САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Из первых уст \ Александр Пестряков:Мораль и наша современность

Александр Пестряков:Мораль и наша современность

« Назад

22.03.2016 17:52

Александр Пестряков:Мораль и наша современность

Мораль (напомню: понятие  о ней введено Цицероном, 106- 43 г.г. до н.э.) -это сложившиеся представления  в обществе о хорошем  и плохом, о правильном и неправильном, о добре и зле, а также о совокупности  норм поведения, вытекающих из этих представлений (Википедия).

В повседневном смысле термин  «мораль»  воспитанными, культурными  людьми стал восприниматься как показатель негласных норм поведения («Кодекс  поведения», «Моральный кодекс», «Кодекс чести») и общественных нравов,  способствующих/служащих  налаживанию  нормального человеческого сотрудничества, а также  равноправного/ равноуважительного общения.

Обратите внимание, что мораль в течение длительной эволюции цивилизации приучала сдерживать ЭГОИСТИЧЕСКИЙ (неумеренный) ИНДИВИДУАЛИЗМ (личную гордыню), разрушительно действующий на единство в племени, …, коллективе и в гражданском обществе. Иными словами: общество (государство) постепенно  осознало взаимополезность  и необходимость различных, добрососедских связей между  его членами (гражданами) и, таким образом обеспечивало самосохранение условий своего выживания.

Казалось бы нормы морали должны распространяться на всех и всеми соблюдаться, однако,  с  изложенными выше идеалистическими рассуждениями всё меньше считаются. И всё чаще восклицают: «О времена! О нравы!», а не «Не только для себя, но и для других». (Кстати сказать, это тоже слова Цицерона. А в советское время они интерпретировались  в : «Сначала думай     о Родине, потом о себе»). Вот почему в нынешней реальности приходится отмечать (мириться с этим?), что понятие морали  в нашем обществе не стало ОБЪЕДИНЯЮЩИМ наших граждан, а как бы служит  обоснованием  градаций, каст и других различий по социальным уровням и группам.

Например:  у богатых – она одна, а  для бедных другая. Мораль у  начальников и чиновников, не редко не совпадает с  моралью подчинённых и рядовых, по занимаемому положению, граждан.

Такой прецедент почти узаконен. Хуже того: он перенят от «вертикали»   и расползается по «горизонтали». У городских (особенно не давно переехавших из села) мораль отличается от  морали сельских жителей («колхозников»), также как у образованных – и малообразованных, пожилых –и  молодых. Можно продолжать череду противопоставлений:  продавцов и покупателей, врачей  и пациентов и т.д.

Но, во всех случаях проявляется один принцип: «У сильного всегда бес-сильный виноват!» и  слабый всегда не прав (У него на подсознательном уровне должно это отложится!). Почему же  внедряется такой «негласный закон» вопреки общих интересов общества, который  ещё в далёкие времена,  2 (две!) тысячи лет назад  люди осознавали, создавали и отстаивали?

Предлагаю не считать этот вопрос  не актуальным (не существенным, риторическим). Ведь, вряд ли кто будет отрицать, что разлад  на этой почве  в украинском обществе привёл сначала к Майдану, а затем к гражданской войне.

Мы, белорусы ведь такого себе не желают! Значит, согласие в обществе для общей пользы надо создавать, налаживать и укреплять?! А не игнорировать его.

Многим белорусам приходилось бывать на личных приёмах у различных  чиновников. Какие впечатления после этого?Наши граждане высказывают следующие  мнения:

-Большинство чиновников сначала стремятся выказать  благожелательность. Но, когда терпение заканчивается, то открыто демонстрируют, что это   Вы к нему пришли. А он (в кабинете, в жизни, …) непревзойдённый, всёведающий, главный, … . И в итоге: посетитель от проявленного  высокомерия, бессер-дечности испытывает унижение, оскорбление (а в целом обиду на Власть!).

-В присутствии  надменных начальников наши граждане чувствуют себя порой как кролики перед удавом. Три минуты позволено говорить, а  затем полчаса слушать  пространные (как правило бесполезные) «нотации».

-Только посетитель пожелает возразить, в ответ: «Нельзя!». Только, почти дрожащим голосом, возразит! Услышит категорический ответ: «Запрещено!».   А если … (прозвучит вопрос от безысходности)? В ответ громовой рык: «Накажем!», «Оштрафуем!», «Лишим!», «Отберём!», «Посадим!».

-Ответы на обращения в высокие инстанции, присылаются вовремя но, они, как правило, не по существу. И обязательно заканчиваются шаблонной фразой: «В случае не согласия с ответом имеете право обжаловать его в суде».

Спрашивается: «Зачем и почему демонстрируется такое бездушие, вроде бы грамотными людьми, поставленными  государством на ответственные руководящие должности)?

Ведь такими действиями (может быть их признать преступными?) в нашем обществе уменьшается («убивается») количество социально инициативных (пробивающих стену бюрократизма, общественно мыслящих и творчески устремлённых) граждан. Разве в целом мы, все выиграем от снижения  и так их небольшого процента в социуме? (Принято считать, что в любом обществе их около 15%. И, что именно благодаря их активности и вклада продвигаемся по пути прогресса).

Приведу пару рассказанных мне примеров.

1. У гр. «N» после строительства дома остался стройматериал (2х-3х метровые обрезки) и он изготовил  из них будку своим односельчанам для укрытия от дождя и ветра в ожидании транспорта. Сделал её не только по установленным стандартам, но и на санях. Пришёл он в райисполком  для согласования установки места. А услышал: «Ни в коем случае. А вдруг она развалится и убьёт кого! Срочно убрать! Разобрать!». (А гражданин  дом построил, который не развалился). А на будку  даже посмотреть не пожелали.

2. Гр. «М» в ответ на развернувшуюся в СМИ дискуссию о состоянии нашего среднего образования  обратился в районный отдел образования не     с жалобой на кого то, а со своими предложениями, которые на его взгляд, могли бы способствовать совершенствованию  методов в этой сфере. Однако, первым делом его «озадачили» вопросами: «А кто Вы такой? Есть ли у Вас педагогическое образование? (И  эдак с ехидцей: «Сапожник должен заниматься сапогами, … .»). А зачем это Вам надо? Вот Вы предлагаете создать в районе Общественный Совет из педагогов и родителей? А мы, руководители, считаем это не нужным. Значит, так  оно и будет!».

Когда то на подобную тему А. П. Чехов написал рассказ «Человек в футляре». А  давайте вспомним схожий, более короткий, современный вариант:  «Приходят спортсмены к директору бассейна и просят: «Заполните, пожалуйста, его водой».  А он им отвечает: «Тренируйтесь пока так! А то ещё вдруг утонете! Отвечай потом за Вас!».

Так неужели и дальше будем жить каждый своими интересами:  Чиновники «витать в облаках, а сверчки знать свои шестки»? И таким образом для всего гражданского общество демонстрировать примеры на показ? 

14.03.16                                              Пестряков А.В.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru