САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Из первых уст \ Государство, Церковь и общество должны прилагать усилия к сохранению семейных ценностей.

Государство, Церковь и общество должны прилагать усилия к сохранению семейных ценностей.

« Назад

19.09.2022 00:00

В своем выступлении на анонсировании в Национальном пресс-центре предстоящего «Славянского форума семей», который пройдет в конце сентября в Минске, Митрополит Минский и Заславский Вениамин, патриарший экзарх всея Беларуси обозначил позицию Церкви по проблеме сохранения традиционных семейных ценностей в современном обществе. 

«23 сентября текущего года в Минске состоится «Славянский форум семьи», который призван объединить усилия государства, Церкви и общества по сохранению, укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей, ориентированных на крепкую семью, рождение детей, преемственность поколений, воспитанных в любви к Богу и земному Отечеству. В современных условиях проведение подобного форума приобретает особую значимость. Общепризнанно, что мы живем в непростое время: в эпоху кризисов экономических, социальных, политических, духовных; и один из самых острых - это кризис семьи. У этого кризиса много причин самого разного характера, но, анализируя их, невозможно не признать, что важнейшим является именно искажение ценностных ориентиров, принятых в обществе. 

Например, материальное положение, несомненно, может повлиять на решение молодой семьи отказаться на долгое время от рождения ребенка. Но, с другой стороны, мы видим, что именно благополучные страны часто сталкиваются с демографическим кризисом. К сожалению, в современном мире к семье, браку порой мы наблюдаем отношение, как к чему-то устаревшему, необязательному. Люди юного возраста часто придерживаются ложного представления о том, что семья способна помешать реализации человека как личности, профессионального специалиста и члена общества. Поэтому многие откладывают создание семьи до определенного периода жизни, когда это бывает сделать уже гораздо сложнее.

В то же время недавние исследования показывают, что люди по всему миру начинают осознавать, что подобное отношение к семье приводит к глубокому кризису не только в духовно-нравственной сфере; совершенно  очевидно, что общество, в котором эгоистические ценности преобладают над семейными, а дети воспринимаются, как обуза, с неизбежностью встретится с тяжелыми социально-экономическими проблемами. 

Еще одним доводом против вступления в брак является мнение о том, что семейная жизнь накладывает дополнительные непростые обязательства. Однако такой взгляд – очевидный признак того, что человек до сих пор не повзрослел. Взрослый человек постоянно принимает на себя обязательства, несет ответственность не только за себя, но и за других людей. И семья здесь не исключение. При правильно построенных семейных отношениях, основанных на евангельском законе любви, семья становится источником вдохновения, поощряя человека к свершениям на творческом, на профессиональном и на многих других добрых поприщах. И не единожды приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда люди, которые действительно достигли по человеческим меркам много в обществе, свидетельствовали, что это благодаря тому, что имеют добрую семейную обстановку; возвращаясь с работы, с больших трудов, переживаний, дома могут спокойно отдохнуть, восстановить силы, настроиться на другой лад. 
Церковь, тысячелетиями хранящая духовные ценности и традиции, передает обществу именно то понимание семейных отношений, которое помогает людям видеть в семье не просто социальный институт - и тем более не фактор, ограничивающий их свободу, - но реальность, которая дарит человеку радость, гармонию и полноту жизни. 

В духовной литературе мы находим мысль, имеющую твердое основание в Священном Писании – Библии о том, что крепкая христианская семья может стать частицей неба еще и здесь, на земле. Сотворив Адама, Господь сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2 гл., 18 ст.). После этого Бог создает Еву и приводит ее к первому человеку, который восклицает: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2 гл., 21ст.). Завершая повествование создания первых людей, Библия свидетельствует: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене свое; и будут два одна плоть» (Быт. 2 гл., 24ст.).

Так на заре истории человечества был установлен особый жизненный союз – семья. И благословил Бог первых людей и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1 гл., 28 ст.). Хотел бы остановиться на том, что Господь говорит, что «не хорошо быть человеку одному». Быть одному – это особый путь, который не каждый может пройти правильно, не каждому он по силам. Можно сказать, это, скорее всего, исключение. И в современном мире это достаточно распространенный путь, который выбирают молодые люди, но он идет вразрез с тем, что определил Творец и создатель всяческого – Бог, а, значит, уже в этом выборе, который делают молодые люди, порой закладывается определенные трудности и проблемы. 

Семья – наследие рая, сохранившееся после грехопадения. В Новом Завете семья получила еще более высокое предназначение: семью называют малой Церковью, частью и образом Церкви вселенской, как об этом говорят молитвы из чина венчания. Кстати, заметим, что в настоящее время к Таинству венчания не так часто прибегают молодые семьи. С одной стороны они понимают, вступая в брак, что это очень большая ответственность и, если уже венчаться, то сознают, что брак должен быть на всю жизнь. И неуверенность, которая присутствует у молодых людей, которая препятствует им венчаться или даже расписываться в ЗАГСе, говорит о том, что нет этого настроения преодолевать трудности, которые будут в семейной жизни; нет порой осознания того, что с милым и в шалаше рай, что можно претерпеть различные испытания, тем более, что и взрослые, и старшее поколение готовы в этом помогать, а, главное, не будем забывать, что Господь печется о каждом человеке, как Он печется о птицах, которые имеют гнезда; как Он печется о растениях, которые произрастают в полях и т.д. 

Семейная жизнь рассматривается как один из путей к Богу, а любовь к Богу и ближнему - главная библейская заповедь. В такой семье супруги пребывают во взаимной любви и тем самым обретают внутреннее мирное устроение души, а дети впитывают эту благодатную атмосферу, с малых лет созидают правильный фундамент для будущей взрослой жизни. В семьях бывают и скорби, и трудности, но духовное наследие нашей Церкви помогает преодолевать эти трудности, находить правильные решения. Решения, которые заключаются в том, чтобы идти навстречу, деликатно помогать друг другу совершенствоваться, преодолевать свои недостатки и, наоборот, добрым, положительным качествам давать всецелое развитие, наполнение в семейной жизни. Когда семейная жизнь развивается гармонично, то, спустя десятилетия, можно видеть, как двое действительно становятся в плоть едину. Можно наблюдать, как супруги, обсуждая какую-то тему, даже непростую, - они могут при этом иметь разные мнения, спорить, - но это все делается настолько с любовью, с пониманием, очень деликатно красиво и правильно.

Человек в семейной жизни встретит множество препятствий. В народе почитается икона «Лествица Иакова», на которой показано, какие страсти преодолевают люди на пути к Богу. Чем выше человек восходит, тем более сложные испытания даются ему преодолеть. Так случается и в браке. На своем пути супруги встречают немало искушений, но высока и награда. Именно в семье происходит непостижимое чудо, возводящее человека к божественному достоинству, - таинство появления новой жизни. Размышляя на эту тему, святитель Иоанн Златоуст сказал удивительные, проникновенные слова: «Человеколюбивый Бог, чтобы исцелить человека от страха смерти, даровал деторождение, в котором является нам образ воскресения». Действительно, даже неверующие люди, когда их спрашиваешь: «Вы в самом деле предполагаете, что с концом вашей жизни прекращается все?», говорят обычно: «Нет, я верю в то, что я буду продолжаться в своих детях».

Первые люди Адам и Ева были сотворены в полноте своих бытийных сил по образу Божию. Ребенок же рождается в немощи, именно родители призваны выполнить, наверное, самую творческую миссию в своей жизни - возрастить нового человека. Это и есть величайшая ответственность, большой труд, но это и величайшее благо, величайшее счастье, когда сила любви творит новую жизнь, созидает образ Божий в человеческом существе. Именно любовь друг к другу, воспитание в любви и через любовь есть основа христианской семьи, эта основа не будет утрачена никогда, пока стоит мир. 

В этой связи одна из главных задач «Форума семей» и других наших совместных усилий в этом направлении видится в том, чтобы в нашей стране прирастало число семей, жизнь свою проводящих во всяком благочестии и чистоте. Призываем помощь Божию на труды всех участников и организаторов предстоящего форума». 

Подготовила Юлия Чирва 



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru