САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Из первых уст \ Минобразования Белоруссии лихорадит, уровень образования падает

Минобразования Белоруссии лихорадит, уровень образования падает

« Назад

16.02.2016 20:24

Минобразования Белоруссии лихорадит, уровень образования падает

Белоруссия, за постсоветской период кратно сократив количество учёных и исследователей, в процессе «белорусизации» рискует остаться без полноценных учреждений образования.

Решение Минобразования Белоруссии уравнять с нового учебного года количество часов на изучение белорусского и русского языков вызвало широкий общественный резонанс. Русскоязычному большинству постсоветской республики удалось добиться государственного статуса русского языка. Однако в Белоруссии до сих пор не появилось ни одного учебного или дошкольного русского учреждения — есть только русскоязычные.

О состоянии системы образования Белоруссии и новых экспериментах чиновников в этой сфере 15 февраля корреспонденту ИА REGNUM рассказал белорусский писатель, председатель витебской общественной организации «Русский дом» Андрей Геращенко.

ИА REGNUM: Пошли ли на пользу белорусским учащимся ранее внедрённые министерством образования «инновации»?

— Нашу систему образования постоянно лихорадит — с регулярной завидностью мы то меняем срок обучения, то возраст школьников в ту или иную сторону, но особенно страдает системность в определении типовых учебных планов. Всё это меняется так часто, что сложно даже проследить за эффектом, который всё это приносит. Хотя можно назвать и очевидные эффекты: сильная перегрузка детей, ухудшение их здоровья, невротизация и, при этом, как ни странно, падение уровня образования в целом.

В моё время, когда я учился в Городке Витебской области, лучшие наши выпускники поступали в любые элитные вузы СССР — в том числе в МГУ. Сейчас же сплошное расслоение — лицеи, гимназии, море репетиторов, дети, которые играют в «научную деятельность» со своими «продвинутыми учителями». В итоге путём перенапряжения дети в лицеях и гимназиях обходят своих сверстников из обычных школ в основном за счёт увеличения времени занятий и опережения по срокам. То есть они уже в старших классах изучают программу вузов. Это помогает обойти «конкурентов», но совершенно бессмысленно в плане общего результата и вредит здоровью детей.

У нас много разного рода «методистов», «новаторов» и прочих привыкших к «самопиару» в педагогике лиц. Плюс соответствующие кафедры вузов, специализированные структуры. Все они стараются имитировать бурную деятельность, чтобы просто не потерять работу, а кто-то делает на этом карьеру. При этом мы мало задумываемся о последствиях такой «лысенковщины» в педагогике. А они в ряде случаев очень серьёзные.

ИА REGNUM: Как в этом контексте можно оценить решение Минобразования Белоруссии уравнять количество часов на изучение русского языка и литературы, а также белорусского языка и литературы?

Данная идея, равно как и в целом ситуация с русским и белорусским языками и литературами в школе требует разъяснений. В первую очередь, должна быть ясно изложена позиция Минобразования. Нужно смотреть, за счёт чего это будет делаться, за счёт какой части учебных часов. Продуманы ли последствия для учителей-предметников? Не уменьшаться ли часы для других профилей, не потеряют ли люди работу? Опять предлагают что-то растянутое на десятилетие и непонятное, и скорее всего, закончится на полпути новой «идеей».

При беглом взгляде можно обратить внимание, что новшество коснётся младшей школы в первую очередь. Сейчас русского языка больше. Но двуязычие в любом случае замедляет изучение обоих языков, и нужно ли это нам с учётом стержневого и ведущего фактора русского языка — большой вопрос. Лично я думаю, что нет.

Есть минусы иного, прежде всего — финансового плана: бюджет должен взять на содержание все эти новшества, людей, которые будут процессом «управлять, направлять и проверять», готовить и печатать новые учебники. Опять будет «гонка за тенью», где неизбежно пострадает качество. Яркий пример — школьные учебники, о которых недавно Лукашенко высказался, что их «противно брать в руки». Может быть, сказано слишком резко, но по сути верно: желая во всём быть самостоятельными, мы поспешно отбросили российский и советский опыт и поставили на конвейер производство «своих» учебников — зачастую сомнительного качества и по содержанию, и по оформлении. Президент, вероятно, увидел эти учебники у своего сына Николая, и слава Богу, что это произошло, а то так бы и трубили о «победах».

Помимо всего прочего, сильно стремление большого слоя людей просто паразитировать на бюджете. Разного рода «рупливцы роднага слова» хотят получать немалые деньги за написание учебников, свои научно-методические труды, обеспечивающие этот процесс. А не подумать ли над тем, чтобы именно на оплату труда учителей направить эти немалые средства? Я всегда удивлялся, сколько у нас «знатоков», «советчиков» и «проверяющих», которые, не имея реального опыта работы в школе, не имея практических умений и знаний, всю свою жизнь поучают учителей, «как надо учить».

ИА REGNUM: Не просматривается ли в данном решении Минобразования проявлений принудительной «белорусизации», учитывая, что подавляющее большинство белорусов — русскоязычные, читателей литературы на белорусском языке — около 5% и в Белоруссии нет ни одного русского учебного заведения?

У нас два родных государственных языка — русский и белорусский. При этом очевидно, что русский язык — основной и ведущий, а белорусский — второй дополнительный, сохраняющий языковое и культурное своеобразие белорусов в общерусском этносе. Развивать и ценить нужно оба языка, не противопоставляя их. Но именно наш родной русский язык и является основой, скелетом всей системы образования.

Любые попытки понизить статус русского языка в нашей системе образования, или, например, прекращение преподавания русской литературы, как предлагают некоторые помешавшиеся на русофобии националисты, приведёт к деградации всего образовательного потенциала нашей страны, а в перспективе — к экономической отсталости.

Полагаю, что у нас белорусская литература должна преподаваться в равной пропорции на русском и белорусском языках. Сегодня, как писатель, знаю, что половина моих коллег пишет на русском языке, а в школьной программе практически лишь белорусскоязычные писатели. Страна, где 100% населения говорит по-русски и где сотни русских писателей, не имеет возможности изучать свою родную национальную литературу на русском языке. Не литературу России, подчёркиваю, а свою родную, написанную и пишущуюся белорусами. А что у нас сегодня — «Учительская газета» выходит исключительно на белорусском языке, демонстративно игнорируя тот факт, что все школы Минска, областных и районных центров и городов — на русском языке обучения. Или вот объявлен в Белоруссии «Год культуры», в программе которого не нашлось ни единого мероприятия, посвящённого русскому языку.

Думаю, все эти проблемы не мешало бы обсудить представителям властей и общественности, понимающей определяющее значение русского языка для белорусской государственности.

ИА REGNUM



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

01.04.24

В настоящее время с полным основанием можно утверждать о в целом сложившемся общем информационном пространстве Союзного государства. В связи с этим встаёт вопрос о его правовом оформлении. Речь идёт о согласованном принятии в Российской Федерации и Республике Беларусь закона «Об общем информационном пространстве Союзного государства», в соответствии с которым российские СМИ в Республике Беларусь и соответственно белорусские СМИ в Российской Федерации должны перестать считаться иностранными. Кроме того, в условиях жёсткой агрессии Запада против Российской Федерации и Республики Беларусь необходимы неотложные меры по совместной защите информационного пространства Союзного государства, включая создание соответствующей уполномоченной структуры.

01.04.24

Внешняя трудовая миграция в Республику Беларусь составила в 2023 году порядка 11 тысяч человек. Основное количество въехавших в Республику Беларусь для работы составили граждане Российской Федерации, Китая, Украины и Туркмении. Большинство трудящихся-иммигрантов, въехавших в Республику Беларусь для работы на основании специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью, прибыло по рабочим специальностям.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru