САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Памяти погибших в авиакатастрофе 25 декабря 2016 года

Памяти погибших в авиакатастрофе 25 декабря 2016 года

« Назад

Памяти погибших в авиакатастрофе 25 декабря 2016 года 26.12.2016 17:01

В начале XIX века известный русский военачальник Алексей Ермолов по-своему расставил акценты в соотношении понятий «талант» и «власть». Впечатление от первой встречи в Орле с Александром Пушкиным опальный генерал выразил формулой — «Какая власть высокого таланта!» Не власть силы, не пресс ее…

Власть высокого таланта — именно в этом секрет признания и всемирного успеха Академического Краснознаменного ансамбля, вместившего дело всей жизни отца и сына Александровых, Александра Васильевича и Бориса Александровича. Отсюда и тончайший каламбур послереволюционной эмиграции под впечатлением от выступлений армейского ансамбля песни и пляски в Париже 50-х и 60-х годов прошлого века: русским военным соловьям неведомо лишь одно — посвист соловьев-разбойников.
Нынешняя общественно-эстетическая аура вокруг «храма под красным знаменем», череда его недавних крупных юбилейных дат и нынешний вековой юбилей Б. А. Александрова помогают глубже понять «загадки военного ансамбля».

Однако полноты осмысления личностей Александра и Бориса Александровых в музыковедении и публицистике явно недостает. Чаще всего пишут так: обласканные властью, осыпанные наградами, сановные генералы-музыканты. А это был как раз продуманный ход властей предержащих — приспосабливать к своим государственным нуждам яркие одаренные личности. Но истинные таланты-самородки, какими были отец и сын Александровы, поднимались и в своем творчестве, и в жизни над всей грязью политики и быта. Они были подлинные «головщики».

Головщик — старинное слово, редко встречающееся в словарях. Это — ведущий певец, солист и руководитель русского церковного хора. Заводил начало песнопения, запев. Его облик — могучая стать, мощный голос (чаще бас), безупречный слух. Знаток знаменного пения по крюкам, обладатель всех тайн хорового пения. Именно такими были отец и сын Александровы по сути.

Род Александровых — глубинно российский. Истоки — Рязанщина, затерявшееся в лесостепи село Плахино. Мать и отец Александра (родился в 1883 году) — патриархальные крестьяне-хлебодобытчики, смиренно прислуживавшие в местной церкви. Зимой отец — на конном извозе в Петербурге. Известен и прицел: копил денежку, чтобы сына пристроить к хору мальчиков в Казанском соборе. И с десяти лет Александр учится в регентских классах Императорской Придворной певческой капеллы. С 1900 года — в Санкт-Петербургской консерватории. А с 1906 года — регентская служба в церкви (Бологое) и позже — в тверском Преображенском соборе. Высшее образование завершает лишь в 1913 году, в Московской консерватории.

Затем — самые трудные александровские годы — 1920-е… Сокрытая и вымаранная властью из биографий пора. Она, находившаяся под табу почти 80 лет, так и остается непознанной. Есть сведения: сам Патриарх Тихон благословил Александрова в регенты Синодального хора храма Христа Спасителя. Противоречивы данные и о службе в должности главного регента Русской Православной церкви.

С 1918 года — преподаватель, а с 1922-го — профессор Московской консерватории, Александр Александров впечатляюще заявляет о себе на исполнительско-хормейстерском поприще. Малоизвестная и нерасшифрованная деталь: в 1926–1930 гг. дирижерская палочка в Государственной хоровой капелле — в руках Александра Васильевича.

Или такое забытое и интригующее сведение: молодой профессор-дирижер с 1922 по 1928 год — на посту хормейстера Камерного театра Александра Таирова. За этим реформатором сценического искусства — приоритет идеи о синтетическом театре, в котором музыке отводилась не аккомпанирующе-заставочная, а смысловая роль. У Таирова в его драмтеатре был интересный хор. Значит, сотрудничество Таирова и Александрова было взаимопроникновением. Не таировские ли опыты подвигнули Александрова к многожанровому «хороводу в мундирах»? И случайно ли, что именно в 1928 году взялся таировский хормейстер за организацию необычного коллектива — военного музыкального ансамбля?..

В это время на музыкальное поприще вступил уже и сын. Борис родился сто лет назад, 4 августа 1905 года, в Бологом. Мать — красавица певчая Ксения Морозова, которую отец-регент приметил в церковном хоре. И Борис начинал исполатчиком в детском причте Синодального хора в храме Христа Спасителя. Исполатчик значит — восклицающий хвалу, славу. А потом был детский хор Большого театра. Там же — и благословение мальчику-альтисту от Федора Шаляпина.

25 декабря 2016 года Академический ансамбль Советской Армии им. Александрова ушёл в свой последний поход... в небо... Будем помнить!

Борис — тоже питомец Московской консерватории. Ученик Рейнгольда Глиэра, выпестованного ранее в этой же «аlma mater» учениками Н.Римского-Корсакова — А.Аренским и С.Танеевым. Период между 1930-ми годами и окончанием Отечественной войны — время творческих диспутов «отцов и детей» в семье Александровых. Борис то приходит в ансамбль, то находит себя в другой роли: в предвоенные годы автор знаменитой «Свадьбы в Малиновке», с 1942 по 1947 год — художественный руководитель Ансамбля советской песни Всесоюзного радио. С 1946 года, после кончины отца, Борис Александрович Александров — у пульта руководителя Краснознаменного ансамбля. Первооткрыватель-отец стоял во главе своего детища 18 лет, сын-последователь более сорока. Значит, вместе почти 60 лет созидания новой идеи. Что в итоге? Какой след оставили Александровы в отечественной культуре?

Главное, что в нашей стране впервые в мировой практике учрежден уникальный жанр искусства — военный ансамбль, раскрывающий на языке ХХ столетия устоявшуюся традицию российского хоровода.

Идея ансамбля вобрала единство вековых певческих, танцевальных, игровых молодецких привязанностей народа. Не в смешанном, а в четырехголосном мужском хоре сконцентрировались навыки русского народного пения, обычаи военной музыки, опыта мирового классического хороведения и отечественной традиции православного певческого искусства. Так обеспечивался широчайший диапазон выразительных средств единого, но многовариантного хора.

Комплектуя оркестр, Александр Васильевич отказался от смычковых, соединив мощный военный духовой оркестр с мягким русским старинным оркестром — с балалайками и баянами. В итоге получилась органичная слитность академизма классического музицирования, поступь мощи военной музыки с теплотой фольклорной колористики. Танцевальная группа ансамбля стремилась добиться синтеза балета и народной пляски.

Композитор Арам Хачатурян писал, что «ансамбль — лучший из первопроходцев, проложивших новые пути в развитии отечественного музыкального искусства». Закономерно, что и в XXI веке рядом с мировыми брэндами: «Большой театр», «Моисеев-Балет», «Мариинский театр» значится «The Alexandrov Red Army Chorus». Не случайно оценка выступлений ансамбля в США: «Во всем американском искусстве нет настоящего эквивалента тому, что предлагает Ансамбль Советской Армии. Дома, в русской музыкальной культуре, ансамбль пользуется заслуженным признанием как национальное сокровище».

Отец и сын Александровы оставили России символы-феномены, обладающие непреходящей энергетикой. И среди них песенный обелиск Александра Александрова, вбирающий нетленный вокальный триптих.
«По долинам и по взгорьям» — видел и слышал, как ее пели испанские баски, партизаны Лаоса в джунглях, почтенные сеньоры в Сан-Марино и т.д.

«Несокрушимую и легендарную» пытались отлучить от сегодняшнего времени. Ничего не получилось: гремит «Несокрушимая и легендарная» на парадах еще не до конца разваленной демократической Российской армии. Фанаты ЦСКА почитают ее как свой гимн. Магически воздействует сочетание слов «Несокрушимая и легендарная» и высекающей искры чувств мелодии с отчетливой поступью мощи.

О «Священной войне» — музыкальной эмблеме Великой Отечественной войны — написаны тома. Знатоки вычислили: в канву звукоряда этой непостижимой песни-плаката автором вплетены отзвуки известного вальсочка, «цыганочки» и «лезгинки» и даже старинного кельтского марша. Когда мы сегодня внимаем «Священной войне», воочию ощущаем жесткость нашествия темной силы. Прием, предельно гениально раскрывающий тему того же нашествия в 7-й (Ленинградской) симфонии великого Дмитрия Шостаковича.

В год 60-летия Победы уместно привести еще один художественно-нравственный аргумент. 22 июня 2001 года Большой зал Консерватории… Свой концерт, приуроченный к 60-летию начала Великой Отечественной войны Большой симфонический оркестр им. Чайковского начинает со «Священной войны». Дирижер Владимир Федосеев показал эхо далекой войны не как песню, а как эпическое полотно, созданное объединенными усилиями авторов песни-набата, исполнителей — дирижера, оркестра и хора Академии хорового искусства. И «Священная война» прозвучала как высокая классика.

А страсти вокруг главной песни России — ее гимна? Ныне они почти улеглись. Самое очевидное: музыку А.Александрова обвиняли, оперируя цитатами… из текстов С.Михалкова. Уместно привести емкую формулу автора: «Мне хотелось (в гимне) соединить жанры победного марша, чеканной народной песни, широкого эпического русского былинного распева». Ни один из этих краеугольных камней диспутантами и ругателями из кладки гимна не вынут.

Первый набросок мелодии восходит еще к 1929 году, а последняя редакция — к победному 1945 году, т.е. за год до кончины автора. Постижение смысла понятий Родина, Держава, Отчизна пришло с детства, из мест, воспетых Есениным. Раздолье, перехваты полей с перелесками, тихие рощи и говорливые речушки. И кругом — песни, припевки, раззадоры. С малолетства композитор впитывал русский дух, общинный патриархально-православный уклад, нравы строгого крестьянского быта.

И конечно, счастливое поступление в Придворную певческую капеллу стало органичной подпиткой рязанской закалки. Символично: будущий автор теперешнего гимна попал именно в то заведение, в котором ране директорствовал и А.Ф.Львов — автор первого российского гимна «Боже, царя храни».

В огранке мировоззрения и дарования юного Александрова основополагающая роль за последним великим из «Могучей кучки» — Н.А.Римским-Корсаковым. По его программе рязанский самородок входил в мир музыки. Влияние мэтра на замеченного им юношу конкретно. Это и личное благословение на переход Александра из капеллы в столичную консерваторию. Это и тонкий ход: приняв вступительный экзамен, автор «Садко» и «Китежа» определил Александра в классы своих учеников — Александра Глазунова и Анатолия Лядова.

Самоутверждение А.Александрова — композитора, дирижера, хормейстера проходило далее в ауре А.Аренского, С.Танеева, М.Ипполитова-Иванова, Н.Голованова, испытавших определяющее личное влияние также Н.Римского-Корсакова. Его школа, методология, опыт стали основой александровского кредо державного служения в новых, крайне драматических условиях 1914–1917 годов. Приметна тут симфоническая поэма «Смерть и жизнь» (1916). Рассказывают, на рабочем столе А.В.Александрова всегда оставался талисман — партитура его великого наставника, сотворившего в «Снегурочке» глубоко русский гимн-величание «Свет и сила, Бог Ярило».

И всю жизнь — перекличка с учителем гимническими аранжировками русских народных песен: «Ты взойди, солнце красное», «Вниз по матушке, по Волге», «Ах ты, степь широкая», «Ой, да ты калинушка» и, конечно, «Не шуми, мати — зеленая дубравушка». Последняя примечена еще Пушкиным в «Дубровском», когда в стане бунтарей караульщик «…сел на пушку верхом и запел во все горло меланхолическую старую песню: “Не шуми, мати зеленая дубровушка, / Не мешай мне, молодцу, думати”».

Чтобы ощутить связь времен и почувствовать перекличку художников, надо, прочитав томик Пушкина, послушать пластинки с довоенными записями ансамбля под управлением Александрова-старшего. Этот архаичный еще в пушкинское время былинно-протяжный горестный мотив александровский дар аранжировщика огранил, привнеся в плач-причеть дух извечной русской думы о лучшей доле, дух народной православной мольбы-гимна.

Остается пока «в тени» вклад ансамбля под руководством А. и Б. Александровых в оригинальное исполнение хоровой классики. Считаются непревзойденными в их интерпретации мужские хоры из творений М.Мусоргского («Борис Годунов» — «Ой, ты сила» и «Расходилась, разгулялась», «Хованщина» — «Гой вы, люди ратные»), А.Рубинштейна («Демон» — «Ноченька»), Ш.Гуно («Фауст», хор солдат), К.Вебера («Вольный стрелок», хор охотников). Вершина хоровых постижений — «Грёзы» Р.Шумана, «Песня без слов» Ф.Мендельсона, наши — «Вечерний звон», «Однозвучно гремит колокольчик», «Ах ты, душечка». Но большинство — на полках фонотек.

Если бы сейчас неоценимое наше наследие — записи классики и русских народных песен хора А.Александрова конца 1930-х — начала 1940-х годов — отыскать, собрать и перенести на современные цифровые носители, это была бы несомненная музыкальная сенсация.

Вспомним премьеру ансамбля на мировой сцене, в 1937 году, на Всемирной выставке в Париже… Сразу — Гран-при. Все континенты, кроме Австралии и Антарктиды, восторженно приветствовали «русский песенный батальон». Приметой времени стали целевые тематические выступления на родине, от Мурманска до Владивостока. В 1941–1945 годах ансамбль был среди защитников Родины и совершил на фронтах Великой Отечественной свыше 1500 выступлений. Именно Александровский ансамбль в дни начала войны обратился к народу со своей заградительной песней-набатом. И не случайно «Священной войне» в год 60-летия Победы на площади Белорусского вокзала установлен памятный знак.

И когда время распорядилось снять с ансамбля обмундирование советской поры, патриотическая сущность и эстетический стержень ансамбля остались непоколебленными. Опять форма оказалась подчиненной содержанию. Сказалась и приверженность ансамбля классическому и фольклорному началам, российским эстетическим и исполнительским традициям.

Но есть и о чем задуматься тем, кто отвечает за судьбу великого ансамбля. Упование лишь на «золотой фонд», добытый за 75 лет творчества, может обернуться, в конце концов, «багажом прошлого». Без перемен ансамблю не обойтись. Опыт и авторитет Александра и Бориса Александровых взывают к решению проблемы первостепенной важности, к новому взгляду на систему художественного руководства.

Совершенно очевидна необходимость подлинного реформирования всего дела военных ансамблей в нашей армии. Перебор в их численности сыграл негативную роль, повлиявшую прежде всего на качество. За счет не раз продуманного сокращения числа ансамблей появятся возможности кадрового обновления и усиления головного — Александровского коллектива. «Множительный подход» подточил остов александровской идеи о военном ансамбле, как «штучном явлении». «Моисеев-балет», «Березка», «Кубанский хор» сохранили свою самобытность, не допустив суррогатных двойников, спутников и т.д.

Хор александровского ансамбля вопиет о переменах и обновлении, доведении его до кондиций, достигнутых в пору Александра Васильевича. Недавно созданная Военная консерватория, имея ясную позицию в отношении военных оркестров, остается пока в стороне от «болевых зон» военных ансамблей.

… Вспоминаю, как о проблемах культуры, песенного искусства, о жизни и творчестве в моем присутствии говорили два великих деятеля отечественной культуры конца ХХ века — генерал-композитор Борис Александров и академик-гуманист Дмитрий Лихачев.

Дело было так. К 1987 году полномочиями заместителя у генерала Б. Александрова в Краснознаменном ансамбле завершилась моя 30-летняя служба в Советской Армии. И началась работа под руководством академика Д. Лихачева — я был назначен на должность ответственного секретаря Президиума, помощника Председателя Советского фонда культуры. И вскоре узнал, что эти два великих человека очень хотели бы познакомиться. 7 ноября 1988 года у меня дома за праздничным столом Дмитрий Сергеевич с супругой Зинаидой Александровной и чета Александровых — Борис Александрович и Ольга Михайловна — были представлены друг другу. За обедом и в креслах — неспешная, уважительная друг к другу, открытая и откровенная беседа главного идеалиста встрепенувшейся уже в перестроечной суете страны и дирижера-профессора-композитора, но в генеральских погонах. Оба — Герои Социалистического Труда, оба — православные христиане и на обоих — 165 лет, разделенных поровну, —ровесники.

Бориса Александровича интересовал соловецкий период жизни Лихачева. Коснулись затем «Слова о полку Игореве». И опыта сотрудничества Б. Александрова с К.Сергеевым и Н.Дудинской в ходе постановки в Ленинграде его балета «Левша». Впервые довелось мне услышать, как «Свадьба в Малиновке» вдохновила Б. Александрова и на идею первого народного мюзикла по пушкинской «Капитанской дочке». Помешало срочное задание из Кремля — очередная заказная оратория. Дмитрий Сергеевич был удивлен, как простая рязанская попевка старанием Александра Васильевича была доведена до «Калинки» — жемчужины репертуара ансамбля.

Собеседники не ушли от острых и неудобных вопросов. Конечно, говорили о пути Александра Васильевича из регентов в генералы. Трактовка сына выглядела примерно так: к исходу 1920-х годов было ясно — Сталина заинтересовала фигура А.Александрова; затем поступило предложение возглавить то, что было прообразом ансамбля. Александр Александров сделал вывод-поступок: против диктата выдвинуть духовно-нравственный противовес; власти силы — иносказательно власть искусства, власть таланта; добиться, чтобы и в тех условиях ансамбль олицетворял все лучшее, что присуще русскому народу.

Дмитрий Сергеевич спросил — а остались ли духовные, церковные сочинения отца, регента Русской Православной церкви? Генерал ответил утвердительно, показал два документа. Первый — копия метрики о рождении Владимира — брата Бориса. И нотный сборник. Только через шесть лет мне довелось держать в руках оригиналы тех документов.

В свидетельстве Тверского окружного отдела ЗАГС за № 2203 от 16 октября 1919 года подтверждалось, что «…в 1-й части метрической книги Тверского Преображенского Кафедрального собора за 1910 год, под номером 4 значится следующая запись: Июля 13 родился, 20 — крещен Владимир; родители его: Регент Тверского Архиерейского Хора Александр Васильевич Александров и законная жена его Ксения Павлова, оба православного вероисповедания»… Впервые «секретный» документ, свидетельствующий об отношениях А.В.Александрова с РПЦ, генерал показал академику Д.С.Лихачеву. А сборник духовных сочинений А.В.Александрова был вручен мне в качестве дара Борисом Александровичем позже, уже незадолго до кончины маэстро в 1994 году. В нем — четыре партитуры молитвенных песнопений: «Отче наш», «Хвалите имя Господне», «Благослови душе моя Господа», «Блажен муж».

Встреча с академиком Д.С.Лихачевым глубоко взволновала генерала. Он мне потом сделал такое признание: «Дмитрий Сергеевич, его дух, его мысли — это то, чего жаждет Россия. Ее возрождение — в идеях Лихачева тоже». И поступок генерала: вскоре он передал в руки Д.С.Лихачева и Р.М.Горбачевой студенческую картину великого И.Репина, считавшуюся бесследно исчезнувшей. После кончины генерала Дмитрий Сергеевич писал мне: очень опечален смертью Бориса Александровича, страна потеряла верного сына, творца-искателя.

В 1989 году Краснознаменный ансамбль осуществил крупный двухмесячный тур по США. Уже — без Б. А.Александрова, ушедшего на пенсию. Но с приветствием-обращением к общественности США Председателя Советского фонда культуры академика Д.С.Лихачева. Документ был распространен усилиями ЮСИА: «В вашей стране впервые проводятся концерты широко известного во всем мире Академического ансамбля Советской Армии имени А.Александрова. Сотрудничество, добрые отношения между народами СССР и США естественны, необходимы и полезны. Лучшее этому подтверждение — приезд в США с прекрасной культурной миссией нашего ведущего творческого коллектива, который выступит с оригинальной интерпретацией классического наследия, народного творчества и современного искусства».

Именно качествами, указанными академиком Д.С.Лихачевым в заключение этого документа, и определяется и в наши дни общественно-духовный интерес к творчеству Академического ансамбля Советской Армии им. Александрова.

nasledie-rus.ru


Комментарии


2016-12-28 13:18:35 Елена Опидович № 1676004
Скорбим вместе с родными, близкими, друзьями, коллегами, всем российским народом, российскими соотечественниками из всех стран мира. Светлая, вечная память погибшим.

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru