САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Из первых уст \ Светлана Потапова: Экранизация классики - бессмысленная и беспощадная?

Светлана Потапова: Экранизация классики - бессмысленная и беспощадная?

« Назад

17.01.2016 21:37

Светлана Потапова: Экранизация классики - бессмысленная и беспощадная?

«Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина – одно из самых, на мой взгляд, живых, ярких, динамичных и за счет этих качеств приближенных к ритму современной нашей жизни произведений классики. Здесь есть все для современного бестселлера: злодей и противостоящий ему романтик-герой, красивая героиня; комичные линии развития сюжета, такие как совместная жизнь чересчур заботливого слуги и его господина, к которому слуга относится как к малому ребенку; есть, напротив, жуткие сцены, леденящие сердце, такие как казнь защитников крепости… И есть главное, отчего это произведение достойно быть современным бестселлером – это ПОДЛИННЫЕ, тщательно изученные Пушкиным страницы родной российской истории, страницы Пугачевщины… Если создавать современную Россию как страну патриотическую, то помнить и пропагандировать нужно именно такие произведения.

Учителя русского языка и литературы говорили мне, что «Капитанская дочка» - одно из немногих произведений классики, которое действительно читают некоторые (!) современные дети. Но прочитают – как и многие другие прекрасные произведения – далеко не все! Учителя и родители надеются: вдруг современные школяры станут читать больше, если классику поставить на телеэкране? Возникает вопрос: стоит ли доверять таким экранизациям? Тем более что есть дети, которые предпочитают «изучать» литературу именно по телесюжету, а книгу в руки так и не возьмут.

Отечественный кинофильм «Русский бунт» по мотивам «Капитанской дочки» вышел в России в прокат в 2000 году. Довольно давно. Но современные школьники легко могут найти его в интернете. Что же они там увидят?

Сцены, которые покоробят тех, кто читал это произведение, следуют одна за другой. У Пушкина злодей Швабрин, дабы жениться на Маше Мироновой, запирает ее на ключ и сажает на хлеб и воду. А авторы сценария «Русского бунта» заставляют Швабрина разорвать на девице платье так, чтобы выскочила грудь (действие, которое экранная стыдливая девушка 18 века переживает на удивление легко). В другой сцене авторы сценария решили, что для «драйва» бунтовщики должны завернуть пойманного Пугачева в ковер и везти его на санях в ковре рядышком с убитым Пугачевым человеком. «Уберите его от меня!», - позорно и визгливо вопит актер-Пугачев, стараясь освободиться от трупа (вряд ли, даже если бы такое действо имело место быть в истории, Емельян Пугачев стал бы проявлять столь явную слабость и трусость).

Вызывает сомнение сцена, в которой героя – офицера и дворянина, пусть и подозреваемого в преступлении, конвой ведет, грубо толкая в спину. Вызывает неверие эпизод, где дворянин-герой опускается на колени перед своим слугой – этого нет у Пушкина и быть не могло в то время (если бы не необычайные обстоятельства, но их в повести нет). В фильм введены сцены жестокого избиения розгами. Но и этого авторам сценария мало: если у Пушкина Пугачеву просто отрубают голову, то в «Русском бунте» ему на глазах зрителей торжественно обещают, что его четвертуют, разбросают части его тела по полю, а потом сожгут каждую из них.

Внутренний драйв, тончайшая нервная сеть произведения гения, настоящие яркие эмоции, которые испытывают читатели «Капитанской дочки», подменены в фильме площадным действом, кровью балаганного Петрушки, не Пугачева.

Но апогеем фантазии авторов сценария – бессмысленной и беспощадной, пожалуй, является одна из финальных сцен. Это сцена встречи Маши Мироновой с матушкой-императрицей. Она, по пушкинскому сюжету, происходит случайно, на прогулке. Создатели фильма переносят эту встречу в будуар императрицы. Маша Миронова застает государыню не совсем одетую, а из покоев царственной дамы не спеша выходит также полуодетый юноша и заглядывается на Машу… Зачем же так, господа? Зачем опошлять великое, свое, русское, национальное, единственное, уникальное – скабрезной выходкой, не блещущей не только гениальностью – даже новизной, банальным и дурно пахнущим приемом, растиражированным в десятках, сотнях сериалов?

К чести Станислава Говорухина, прекрасного русского актера и режиссера, создавшего «Место встречи изменить нельзя» и «Александра Солженицына» и, увы, являющегося соавтором сценария упомянутого выше продукта, Станислав Сергеевич позже высказался о своем произведении так:

«Она (Маша Миронова - С.П.) знала, что это дама из высшего общества, имеющая доступ к императрице. Она все это уже знала и караулила императрицу. Вот на чем я сосредоточил бы внимание сегодня, в наш век. А эта жестокость, отрубленные головы, на кой это все надо? Как ни упаковывай, а будет "рашен-деревяшен". Машу и Гринева в фильме играют польские актеры. А должна была быть настоящая русская, удивительная любовная история. История любви в условиях бунта. В экстремальных условиях. Ведь дети, сегодня воспитанные телевизором, представляют себе жизнь своих отцов и дедов как путь преступлений и ошибок…

Начинал ставить "Капитанскую дочку" на "Мосфильме". Я написал сценарий, у меня была группа, и как раз началась вся эта разруха. И я отказался от фильма. Меня не поняли, и все спрашивали: "Почему?" А я говорил: "Друзья мои, это будет стоить миллиард, а не два миллиона". Так оно и случилось. Это стоит миллиард. Правда, сказать, что получается "Капитанская дочка", уже нельзя. С моим сценарием работали другие авторы. Они сосредоточились на этой фразе: "Русский бунт - бессмысленный и беспощадный". Короче, не хочу говорить. Потерял к фильму всякий интерес.»

История «Капитанской дочки» - не единственный пример коверканья классики на телеэкране. Но она стала, пожалуй, одной из первых в этом ряду. С 2000 года, когда вышел этот фильм, зрители увидели невероятно много аналогичных искалеченных творений великих мастеров. В кино. На театральных сценах. В мюзиклах… Нет для любого автора повести печальнее на свете, чем выстраданная им повесть, искаженная и опошленная потомками… Печально вдвойне, что экранную пошлость и банальность увидят и примут за подлинность наши дети…

 

Источник



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru