« Назад

Кто они, герои знаменитой картины «Освобождение Минска» 04.01.2019 08:41

После публикации в статьи «В историю он въехал на «Харлее» в редакцию стали звонить читатели с уточнениями и вопросами. Мы решили вернуться к этой теме и ещё раз поговорить о картине Волкова, и не только о ней.

Валентин Волков «Освобождение Минска»
Валентин Волков «Освобождение Минска»

Первым откликнулся директор Ирбитского государственного музея мотоциклов Александр Буланов:

— Никакой это не немецкий «Цундап» изображён на картине, а наш ирбитский мотоцикл М-72! Я узнал его по щитку над передним колесом. Тут дело вот в чём. Мотоцикл М-72 начали выпускать в Москве перед войной и был он, мягко говоря, сканирован с немецкого БМВ. Когда началась война, московский завод эвакуировали в Ирбит, где в феврале 1942 года начали выпускать М-72 для фронта. Москвичи делали щиток прокатным способом, а ирбитчане освоили штамповку. По нему я и определил, что мотоцикл этот наш, уральский. А то, что художник его нарисовал — неудивительно, Ирбит отправил в войска за всю войну около 10 тысяч мотоциклов…

Стало быть, не только уральский солдат Дмитрий Суворов стал прототипом героя полотна, но и мотоцикл, на котором он изображён — тоже нарисован с уральского.

А вот позвонивший в редакцию екатеринбуржец Максим Трубников был очень удивлён, когда увидел в Интернете похожую по сюжету картину американского художника Сэндоу Бирка «Освобождение Багдада». «Это же натуральный плагиат, — возмущается Максим. — Как такое возможно?».

Сэндоу Бирк «Освобождение Багдада»
Сэндоу Бирк «Освобождение Багдада»

Давайте не будем спешить с оценками и попытаемся разобраться. Но сначала расскажем о работе над картиной «Освобождение Минска» Валентина Волкова. Белорусский художник трудился над многофигурным масштабным полотном 10 лет. Кстати, заказчик — правительство республики — ожидало, что картина будет закончена через год. Чиновники постоянно торопили художника, в мастерскую даже приезжал первый секретарь ЦК КПБ Пономаренко. Но надо знать характер мастера — он не мог сдать работу в сыром виде.

Основанная на впечатлениях художника, картина вызывает множество эмоций: искреннюю радость, восторг, волнение… Старики, дети, мужчины и женщины со всех сторон обступили танки и мотоцикл — каждый хочет поскорее обнять освободителей, пожать им руку. Одна из наиболее волнующих групп картины — солдат с девочкой. Очень правдивая сценка — солдаты прежде всего обнимали детей, ведь у многих из них дома остались свои. Художник никого не сделал главной фигурой композиции (хотя внешне такой фигурой представляется солдат с автоматом на башне танка). Основной задачей автора было раскрытие единства народа — воинов, партизан-подпольщиков и гражданского населения.

Для картины художником было сделано более 220 рисунков, 11 эскизов композиции, около 50 этюдов, более ста хорошо проработанных, наделённых индивидуальными чертами фигур. Поскольку Валентин Волков был приверженцем русской классической школы, все свои наброски и эскизы он делал с реальных людей. Ради одной только группки дальнего плана, случалось, делалось около десятка рисунков углём.

Художнику позировали соседи, родственники, ученики, коллеги по цеху, и он всегда добивался портретного сходства. В первые годы после демонстрации картины к ней часто подходили те, кто позировал, и люди узнавали себя. К сожалению, музейные работники не догадались записать их фамилии. Но кое-что о некоторых прототипах известно.

Сын Волкова, Анатолий, со своей женой — пара, которая протягивает цветы танкистам. Есть на картине дочь и жена художника. Позировали Волкову художники Николай Назаренко, Владимир Хрусталёв, Михаил Довляго со своей семилетней дочерью Зоей (девочка с цветами), ученик художника Василий Ерёменко. Девочка с цветами в левом углу картины — Ирина Глазова, после войны стала художницей. Красноармейцев художник рисовал с солдат-фронтовиков, которых ему привозили в мастерскую из воинских частей.

За вклад, внесённый в развитие белорусского изобразительного искусства, Валентин Викторович Волков был удостоен звания народного художника БССР.

После 1978 года картина оказалась в запасниках музея, пролежав в скрученном виде 30 лет. Внук художника неоднократно обращался с просьбой вновь выставить картину, но ему отвечали, что нужна реставрация. Однако когда в 2005 году полотно сняли с барабана, оно оказалось в идеальном состоянии, поскольку Волков тщательным образом соблюдал технологию живописи.

Родные вспоминают, что вся стена в мастерской Волкова была расписана — углём он записывал, кто и сколько ему позировал, кому и сколько он должен денег. За картину он получил по тем временам астрономическую сумму в 100 тысяч рублей, но и долгов у него накопилось около 60 тысяч. На оставшийся гонорар купил легковушку «победу».

В 2007 году американский художник Сэндоу Бирк написал картину «Освобождение Багдада». Сходство с полотном Волкова настолько очевидно, что многие тут же начали обвинять его в плагиате. Однако искусствовед Ирина Стальная так комментирует картину Бирка: «Это своеобразный римейк, подобные вещи делал в своё время Пикассо. Этот приём привлекает зрителя, потому что люди визуально знают какую-то картину, а тут она появляется в новом контексте. Вместо романтики и патриотизма на картине Бирка нескрываемая сатира — художник противопоставляет два исторических факта. В картине словно читается вопрос: чему могут радоваться иракцы и от кого освободили их американские военные — от самих себя?».

Картина Виктора Васнецова «Ковёр-самолёт» и свой взгляд на сюжет Сэндоу Бирка.
5 0_5c846_5224a9eb_XXL
Картина Виктора Васнецова «Ковёр-самолёт» и свой взгляд на сюжет Сэндоу Бирка.

Можно с уверенностью сказать, что лауреат многих премий, автор пяти книг и двух фильмов о себе Сэндоу Бирк сознательно избрал стиль римейка. К примеру, у него есть римейк на картину Виктора Васнецова «Ковёр-самолёт». На свой ковёр он усадил американского президента, назвав работу «Мечты президента». Вообще-то, это картины из целой серии работ «Развращённости войны», на которую его вдохновили гравюры Жака Калло «Страдания войны». На выставке 2007 года эта серия была представлена, и под каждым полотном имелось пояснение, стилизация какой картины взята за основу. Бирк не ломает голову над композицией, просто меняет персонажей, вкладывая в сюжет явно иронический смысл. Такой ход не остаётся без внимания и приносит художнику неплохие дивиденды — он богат и популярен.

Маргарита Литвиненко, oblgazeta.ru


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:




Главная  »  История и современность  » Кто они, герои знаменитой картины «Освобождение Минска»

История и современность