САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \  Летчики – партизанам Белоруссии

 Летчики – партизанам Белоруссии

« Назад

 Летчики – партизанам Белоруссии 29.04.2017 09:54

К осени 1942 года после создания военно-оперативных органов по руководству партизанским движением (ЦШПД и БШПД) и воссоздания на Урале и в Сибири новых мощных индустриальных центров на базе эвакуированных заводов из западных районов Советского Союза, все потребности фронта, в том числе партизан стали удовлетворяться в полном объеме.

Это особо проявилось в установлении постоянно действующего воздушного моста между партизанами и Большой землей.

Рассмотрим конкретно один вопрос. Кто и как устанавливал такой мост с партизанскими формированиями на временно оккупированной фашистскими войсками территории Белоруссии. И какую роль в этом сыграло руководство БССР?

Во-первых, ЦШПД возглавил 1-й Секретарь ЦК ВКП(б)Б Пономаренко П.К.

Во-вторых, БШПД возглавил 2-й Секретарь ЦК КП(б)Б Калинин П.З.

В-третих, во всех этих органах работали многие партийные и государственные деятели нашей республики.

Безусловно, решающую роль в этом сыграла Красная Армия.

И в первую очередь в снабжении партизан Белоруссии главную роль сыграла советская авиация.

По заявкам ЦПШД и БШПД на республику работали следующие авиационные соединения и воинские части:

  1. Авиация дальнего действия (АДД).

Командующий генерал-майор А.Е. Голованов.

Начальником Управления бомбардировочной авиации АДД был белорус генерал-майор Горбацевич Леонид Антонович.

На белорусском направлении работали:

  • 1-я авиатранспортная дивизия ГВФ. (Командир генерал майор Казьмин). Состав: 101, 102, 110, 112 авиаполк. (Командир 101 ап Герой Советского Союза В.С.Гризодубова).
  • 7-й авиакорпус АДД. (Командующий генерал майор Нестерцев).
  • Дивизия ГВФ. (Командир Герой Советского Союза генерал майор Молоков В.С). Состав: 62, 120, 105 авиаполк.
  • А также ночные бомбардировочные полки 213 и 314 и 979 шап из 211 Невельский штурмовой авиадивизии.
  • Непосредственно в подчинении БШПД постоянно находился 19-й отдельный авиаотряд. (Командир старший лейтенант Сараев Сергей Филиппович).

С начала освобождения Белоруссии и до ее полного освобождения (сентябрь 1943 года – июль 1944 года) при многих общевойсковых армиях были отдельные авиаэскадрилии. Их командование тесно взаимодействовало с представительствами БШПД на всех 4-х фронтах, освобождавших Белоруссию.

За планирование и регулярное авиационное обеспечение партизан всем необходимым для борьбы с противником отвечали: майор Полосухин Порфирий Порфирьевич и майор Задорожников Владимир Иванович старший помощник начальника оперативного отдела БШПД.

БШПД (с марта 1944 года и до октября 1944 года) начальник оперативного отдела был полковник А.И.Брюханов после войны издал книгу «В штабе партизанского движения».

Все войска ГВФ подчинявшиеся Маршалу авиации Астахову Федору Алексеевичу, который с 1943 года и до окончания войны возглавлял Главное управление ГВФ и одновременно был заместителем Командующего ВВС РККА.

Следует отметить, что все полки ГВФ в годы войны обеспечивали боевые действия партизан не только Белоруссии, но и Украины, Северного Кавказа и других регионов, временно оккупированных фашистами. Кстати начальником управления кадров ВВС РККА был белорус генерал Орехов Вадим Иванович. Он оперативно выполнял заявки Начальника БШПД П.З.Калинина о направлении авиаполков для обеспечения партизан с прифронтовых аэродромов, а также подготовки комендантов партизанских посадочных площадок и по другим вопросам.

По интенсивности и по времени полетов к белорусским партизанам надо выделить летчиков 1-й авиатранспортной дивизии генерала Казьмина (247 летчиков в течении почти 2-х лет летали в Белоруссию. 21 летчик погиб.

За годы войны отдельные пилоты произвели в тыл врага по 200-300 и более вылетов, их них по 100-150 с посадкой в партизанской зоне.

Больше всех боевых вылетов совершили: Г.А.Таран – 660; Н.П.Локтев – более 700; П.М.Михайлов – 520; Б.Г.Лунц – 405.

Таран,_Григорий_Алексеевич

За доблесть, мужество и героизм проявленные при выполнении сложных боевых заданий 17 летчиков были удостоены звания Героя Советского Союза, а один их них штурман майор Таран Григорий Алексеевич был удостоен этого звания дважды.

Из этой кагорты 4 летчика были удостоены звания Героя Югославии за спасение руководства Югославской национально освободительной армии во главе с Иосифом Броз Тито (Шорников, Якимов, Калинин, Шкадунович).

Абсолютное большинство этих летчиков в послевоенные годы продолжали службу в ВВС или в ГВФ.

генерал-лейтенант Семенков А.И. уроженец Витебщины

Достаточно сказать, что первый заместитель Министра ГВФ генерал-лейтенант Семенков А.И. уроженец Витебщины. После войны был удостоен звания Герой России, кавалер 10 боевых орденов. Именно он 9 мая 1945 года доставил из Берлина в Москву Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Лично он совершил за годы войны на Ли-2, в том числе 120 в блокадный Ленинград, 150 за линию фронта с посадкой на партизанских аэродромах. Войну встретил лейтенантом, закончил полковником, командиром полка. В 1957 году он первым в СССР совершил трансантлантический перелет Москва – Нью-Йорк на самолете Ту-104. В 1966 году ему было присвоено звание Заслуженного пилота СССР. В авиации прослужил почти 40 лет.

Среди летчиков белорусов и уроженцев Белоруссии, которые летали к партизанам землякам следует назвать имена.

  1. Гнезденко Прохор Борисович из Шклова более 600 боевых вылета, 59 с посадкой в партизанской зоне.
  2. Командир эскадрилии Богданов Николай Григорьевич.
  3. Гришаков Иван Андреевич.
  4. Голубев Иван Васильевич совершил 325 боевых вылета в том числе 25 к белорусским партизанам.
  5. Ползунов Василий Степанович, кстати минчанин. После войны стал Героем Социалистического труда.

И многие и многие другие.

Всего за 1941 -1944 года (до начала операции «Багратион») в справке БШПД «Об авиаперевозках партизанам Белоруссии» указано:

- доставлено грузов1591 тонна;

- заброшен в тыл людей1409 человек;

- вывезен людей в советский тыл5335 человек.

Эти цифры в комментариях не нуждаются.

  1. Н.А.Якубовский, В.Н.Якубовский «Крылатые помощники партизан» Мн. Белар.наука, 1998г.
  2. Авиация партизанам Мн, НА РБ, 2005г.                                                                                                                                                                                                                                               Долготович Борис Дмитриевич, член Совета Военно-научного общества, кандидат исторических наук, профессор, член Белорусского союза журналистов

                                                                 

 


Комментарии


2017-05-10 18:46:05 Александр № 1960004
Уточнение. Мой отец Задорожников В.И. в то время имел звание старший лейтенант. Кроме работы в штабе неоднократно перебрасывался в тыл врага в действующие партизанские соединения. Награжден партизанской медалью 1 степени.

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru