства к религиозным институтам, такой безвкусицы не было. Не было и глумления над чувствами верующих, когда выставленное на всеобщее обозрение, подвешенное к музейной стене, обкромсанное в виде обрубка тело Иисуса Христа гордо именуется в среде культурной интеллигенции арт-объектом (на фото1).
Похоже, ряд белорусских культурных деятелей скоро переплюнет европейский авангардизм, для которого изображение фекалий — верх эстетики и признак благородного вкуса.

Вечерний Могилёв


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru