САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Иван Архипов: Героические страницы лета 1941 года

Иван Архипов: Героические страницы лета 1941 года

« Назад

Иван Архипов: Героические страницы лета 1941 года 09.07.2016 14:43

 

22 июня 1941 года в памяти многих поколений останется как день начала Великой Отечественной войны советского народа против немецко – фашистских захватчиков и их сателитов. С этого дня начинались героические подвиги советских летчиков и моряков, пехотинцев, артиллеристов и танкистов « в небесах, на земле и на море» в борьбе с агрессором. Поэт – фронтовик Сергей Орлов после войны посетит героическую Брестскую крепость и напишет строчки:

Не требуя ни славы, ни наград

Все что могли свершили здесь солдаты.

Год сорок первый только ими свят,

Без них бы не настал и сорок пятый… [1, с. 165-166].

К этому дню на границах Советского Союза Гитлер сосредоточил 157 немецких и 37 дивизий своих европейских союзников – полностью готовых к бою. Целями фашистского плана «Барбаросса» было разгромить кадровые части РККА и осуществить выход на линию Архангельск – Северная Двина – Волга – Астрахань ещё до наступления холодов. Эта задача решалась фашистской Германий тремя группами армий от Балтийского до Черного моря, и от Финского залива до Баренцева моря группировкой германо – финляндских войск. Однако агрессивным планам фашистских захватчиков не удалось осуществиться благодаря мужеству, стойкости и героизму воинов Красной Армии и краснофлотцев Военно – Морского Флота. Далее будет изложено эпизодами начало священной войны с гитлеровскими захватчиками.

“3 часа 05 минут 22 июня 1941 года. Служба ВНОС ( воздушное наблюдение, оповещение и связь) Черноморского флота у Херсонеского маяка” на Крымском берегу “обнаруживает группу немецких самолетов, летевших курсом на Севастополь – главную военно – морскую базу флота. Своевременное оповещение о появлении вражеских самолетов позволило береговым зенитным средствам Черноморского флота дать отпор врагу: из четырех германских самолетов, участвующих в этом налете, три из них уничтожены над морем”. Свои первые бои провели батареи зенитной артиллерии Северной, Север-Западной, Западной, Киевской и Южной зон ПВО. При наличии предвоенного запрета на открытие огня по немецким самолетам дежурные батареи, а затем и остальные части зенитной артиллерии огонь на поражение противника открывали самостоятельно” [2, с. 250-252]. Ещё накануне первого налета народный комиссар Военно – Морского Флота СССР Николай Герасимович Кузнецов телеграфом извещал флоты и флотилии западных направлений о переходе на готовность номер один. Был и его приказ: не дожидаться посланного телеграфом сообщения, немедленно переводить корабли и военно – морские части на высшую готовность. Мудрость молодого наркома (39 лет) с честью выдержала «Суровое испытание на государственную и военную зрелость» [3, с. 198-199].

В 3 часа 15 минут взволнованный доклад командующего Черноморским флотом вице – адмирала Ф.С. Октябрьского: «На Севастополь совершен воздушный налет. Зенитная артиллерия отражает нападение самолетов. Несколько бомб упало на город». Красноречива первая сводка боев по действующему флоту. «Не потеряно ни одного корабля, ни одного самолета. Ни один десант не был допущен на наше побережье. Не была взята с побережья, как, впрочем, в течении всей войны не одна военно – морская база…». Флот боевыми делами подтверждал свою выучку, стойкость и героизм и в последующих боях с немецко – румынскими войсками.

В день вероломного нападения на Советский Союз немецко – фашистких захватчиков героические подвиги совершили летчики – «Сталинские соколы» и среди них 16 воздушных таранов: в 4 часа 15 минут совершили подвиг мл.лейтенантД.В.Кокорев – командир124 истребительного авиаполка, в этом бою уничтожил фашистский самолет «Дорнье – 215». В 4 часа 25 минут – совершили таран летчик И.И.Иванов: в 5 часов 15 минут – летчик П.Т.Бутелин. В 10 часов – летчик истребитель П.С.Ребцов таранил немецкий самолет в небе над Брестом… [2, с. 252]. Летчик-истребитель Б.И.Ковзан, участник обороны Гомеля, единственный в мире летчик таранил 4 самолета фашистов за годы войны.

1941 год. 25 июня 263 советских бомбардировщика и 224 истребителя со штурмовиками совершили налет на 18 финских аэродромов, на которых уничтожено 41 самолет врага, а за 6 суток с воздуха советские летчики атаковали 39 финских аэродромов, финны потеряли 130 самолетов на земле и в воздушных боях [2, с. 256]. Много и других примеров подвигов на счету летчиков страны Советов.

В книге «В полет сквозь года» Герой Советского Союза А.В. Беляков (один из 7 летчиков первых героев, спасавших челюскинцев в 1934 году) приводит сведения о подвигах советских летчиков: 25 июня 1941 года экипаж бомбардировщиков полка под командованием подполковника Г.В.Титова нанесли сокрушительный удар по Виленскому аэродрому: сорок гитлеровских истребителей не успели взлететь. На следующий день вместе с частями 3-го дальнебомбардировочного авиакорпуса они сдерживали движение моторизованных войск противника в районе Молодечно, Ошмяны, Крево, Радошковичи. 254 самолето-вылета совершили тогда экипажи 207-го полка [4, с. 310].

Во время одной из атак снарядом зенитной артиллерии врага был поврежден самолет командира 4-й эскадрильи капитана Н.Ф.Гастелло. Возник пожар. Летевшие рядом заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Федор Воробьев и штурман лейтенант Анатолий Рыбас видели, как обьятая пламенем машина развернулась на скопление немецкой техники и бензоцистерн и вошла в пикирование. Капитан Н.Ф.Гастелло и члены экипажа лейтенанты А.А.Бурденюк, Г.Н.Скоробогатый, старший сержант А.А.Калинин отказались прыгать с парашютом и до последней роковой секунды вели по врагу огонь из пылающей машины. Мы все были восхищены этим подвигом…». В письме отца Николая Гастелло, которое он прислал командиру авиаполка, зачитывали его во всех подразделениях. Вот оно: «…фамилию нашу правильно писать «Гастылло». Это потом, когда втысячадевятьсотом пришли на заработки в Москву, меня по-московски стали называть «Гастелло». Происхождение наше изпод города Новогрудок, деревенька Плужина…»[4, с. 310]. Подвиг летчиков 207-го авиационного полка 42-й бомбардировочной авиадивизии повторят многие совесткие летчики в годы Великой Отечественной войны.

26 июня 1941 г. авиация Черноморского флота осуществила с аэродрома Феодосии (в Крыму) дерзкий налет на военные обьекты Румынии. Два самолета ТБ – 3 разбомбили нефтеперерабатывающий завод в Румынском городе Плоешти. Советские самолеты с подвешанными под крыльями истребителями И-16 нанесли бомбовый удар агрессору, а каждый истребитель нёс по две авиабомбы ФАБ – 250… [2, с. 256].

В первый день войны ранним утром с румынского берега и полуострова Сатул-Ноу по кораблям Дунайской флотилии и её базе Измаил румынские войска открыли огонь. Для отражения налета бомбардировочной авиации врага с Измаиловского аэродрома в небо поднялись летчики-черноморцы 96-ой отдельной авиационной истребительной авиации флота во главе с её командиром капитаном А.Коробицыным. В этом воздушном бою лейтенант М.Максимов сбивает два вражеских самолета, тем самым открывает боевой счет морской авиации Черноморского флота. За этот подвиг летчик – черноморец будет награжден орденом боевого Красного Знамени. На другой день войны морские летчики флота совершают налеты на военные объекты румынских войск в Констанце и Сулене, повторяя бомбовые удары в последующие дни, увеличивается счет потерь румынских войск, как одного из сателлитов фашистской Германии. Отличились и корабли Дунайской военной флотилии: 26 июня в районе Килие Старой с кораблей был высажен десант, который нанес противнику ощутимые потери. Речные пехотинцы убили до 200 вражескихсолдат и офицеров и свыше 700 было пленено. Был захвачен румынский город Килия – Веке, продвинувшись в глубь территории противника на 40 км. Румынские и немецкие захватчики вынашивали планы уничтожить корабли Черноморского флота, заперев их в бухте главной военно-морской базы флота Севастополя, после минирования с постановкой неконтактных мин на морском фарватере. В борьбе с «минной опасностью» на помощь морякам пришли ученые-физики И.В.Курчатов и А.Г.Александров, специально вызванные в Севастополь командованием флота.

Но и корабли флота в первые дни войны активно действовали против неприятеля. Так 26 июня ударная группа из пяти кораблей нанесла ощутимый удар по главной военно-морской базе на Черном море – порту Констанце. В результате этой операции в порту подожжены нефтехранилище и железнодорожный вокзал, железнодорожный состав с боеприпасами, разрушены пути и здание вокзала, выведены из строя железнодорожные пути между портом Констанцы и румынской столицей Бухарестом. С первых дней войны черноморские летчики бомбили Чернаводский мост, базы и другие военные обьекты в Констанце, Плоешти, Тульче, показывая в сражениях с врагом мужество, стойкость, отвагу и героизм, несмотря на складывающуюся крайне неблагоприятную обстановку на советско-германском фронте для нашей страны… Впереди будет с 5 августа 73-х дневная оборона Одессы и 250 дней и ночей обороны города русской славы Севастополя – с 30 октября 1941 года… [2].

Первыми в годы Великой Отечественной войны (8 июля 1941 года) было присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР звание Героя Советского Союза советским военным летчикам, отличившимся в воздушных боях: 28 июня на подступах к Ленинграду летчики П.Т.Харитонов, С.И.Здоровцев, а 29 июня 1941 г. М.П.Жуков совершили воздушные тараны немецких бомбардировщиков, летевших на бомбежку Ленинграда – северной столицы Советского Союза.

Героизм и трудовые подвиги в тылу страны Советов совершались, чтобы приблизить час победы над фашизмом.

21 июня 1941 г. накануне ВОВ на вооружение Красной Армии (РККА) принята реактивная пусковая установка БМ-13 «Катюша», созданная НИИ-3 под руководством А.Г.Костикова.

29 июня в Москве будет сформирована первая в мире батарея реактивной артиллерии под командованием капитана И.А.Флерова, состоявшая из 7 боевых машин БМ-13(«Катюша») и 3 тысяч реактивных снарядов. Первый бой с немецко-фашистскими захватчиками батарея приняла 14 июля под Оршей, открыв огонь по Оршанскому железнодорожному узлу…

1 июля 1941 г. Государственным комитетом обороны (ГКО) принято постановление за № 1 «Об организации производства танков Т-34 на заводе «Красное Сормово» (г.Горький) и №2 «О производстве танков КВ-1 на Челябинском трактороном заводе». В городе на Волге (сейчас Нижний Новгород) производство танков было намечено через два месяца, для этих целей в помощь заводчанам «Красное Сормово» привлекалось шесть заводов… И с харьковсого завода оборудование для производства танков Т-34 перебазировано на завод №183 Нижнего Тагила. «Катюши» - реактивные установки и танки «Т–34» – станут во Второй мировой войне мощной грозной силой для врага и будут оружием Великой Победы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и их сателлитами.

2 июля 1941 года боевое крещение получат советские пикирующие бомбардировщики Пе-2 – основной бомбардировщик Великой Отечественной войны. В.М.Петляков (1891 – 1942 гг.) советский авиаконструктор был участником разработки первых тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3. Им же был созданы бомбардировщики Пе-8 и Пе-2, а в 1941 году он получил Сталинскую премию. В 1942 году талантливый авиаконструктор погиб в авиакатастрофе. 2 июля 1941 года на самолетах Пе-2 советскими летчиками впервые нанесен удар по румынским нефтепромыслам в г.Плоешти…

В первые дни и месяцы войны совершали героические поединки североморцы: летчики и артиллеристы, моряки и наземный состав Северного флота. В июне 1941 г. командующий Северного флота адмирал А.Г.Головко сказал о северных рубежах: «Нам нельзя терять Рыбачего. Кто владеет Рыбачим и Средним, тот держит в своих руках Кольский залив. Без Кольского залива Северный флот существовать не может. Кольский залив нужен государству. Это наш океанский порт…». Николай Букин – автор песни «Прощайте скалистые горы!» - североморец. В воспоминаниях отразит (был он корректором и редактором газеты дивизиона на СФ) отдельные фронтовые зарисовки того времени 1941 года: «… Уже 17 июня фашистский самолет пролетел над Рыбачим и Кольским заливом. Немецкие разведчики нащупывали систему нашей обороны с воздуха, фашисты подтягивали войска к советско-финнской границе…» [5, с. 114-120].

В своем очерке «На Рыбачем и Среднем» Константин Симонов скажет: «В первые дни войны немцы, сосредоточив несколько дивизий, прорвались на тридцать километров вдоль побережья по направлению к Мурманску. Узкий перешеек единственный выход с полуострова на материк неожиданно оказался закупоренным немцами. Гарнизон и Рыбачего и Среднего готовился к обороне с моря. Появление немцев с суши было внезапны. На перешейке стояло только несколько рот. Обрушив на них целую дивизию, немцы пытались одним ударом с гор спуститься на перешеек, и, пройдя его узкое горло, разлиться по всему полуострову. В эту критическую минуту на полуострове нашлась твердая рука и железная воля Васильчикова. Полковник приказал в кратчайший срок выдвинуть впереди перешейка тяжелые береговые батареи, а сам тем временем, собрав всё, что оказалось под рукой, выехал на передовую… Тем временем подвезли пулемёты и орудия. Установив на ближайших сопках, удалось их огнем задержать немцев. К вечеру заговорили подтянутые на новые позиции наши тяжелые орудия. Они поставили перед наступавшей немецкой дивизией стену огня и на следующий день положение было восстановлено. Ни одного живого немца не осталось на перешейке. Только на скатах хребта, там где вчера немецкие батальоны густым строем шли в «психическую атаку» вповалку лежали груды трупов, скошенных пулеметным и артиллерийским огнем.

И с этого дня ни один немецкий сапог уже не ступал на скалистую почву Среднего и Рыбачего полуостровов. Месяц за месяцем делали они попытки прорваться, шли ожесточенные бои за прилегающие к перешейку командные высоты на материке. Но прорваться к перешейку немцам так и не удалось… Беспрерывный пещерный день с его короткими белыми сумерками, все лето не давало ни минуты покоя, сна, передышки. Все укрепления возводили на глазах врага под пулями. Когда эти работы были закончены, саперы взялись за дороги и постройку госпиталя… На полуострове все вросло в землю: землянки, медпункты, гаражи, конюшни, склады – все стало подземным… Замаскированные в скалах западного побережья полуострова береговые батареи топят немецкие транспорты, идущие по единственному пути из Киркинеса в Петсамо…» [5].

В первом ряду защитников Советского Заполярья стоит имя Бориса Феоктистовича Сафонова. О летчике-асе скажет командующий Северного флота Арсений Григорьевич Головко: «Своими подвигами он прославил не только авиацию, но и всех морских летчиков» [6; 7, с. 1064]. Первый сбитый фашистский самолет на счету у Б.Сафонова. Первый был удостоен звания Героя Советского Союза на Северном флоте и первым за годы Великой Отечественной войны дважды Героя Советского Союза [8, с. 289].

Приведу один из эпизодов героических подвигов Сафонова и «Сафоновцев», отличившихся в воздушных боях с Люфтваффе. « Семерка истребителей во главе с Сафоновым вступила в бой с 52 вражескими машинами. Итог боя – 13 сбитых вражеских самолетов, а наша семерка вернулась на свой аэродром без потерь». По почерку летчика – аса фашисты узнавали североморцев, передавая в эфир открытым текстом: «Ахтунг!Ахтунг!В воздухе Сафон!» и сбрасывали бомбы на свои же позиции… Четырем летчикам – североморцам, среди них были и Борис Сафонов, глава Британской миссии генерал – лейтенант Макфорлан вручил высший авиационный орден Великобритании крест «За выдающиеся летные заслуги». На личном счету Б.Ф.Сафонова было 30 сбитых фашистских самолетов и 3 в группе (по другим данным – 5). За 2 месяца ВОВ на севере летчик – ас совершил 234 боевых вылета и взрастил «Сафоновцев» - североморцев. Боевой счет их продолжался. 53 летчика СФ стали Героями Советского Союза, об этом напоминает Аллея Героев в поселке Сафоново около музея ВВС Северного флота. Кстати, Б.Ф.Сафонов с 1934 по 1940 годы служил в Белорусском военном округе, а потом и на севере. Маршал Победы Г.К.Жуков в своих воспоминаниях скажет о “роли Северного флота, которому суждено было в войне сыграть крупнейшую роль” [9, с. 205].

Следует упомянуть о советском флотоводце, вице-адмирале (1941 г.) Валентине Петровиче Дрозде, уроженце Гомельщины (г.Буда-Кошелево), с мая 1938 по 1940 год был командующим Северным флотом, а с февраля 1941 – командир отряда легких сил, командующий эскадрой кораблей Балтийского флота. В начале Великой Отечественной войны руководил боевыми действиями кораблей в Ирбенском проливе и при обороне Моозунда. При прорыве сил Балтфлота из Таллина в Кронштадт (август 1941 г.), командовал отрядом главных сил, умело организовал отражение атак противника, что способствовало успеху перехода кораблей по Балтике в Крондштадт. Отважный военмор – североморец и балтиец в январе 1943 года погиб на ледовой трассе под Кронштадтом в Финском заливе при артобстреле фашистами [6, с. 199].

Обратимся снова к героическим подвигам при защите Родины от фашистских захватчиков. 27 июня 1941 года впервые в ВОВ летчик лейтенант П.В. Еремеев в ночном небе таранил и сбил немецкий бомбардировщик Ю-88 и только указом Президиума РФ от 21.09.1995 г. ему было посмертно присвоено звание Героя России [10, с. 53]. 7 августа 1941 летчик – истребитель мл.лейтенантВ.В.Талалихин в небе над Москвой на И-16 одним из первых в истории авиации совершил ночной таран, сбив немецкий самолет Не-111, а на следующий день ему присвоено звание Героя Советского Союза. Отважный летчик в одном из воздушных боев 27 октября 1941 года погиб, сдержав клятву родине: «Пока бьется в моей груди сердце, я буду искать врага и очищать наше родное советское небо». После совершенного тарана Виктор Талалихин в боях сбил ещё 5 вражеских самолетов.

8 августа 1941 года впервые был нанесен бомбовый удар летчиками Краснознаменного Балтийского флота под командованием командира 1-го Минно-торпедного полка полковника Е.Н.Преображенского по военным обьектам логова фашистов – Берлину. 15 самолетов тремя группами взлетели с аэродрома «Кагул» на острове СааремаМоозунского архипелага Балтики. Все самолеты отбомбились и благополучно вернулись на свой аэродром. 9 августа отважными летчиками балтийцами был повторен бомбовый удар по Берлину. Налеты летчиков Балтфлота продолжались до 4 сентября 1941 года, при этом всего сброшено 36 тыс. фугасных и зажигательных бомб и 34 бомбы с листовками на врага. За успешное бомбометание логова фашистов 10 советских летчиков стали Героями Советского союза, а другие члены экипажов награждены орденами и медалями [6].

Подвиги советских летчиков на фронтах в боях с захватчиками продолжались. Одним из таких примеров был  11 августа 1941 г. в небе Подмосковья: первый в истории высотный таран (около 10 км над землей) совершил летчик 6-го авиакорпуса ПВО лейтенант А.Н.Катрич – на истребителе МиГ-3 сбил фашистский самолет «Дорнье-17», на большой высоте летевший к Москве. За этот подвиг летчику присвоено звание Героя Советского Союза [2, с. 332-333].

6 августа огненного лета 1941 года первыми партизанами удостоены звания Героя Советского Союза – командиры Белорусского партизанского отряда Т.П.Бумажков и Ф.И.Павловский, создавшие в июне1941 года партизанский отряд в Октябрьском районе Полесской области – «Красный Октябрь», который с частями Красной армии 18 июля 1941 года разгромил штаб немецкой дивизии в деревне Оземеля этого же района, захватив пленных и много боевой техники, оперативные документы и другие важные сведения о фашистах [2].

Ещё один из эпизодов, когда подвиг совершили советские танкисты. Невероятный подвиг осуществлен в августе 1941 года танковой ротой старшего лейтенанта Зиновия Григорьевича Колобанова, защищая ближайшие подступы к Ленинграду в критические дни решающего наступления гитлеровцев на город. Рота танков КВ в количестве 5 единиц должна была остановить наступление 6-ой танковой дивизии вермахта. Оценив ситуацию, Колыбанов направил 2 танка на Лужскую дорогу, 2 – на Кингисеппскую, а сам занял позицию на Приморской дороге. Машину он расположил в зарослях на небольшом пригорке так, что у неё был очень большой угол обстрела, а дорога в том месте шла по открытой насыпи, справа и слева от которой простирались труднопроходимые болота. Немцы появились после полудня. Первыми в бой с ними вступили экипажи танков, расположенных на Лужском шоссе. Вскоре немецкая танковая колонна появилась и перед позицией Колобанова. Шли весело, с открытыми люками и пехотой на броне, всего 22 машины. Когда голова и хвост колонны оказались в секторе обстрела, был открыт огонь. После первых выстрелов загорелись три вражеских танка в голове колонны, чуть позже замыкающие. Немцы оказались в ловушке. Экипаж задыхался от пороховых газов, но поражал один танк за другим. КВ обнаружили и по нему били уже все уцелевшие в колонне танки. Вскоре подоспела и противотанковая артиллерия. Одну пушку удалось уничтожить, но второе орудие разбило понорамный перископ КВ и заклинило башню. Теперь танк мог стрелять, только поворачиваясь всем корпусом. Наконец удалось подбить второе орудие и уничтожить последний 22-й немецкий танк. Фашистская пехота отступила. Можно сказать что бой был скоротечным, он длился немногим больше часа, но за это время по врагу было выпущено 98 снарядов. Позже Колобанов насчитал на своем танке 130 следов прямых попаданий, но, к счастью, ни одно из них не вывело танк из строя.

Остальные 4 КВ подбили ещё 21 немецкую бронированную машину.Получается за день рота уничтожила 43 танка противника, или почти четверть из наличного состава в 6-й танковой дивизии. За этот бой З.Г.Колобанова представили к званию Героя Советского Союза, но награжден он был только орденом Красного Знамени. Позже герой был тяжело ранен, с трудом вернулся к жизни, долгое время работал на автомобильном заводе в Минске, где и скончался в 1994 г. Как раз об этом эпизоде излагает в своей книге Геннадий Кудий [11, с. 108-109].

Г.Н.Кудийприводит и такие сведения: «Звание Героя Советского Союза в 1941 году присваивалось не часто, особенно в пехоте. Одним из первых его был удостоен Д.Р.Овчаренко – пулеметчик 389 стрелкового полка 176 стрелковой дивизии 9 армии Южного фронта». В кратком изложении: 13 июля он возвращался на передовую с боеприпасами. Всё его вооружение у ездового: при себе винтовка, три гранаты и топор, как плотник возил его с собой. На полдороге оказались 2 грузовика с солдатами – фашистами (50 фрицев и три офицера). Красноармеец топором отрубил голову немецкому офицеру, гранатами уничтожил грузовики. Оставшиеся в живых гитлеровцы бросились наутек. Боец несколько сот метров преследовал другого офицера, нагнал и топором тоже отрубил ему голову. Несмотря на кажущуюся невероятность случая, стоившей вермахту жизни 21 солдата и 2 офицеров, это документально зафиксированный факт, свидетельствующий в том числе о том, что советский народ в массе своей врагу сдаваться не собирался. Указом Президиума ВС СССР от 9 ноября 1941 г. красноармейцу Д.Р. Овчаренко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина [11].

Участник налетов на Берлин в августе 1941 года штурман – балтиец, черноморец и североморец Герой Советского Союза Петр Хохлов в книге воспоминаний «Над тремя морями» обращается к молодому поколению в будущее: «С годами не меркнет боевая слава героев живых и павших в жестоких схватках с врагом. В их подвигах встает перед нами высоты патриотического духа, открываются глубины пламенных сердец» [6, с. 84].

 

Источники и литература:

1.     Орлов С. Белое озеро. Стихи и поэмы. Москва, «Современник», 1975.

2.     Календарь памятных дат Российской военной истории. Изд. 2-е испр. и дополненное. Составитель: Алексеев В.Л., В.Л. Голотюк, В.И.Жуматий и др. Москва Изд. «Logos», 2002. –319 с.

3.     Полководцы Великой Отечественной. Составитель А.М.Кучеров. Москва, «Просвещение», 1988.

4.     Беликов А. В. В полет сквозь годы. Военные мемуары. Москва, 1982.

5.     От Советского информбюро…Публицистика и очерки военных лет.1941 – 1945. Москва, АПН, 1982.

6.     Хохлов П. Над тремя морями. Москва, «Советская Россия» , 1982.

7.     Большой энциклопедический словарь. Главный редактор А.М.Прохоров. Москва, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». Санкт – Петербург «Норинт», 2004.

8.     Головко А.Г. Вместе с флотом. Воениздат, 1979.

9.     Г.К.Жуков. Воспоминания и размышления. Изд. АПН, Москва, 1971.

10.                Щеголев К.А. Современные награды России. Традиции и преемственность. – Москва «Вече», 2009.

11.                Кудий Г.Н. Вторая мировая война, мое понимание. Факты, мифы, ложь и размышления. – Москва: Издательский дом «Журналист», 2011.

 

Архипов Иван Изосимович. Название доклада: Героические страницы лета 1941 года

Военно – научное общество при Центральном Доме офицеров, журналист.

Г.Минск, ул. Кижеватова, 64 – 195

Тел. (017) 253 – 72 -15


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru