САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Всеволод Шимов: «Змагары» и «ябатьки» в Белоруссии.

Всеволод Шимов: «Змагары» и «ябатьки» в Белоруссии.

« Назад

Всеволод Шимов: «Змагары» и «ябатьки» в Белоруссии. 31.08.2022 00:00

В определенных обстоятельствах региональные и этноконфессиональные различия в Белоруссии могут быть актуализированы

В постсоветский период многие бывшие республики СССР столкнулись с проблемой внутренних региональных противоречий, когда выяснилось, что в различных регионах этих республик преобладают разные политические и идеологические предпочтения, а иные порой и вовсе не хотят жить в составе одного государства. Самым ярким примером такой регионально расколотой постсоветской республики стала Украина. Региональные расколы пережили Молдавия и Грузия. Недавние волнения в Каракалпакии и Горном Бадахшане показали, что не все благополучно с внутренним единством в Узбекистане и Таджикистане.

На этом фоне Белоруссия выглядит как целостное общество, не испытывающее острых внутренних противоречий. Однако события августа 2020 года показали, что не всё так: и внутри Белоруссии тоже хватает линий напряжения, которые при определенных обстоятельствах способны спровоцировать гражданский конфликт.

Запад – Восток

Белоруссию часто сравнивают с Украиной, где чётко выражено региональное разделение по линии Запад – Восток. Западные и восточные области Украины в прямом смысле слова говорят на разных языках, имеют разный социально-экономический уклад. Это различие всегда имело и политическое измерение, когда на любых выборах юго-восточные регионы устойчиво противопоставлялись западным и центральным.

В Белоруссии такого регионального напряжения, как на Украине, на первый взгляд нет. Во-первых, здесь отсутствует разделение на русско- и белорусскоязычные регионы. В отличие от Украины, где на базе малороссийских говоров удалось создать отдельный язык, который прижился в качестве средства общения на значительной части территории, белорусский язык остался сугубо интеллигентским, а белорусские сельские говоры практически повсеместно были вытеснены русским языком, имеющим в Белоруссии незначительные диалектные особенности. Поэтому языковое противостояние регионов, подобное украинскому, в Белоруссии невозможно. Языковая проблема в Белоруссии тоже существует, но носит общенациональный, а не региональный характер.

В то же время говорить, что различий между западными и восточными регионами Белоруссии нет, было бы неправильным.

В конфессиональном отношении особенностью Белоруссии является достаточно большая доля католиков, которые проживают в основном на северо-западе республики. Многие из них считают себя поляками. Так, в Гродненской области поляки составляют вторую по численности национальную группу.

В политическом плане эта особенность пока никак себя не проявляет. Единственный случай, когда северо-западные регионы с высокой долей католического населения напомнили о себе, имел место во время первых президентских выборов в 1994 году. Тогда в этих областях была отмечена наиболее высокая поддержка националистических кандидатов – Зенона Позняка и Станислава Шушкевича. Однако «белорусской Галицией» эта область так и не стала во многом потому, что это аграрный регион со стареющим и пассивным населением, не имеющий крупных городских центров, подобных Львову.

Однако наличие высокой доли поляков в западных областях Белоруссии может иметь последствия. Белорусские поляки в быту практически не говорят на польском и вообще мало отличаются от своих соседей-белорусов. Тем не менее факт польской идентичности делает их объектом повышенного внимания со стороны Польши.

Белоруссия – лидер по числу выданных карт поляка (чуть менее 150 тысяч). Помимо этого, Польша активно работает с белорусскими поляками и при желании может попробовать использовать их в качестве своей пятой колонны.

Помимо этноконфессиональных, между западом и востоком Белоруссии есть определенные различия социально-экономического плана. Западные областные центры, Гродно и Брест, расположены на границе с Польшей, здесь очень развит трансграничный бизнес, обеспечивающий относительно более высокий уровень жизни и большую ориентированность населения на связи с Евросоюзом. На востоке республики, напротив, сконцентрирован основной массив депрессивных промышленных предприятий, а местное население охотнее ездит на заработки в Россию. Это создает предпосылки не только для различий в геополитических ориентациях у жителей западных и восточных регионов, но и может сформировать у населения западных областей определенный комплекс превосходства.

Однако в целом все эти тенденции пока носят латентный характер. Белоруссия – централизованное государство с жесткой вертикалью власти и концентрацией более 20% населения в столице. Здесь отсутствуют сильные региональные группировки, как на Украине, которые могли бы использовать региональные различия в политической игре.

«Змагары» и «ябатьки»

События 2020 г. выявили в Белоруссии еще два конфликтующих лагеря – «змагаров» и «ябатек».

«Змагарами» (т. е. борцами, хотя более уместно здесь пренебрежительное словечко «борцун») обычно называют последователей белорусского этнического национализма и сторонников «европейского выбора». «Змагары» традиционно воспринимаются как оппозиция Александру Лукашенко, хотя в 2014-2020 гг. между ними и властью было достаточно тесное взаимодействие, а в информационно-идеологическом плане они даже имели преобладание.

«Ябатьками» с 2020 г. называют активных сторонников А. Лукашенко. Смысл деятельности «ябатек» сводится к поддержке и выражению лояльности белорусскому президенту, однако внятной программы за пределами этой узкой повестки они не имеют.

Политический кризис 2020 г. расколол белорусское общество по поводу отношения к белорусскому лидеру, при этом недовольные А. Лукашенко в итоге консолидировались под националистическими знаменами.

Каково соотношение «змагаров» и «ябатек», сказать сложно. По данным социологических исследований, проведенных британским Chatham House, доля активных сторонников и противников А. Лукашенко составляет примерно по 15-20%, остальные занимают выжидательную позицию.

Само это разделение не имеет внятной этнической, конфессиональной или региональной привязки, и это также говорит о том, что оно не играет в Белоруссии определяющей роли.

Однако это не значит, что такая ситуация будет сохраняться впредь. Региональные и этноконфессиональные различия в Белоруссии существуют, и те или иные силы при определенных обстоятельствах могут их актуализировать.

Фонд стратегической культуры


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru