САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Духовно-нравственное просвещение на современный лад.

Духовно-нравственное просвещение на современный лад.

« Назад

Духовно-нравственное просвещение на современный лад. 10.12.2022 00:00

В нашей стране не так много памятников православным личностям. Однако среди них можно выделить два — преподобномученику Афанасию в г. Бресте и святителю Георгию (Конисскому) в г. Могилеве. Оба святых очень почитаются в Беларуси за их вклад в сохранение чистоты нашей православной веры, так сказать, в наш культурный и исторический код.
 
Страшно даже представить, что было бы на месте нашей страны, если бы не труды подобных личностей. Как справедливо заметил один исследователь про значимость святителя Георгия (Конисского): «…Без его титанических усилий след белорусского народа затерялся бы в истории».
 
Сейчас наша страна упорно продолжает свою историческую линию — борьбу за чистоту, как бы наивно это ни выглядело: за чистоту семейных отношений (защита традиционных семейных ценностей), за «чистоту» миропорядка (за мир и равноправие на мировой арене), за чистоту экономических отношений, за чистоту межличностных, межконфессиональных отношений, даже за чистоту на улицах и т.д. Уже в названии нашего государства содержится намек на стремление к чистоте и порядку. Можно с уверенностью сказать, что это национальная черта белорусов. Но не всем это нравится. В мирной и спокойной Беларуси время от времени пытаются зажечь огонь разногласий, распрей и междоусобиц. А на какой почве легче всего разжечь конфликт? Почти во всех крупных конфликтах в истории найдете религиозную (идеологическую) подоплеку.
 
Только утихли новостные ленты, освящающие открытие памятника святителю Георгию (Конисскому) в г. Могилеве (6 августа 2022 г.), как современным почитателям памяти просветителя был преподнесен сюрприз…


19 сентября 2022 г. Могилевский областной краеведческий музей открыл выставку с провокационным названием: «Два лика. Одна вера. Одна земля».
 
Выставка посвящена православному святителю Георгию (Конисскому), который боролся как раз с чудовищным гонением католической Речи Посполитой на православных верующих, и католическому архиепископу Станиславу Богушу-Сестренцевичу … Авторы выставки утверждением «одна вера» фактически ставят знак равенства между православием и католицизмом, что является не чем иным, как провокацией. Работники такого авторитетного музея не могли не знать, что христианство как единое вероисповедание (религия) перестало существовать еще в далёком 1054 году. Такое незнание или оплошность простительно нерадивому старшекласснику или студенту, но никак не специалистам такого серьезного заведения, как музей. Далее следует (раз затронули деликатную тему) немного прояснить различия в вероисповеданиях и указать на глубину заблуждений некоторых, кто считает, что якобы различия православной и католической веры незначительны.
 
Итак, в 1054 г. произошло окончательное разделение на Католическую и Православную церкви. Причем различия в вероисповеданиях стали настолько принципиальны, что особых изменений в догматическом плане ни с той, ни с другой стороны на протяжении веков так и не было. Более того, потом появилось множество протестантских (христианских) церквей, причем на сегодняшний день их столько, что перечислить их (и их особенности) сможет, наверное, редкий религиовед. Поэтому на сегодняшний день считать, что все религии, которые исповедуют (якобы исповедуют) Христа — это христиане, мягко говоря, неразумно. Да, католицизм и православная вера внешне очень близки. Но это только внешне. Это как оригинал и хорошая подделка. Только вопрос — где подделка, а где оригинал, каждый решает сам для себя. И это нормально. Жизнь на этой земле и дана, чтобы каждый выбирал, где ложь, а где правда… Истина может быть только одна. Давайте решим простую логическую задачку. Допустим, одна из двух церквей исповедует Истину, а другая заблуждается, тогда при перемешивании (объединении) их (вероисповеданий) что произойдёт? Искажение Истины, и обе церкви потеряют ее. Честно говоря, очень уважаю простых верующих-католиков, и обидно, что гипотетическое «объединение церквей» приведет к потери Истины у Костела, если вдруг Православная церковь ошибается догматически… Поэтому, если одна из церквей обладает полнотой Истины, то, дабы не потерять последнюю, возможен только полный переход к одной из сторон, но никак не «микс», как хотят это видеть некоторые.

Если бы не было таких принципиальных отличий между двумя рассматриваемыми вероисповеданиями, не было бы много веков борьбы, мучеников и исповедников, не было бы Георгия (Конисского), Афанасия Брестского… Поэтому они, эти принципиальные отличия, есть. И очень значимые, раз люди шли на подвиги, смерть…

Сейчас не стоит останавливаться на этих различиях. Автор названия выставки «Два лика. Одна вера. Одна земля», убежден, прекрасно осознавал эти различия. Тогда вопрос: зачем таким провокационным названием будоражить людей? В сложнейший период, когда народ должен быть един, необходимо так грубо расшатывать религиозный веками сложившийся мир в нашей замечательной Беларуси? Мы все разные, в нашей стране прекрасно сосуществуют представители разных национальностей, вероисповеданий, и объединяет их как раз не стремление переделать кого-то или сделать всех одинаковыми, а наоборот – понимание и уважение различий друг от друга на основе и выработанных веками общих ценностей.
 
Хотелось бы закончить словами уважения и признательности к трудам и взглядам могилёвского католического епископа (затем архиепископа и митрополита) Станислава Богуша-Сестренцевича. Не знаю, рассказывают ли на упомянутой выставке, что последний являлся ярым сторонником западнорусизма, но данные взгляды действительно делают католического иерарха подобным православному святителю Георгию (Конисскому).
 
Для Станислава Богуша-Сестренцевича Белоруссия была не чем иным, как Западной Россией, или Западной Русью (слова эти для него были синонимичны). Историю Руси (России) он рассматривал как одно целое. Это исходное единство было разорвано, считал он, феодальной раздробленностью (гражданскими войнами в его терминологии) и завоевательными действиями соседей, которые воспользовались последствиями монгольского нашествия. В результате земли Западной Руси стали добычей Литвы. Естественно, что преподавал свои взгляды С. Богуш-Сестренцевич по-польски.

Вполне логичным было бы название выставки, посвященной двум белорусским деятелям, которые правильно понимали исторический путь нашей Родины — «Два служителя. Две веры. Исторический путь – один». Кстати, первоначально так и было, но кто-то подправил…
 
Очень надеюсь на благоразумие руководства Могилевского областного краеведческого музея и то, что название выставки изменится.

Юрий К., г. Могилев.
 


От редакции "Вечернего Могилёва". Когда эта статья вышла на страницах газеты «Вечерний Могилев», по промыслительному совпадению в редакцию поступил тревожный сигнал от могилевчанина, оказавшегося по работе в городе Жлобине.


Местный историко-краеведческий музей, куда наш читатель зашел, чтобы просветиться, пошел еще дальше. В галерее рядом с картиной, на которой изображен лик Иисуса Христа и церковные купола, разместился цикл картин откровенно эротического содержания (на фото 2,3).


Мы, конечно же, не знатоки изобразительного искусства и не претендуем на роль ценителей высокого художественного мастерства, однако очевидно, что такое соседство является не просто неуместным, но даже и кощунственным, так как затрагиваются религиозные чувства верующих.

Более того, в соседней зале расположилась прекрасная экспозиция церковной утвари и икон (на фото 4,5).

В ходе небольшой полемики нашего читателя с культурным работником по телефону он услышал объяснение, что картины с полуобнаженными девицами нарисованы на библейские сюжеты. Правда, в чем эти сюжеты выразились, не совсем понятно. И почему подобные зарисовки не встречаются на обложках самой Библии. Вот такое новаторство.
 

Поневоле вспоминается пословица: на тебе, Боже, что нам негоже… Характерная зарисовка нашего времени, которое отличается стремлением государственных мужей разного уровня придать новый импульс патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ориентированного на культивирование духовно-нравственных ценностей.

 
 

Надо отдать должное, в годы советского застоя, при всей нетерпимости государства к религиозным институтам, такой безвкусицы не было. Не было и глумления над чувствами верующих, когда выставленное на всеобщее обозрение, подвешенное к музейной стене, обкромсанное в виде обрубка тело Иисуса Христа гордо именуется в среде культурной интеллигенции арт-объектом (на фото1).
Похоже, ряд белорусских культурных деятелей скоро переплюнет европейский авангардизм, для которого изображение фекалий — верх эстетики и признак благородного вкуса.

Вечерний Могилёв


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

04.01.25

Римско-католическая церковь (РКЦ) в Белоруссии является второй по величине после Белорусской Православной Церкви религиозной организацией в Республике Беларусь. В последние годы РКЦ существенно повысила свою миссионерскую деятельность и одновременно стала стремиться расширить своё «гуманитарное» влияние в белорусском обществе. По сведениям католических иерархов РКЦ, в Белоруссии   насчитывает 1,4 миллиона верующих-католиков, что составляет порядка 15% населения республики. Цифры, очевидно, завышенные, но количественную картину рисуют, в принципе, близкую к реальности.

04.01.25

Непреходящее значение образования БССР заключается в том, что она явилась закономерным итогом исторического и политического развития белорусского народа. БССР не только выполнила роль создателя и объединителя белорусской нации «в едином Белорусском государстве», но БССР является идеалом белорусской государственности как союзной государственности.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru