САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Мощи святой Пелагии Старицкой в Успенском соборе Старицкого монастыря

Мощи святой Пелагии Старицкой в Успенском соборе Старицкого монастыря

« Назад

Мощи святой Пелагии Старицкой в Успенском соборе Старицкого монастыря 28.02.2019 19:42

В 2002 году в Старице были обретены мощи местночтимой святой — схимонахини Пелагии Старицкой. Предание называет ее родственницей святителя Иова, но не говорит точно — матерью она была ему или сестрой.

С 2004 года в Успенском соборе Старицкого монастыря почивают мощи местночтимой святой — Пелагии Старицкой. «Матушка Пелагия», как называют святую старичане, издавна почитается в городе. К великому сожалению, известно о ней очень немногое.

Родственница Патриарха?

Достоверно выяснить, являлась ли старица Пелагия матерью Патриарху Иову или же сестрой, пока не удается. Важно, что местное предание упорствует в том, что между святителем Иовом и старицей Пелагией существовала родственная связь. Иногда предлагается некоторый «компромисс»: говорится, что святая Пелагия была сестрой и одновременно духовной матерью Патриарха.

Над могилой старицы с давних пор существовала часовня. Впервые упомянута она под 1755 годом, когда в результате перестройки храма гробница оказалась внутри помещения. В соответствующих документах старица Пелагия названа просто инокиней. Но уже в 1764 году в ходатайстве игумении и сестер Вознесенского монастыря она именуется «схимонахиней Пелагией, матерью Святейшего Первопрестольного Иова, Патриарха Московского».

В советские годы старичане почти позабыли о старице Пелагии. Вознесенская церковь, где она была погребена, обратилась в развалины, и редко кто приходил поклониться могиле местночтимой подвижницы.

1517389895
При обретении мощей схимонахини Пелагии был найден фрагмент ее обуви, напоминающий очертания женского профиля в скуфье

Возрождение почитания матушки Пелагии относится уже к началу XXI века. В 2002 году совершилось обретение ее мощей, причем при исследовании их выяснились неожиданные подробности. А именно, что старица умерла не своей смертью, а была убита из огнестрельного оружия. В акте медико-криминалистической экспертизы говорится:

«Обнаруженное огнестрельное повреждение головы схимонахини Пелагии указывает на мученическую ее кончину».

рака с мощами святой Пелагии Старицкой
На фото: Успенский собор: рака с мощами святой Пелагии Старицкой.

Вероятнее всего, святая Пелагия погибла от рук польско-литовских интервентов в 1608 или 1609 году. К сожалению, не сохранилось даже изустного предания о последних минутах жизни старицы. Мы не знаем, сразила ли ее шальная пуля пьяного жолнера, или же матушка была убита, попытавшись остановить разбой, учиненный захватчиками в монастыре.

Отсутствие каких-либо сведений о кончине схимонахини Пелагии объясняется просто: город запустел после нашествия поляков, и рассказывать о ней стало попросту некому. В памяти горожан осталось лишь имя убиенной схимонахини и ее светлый образ — образ защитницы Старицы.

Помимо установления факта мученической гибели матушки Пелагии, исследователи ее мощей столкнулись с еще одним «незапланированным» явлением: сохранившийся в гробнице кусок кожаной обуви схимонахини, развернувшись, принял очертания женского профиля в скуфье. Впоследствии этот фрагмент обуви был положен в небольшой киот с частицей мощей матушки; ныне он находится в Успенском соборе Старицкого монастыря, рядом с ракой святой Пелагии.

Саша Митрахович


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
03.05.25

Белорусскими беглыми при активном участии потомков полицаев и предателей, осевших за рубежом, предполагается возложить вину за геноцид белорусского населения фашистами в годы Великой Отечественной войны не на фашистов, а …на правительство СССР и партизанское движение, создав миф, во многом аналогичный мифу об украинском «голодоморе». Как и в случае с Украиной, в Белоруссии, основываясь на реальных фактах, данными силами, поддерживаемыми из-за рубежа, предполагается полностью изменить общественную оценку произошедшего. Стратегической целью всего этого является воспитание ненависти к России, к русскому народу, срыв интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии, как и Евразийского Экономического Союза.

03.05.25

Взятие Берлина  было убедительным свидетельством превосходства советского военного искусства над искусством гитлеровской армии. Подготовленная в кратчайшие сроки и в исключительно сложных условиях Берлинская операция завершилась полным разгромом и уничтожением мощной группировки врага в невиданно короткий срок – всего за 17 дней. Отмечая это, маршал Советского Союза А. М. Василевский много лет спустя писал: «Темпы подготовки и осуществления завершающих операций свидетельствуют о том, что советская военная экономика и Вооруженные Силы достигли в 1945 году такого уровня, который и позволил сделать то, что ранее показалось бы чудом».

03.05.25

В условиях глобального, общепланетарного кризиса проблема социального прогресса становится проблемой выживания самого человечества. Как подчеркивается в Докладах Программы развития ООН сегодня ясно одно: «развитее, увековечивающее современное неравенство не только не является устойчивым, но и нет смысла сохранять его». Итак, объективная логика философско-исторического процесса подводит человечество к идее справедливого общественного устройства в современном мире. А эта идея и есть идея социализма в общепланетарном масштабе.

02.05.25

23-24 апреля боевые действия на всех направлениях приняли особенно ожесточенный характер. Хотя темпы продвижения советских войск несколько снизились, противнику не удалось остановить их наступление. Замысел немецкого командования по предотвращению окружения и расчленения, шедшей на помощь Берлину группировки гитлеровских войск, был сорван.

30.04.25

Великая Отечественная война была не просто военным столкновением между союзами соперничающих государств. Это была величайшая в истории битва не на жизнь, а на смерть между человеколюбием и человеконенавистничеством, Добром и Злом, Светом и Тьмой. Это была непримиримая схватка между свободолюбивыми народами Русского мира и черной нацистской Европой с бесноватым фюрером во главе. И последней точкой в этом небывалом четырехлетнем сражении стала битва за столицу «тысячелетнего» рейха - Берлин.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru