САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Из первых уст \ Михаил Кушнир: «Загнанных лошадей пристреливают»?

Михаил Кушнир: «Загнанных лошадей пристреливают»?

« Назад

23.07.2018 19:31

Когда человек не в состоянии осознать проблему, у него нарастает поток разных неприятностей. Когда общество уклоняется от осознания проблемы, поток неприятностей нарастает у всего общества, включая осознающих, но неспособных докричаться до остальных.    

Долгое время я с недоумением слушал истории про стрельбу в американских школах. В наших школах ничего подобного представить себе было нельзя. Почему? Американцы тупые/дикие или мы слишком тонкие/одухотворенные? Что изменилось сейчас? Почему стрельба/резня стали для нас тоже привычными? Есть ли другие негативные проявления, чтобы включить их в эту грустную рефлексию?

К сожалению, поток негативных проявлений можно продолжать: сексуальные скандалы любой направленности вплоть до самых элитарных школ, уголовные нравы в школьной среде, вымогательство денег у родителей, рабская зависимость учителя от директора и директора от органов власти, вбросы на выборах руками учителей, политическая пропаганда и антипропаганда в школе, слежка за учениками, учителями, директорами в соцсетях с последующими ханжескими противоправными последствиями, взаимная массовая неприязнь между всеми участниками образовательного процесса, прежде всего между учителями и родителями...

Можно, конечно, упрямо утверждать, как в песне из старого советского сериала: «Просто, кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет…» Но массовость и широта негативных проявлений заставляют отнестись к такой попытке так же иронично, как мы относились к этой песне. Карма лупит уже по голове, призывая вынуть беруши из ушей, снять шоры с глаз, прищепку с носа и перчатки с рук: школа перестала удовлетворять потребности общества настолько, что ее сносят в меру сил, эмоций и культуры.

Удерживает школу как общественный институт только два фактора:

– сила инерции;

– отсутствие альтернативы.

Анализировать инерцию можно долго по каждому из субъектов. Единственный субъект, который вне инерции, – это дети. Они будут жить так, как их заставят взрослые (пока в состоянии заставлять и в рамках энергии удержания). При этом дети будут себя вести так или иначе, в зависимости от соответствия их потребностей созданным условиям: адекватные условия они будут удовлетворенно впитывать, неадекватные – безжалостно сносить. Причем, и то, и другое они будут делать неосознанно. Это мы, взрослые, должны рефлексировать и осмысленно строить условия, чтобы понимать причины довольного впитывания и недовольного сопротивления.

Первые признаки сопротивления школе – народный образ Марьванны и слово «училка». Вроде, невинный стеб, но всенародно подхваченный на фоне публичных сентенций про «Учителя с большой буквы».

Хорошо помню изучение общественного мнения в 70-е годы 20-го века, когда более 70% родителей при оценке ценностей школы на первое место поставили возможность спокойно уйти на работу. И это в советское время, когда мы самостоятельно мотались во дворе с эпизодическими набегами то одних, то других родителей. Особо отмечу – без сотовых телефонов! Тогда и проводной не в каждой квартире был.

Мы можем сколько угодно спорить о ценностях образования и смысле этого слова, но и сегодня социальная функция школы является главным фактором в выборе родителя. У разных родителей разные требования к школе как «камере хранения», но сама функция важна всем. Смещение внимания учителя на образовательные ценности уже создает разрыв в ценностной картине с родителями. Избегающий ограничений и требований по безопасности ученик помогает учителю смещать ценностный баланс от задач сохранности. Совсем далеко уклониться от них мешает директор, который отвечает за все, но прежде всего за безопасность.

В то же время, ценности ученика крайне редко лежат в плоскости «образования» в понимании учителя и школы. Чем дальше жизнь уходит от стандартных требований к подготовке работника, тем дальше от потребностей ученика школа в индустриальной модели образовательного конвейера, тем меньше общность целей традиционного учителя и современного ученика.

Формальные требования к подготовке выпускника любого уровня образования не отвечают потребностям бизнеса, поэтому традиционные экзамены стали устаревшей формальностью, которую нужно пройти любой ценой с минимальными потерями и максимальным баллом. ФГОС важен только в патетических заклинаниях официальных лиц и зарабатывающих на этой риторике тренеров. Главный ориентир – госэкзамены и зачетные олимпиады. Именно поэтому вокруг них возник ажиотаж с махинациями и последующими экстраординарными мерами по их пресечению. Преодоление любых мер – дело времени. Уже сейчас появилось сомнение в их надежности. Если сегодня ложное – завтра будет достоверное, потому что любые правила соблюдаются, когда они нужны.

Но отказ от ЕГЭ в пользу прошлых правил – бред сумасшедшего. И таких сумасшедших, к сожалению, много…

Мы стараемся из последних сил, несмотря ни на что, поддерживать старый институт школы, хотя ценности всех ее участников полностью рассогласованы. Условная стабильность (закрывая глаза на негатив, с которого мы начали) живет за счет силовых удержаний и подпорок при отсутствии готовности подавляющей массы общества что-то менять. Ничтожная часть пассионарной части общества строит альтернативные модели обучения, причем заметная часть из них слабо отличается по логике от традиционной школы – там большее внимание уделяется эмоциональному климату. Тоже неплохо, но ключевых проблем школы не решает.

Новый образовательный проект в новых цифровых приоритетах – «Цифровая школа» – рискует свалиться в экстенсивную практику, тянущуюся с начала информатизации 1985 года: наполнять школу цифровыми гаджетами и технологиями без изменения логики построения образовательного процесса – «обматывать школу проводами». Признаки такого подхода обнаруживаются во многих документах как прошлого министерства, так и в устных комментариях министра нового. Те же уши выглядывают и из планов распространить на всю Россию проекты типа московской электронной школы, которая пока и с Москвой не может технологически управиться.

Да, даже если бы могла: сама идея того же индустриального подхода «все как один» противоречит современной логике цифрового развития. Главное преимущество цифровых технологий – уникальные логистические возможности. Самый наглядный пример в такси – «уберизация»: исключение посредника между заказчиком и исполнителем. Аналогичным системным прорывом цифровой школы могла бы быть цифровая логистика знаний: возможность строить в цифровой среде свою собственную образовательную программу в произвольном сочетании очных и дистанционных форм, в том числе полностью дистанционно.

Но это новое понимание целей системы образования, которое впервые появилось в официальной риторике только 1 марта 2018 года в обращении президента. Это обнадеживает, хотя мы все понимаем неповоротливую инертность и системы образования, и всей страны...

В новой модели образования, которая неизбежно появится (вопрос только в том, когда), обязаны быть согласованными цели и ценности всех участников образовательного процесса. Тогда исчезнет потребность в избыточном регулировании, бюрократии, жестких ограничениях и тестовых испытаниях в режиме спецопераций. В нормальном согласованном по целям и ценностям процессе правила нужны всем и в их соблюдении заинтересованы все – и тогда исчезает потребность в спецназе на экзамене.

Поэтому настоятельно призываю задуматься всех о реальных своих целях, чтобы не оказаться загнанным в погоне за ложной целью и, не дай бог, попавшим под неадекватную реакцию других, тоже загнанных по ложным целям.

ug.ru



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru