САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Если не Россия, то Польша: как работает мягкая сила Польши в Белоруссии

Если не Россия, то Польша: как работает мягкая сила Польши в Белоруссии

« Назад

25.07.2016 15:45

Если не Россия, то Польша: как работает мягкая сила Польши в Белоруссии

Существующий последние два десятилетия политический режим в Белоруссии всегда не устраивал соседнюю с республикой Польшу. Однако ситуация меняется...

Существующий последние два десятилетия политический режим в Белоруссии всегда не устраивал соседнюю с республикой Польшу. Варшава, которая никогда не скрывала своей неприязни к белорусскому президенту и его пророссийской политике, начиная с конца 1990-х годов, фактически превратилась в главного распорядителя финансов, направляемых из ЕС и США в Белоруссию на борьбу с Александром Лукашенко. Однако в последнее время польская внешнеполитическая линия стала претерпевать существенные изменения, что в очередной раз подтвердила недавняя встреча главы польского МИД Витольда Ващиковского с замминистра иностранных дел Белоруссии Еленой Купчиной. Теперь оказалось, что МИД Польши удовлетворен «прогрессирующей нормализацией отношений между Польшей и Белоруссией» и «прогрессом во всех сферах сотрудничества». 20 июля в Варшаве стороны не просто обсудили состояние политического диалога и развитие экономического сотрудничества, но даже сумели подписать Соглашение о сотрудничестве в сфере образования. Такое теплое взаимоотношение между сторонами выглядит весьма необычно, особенно если помнить о той многолетней политике Варшавы, которую она проводила в отношении официального Минска.

Необходимо напомнить, что Польша уже не первое десятилетие предпринимает попытки усилить свое влияние в Белоруссии (особенно в Западной ее части),используя для этого различные инструменты, начиная от экономики, и заканчивая религией. Последнее, к слову, только на первый взгляд может показаться несущественным элементом польской политики. На самом же деле католическая церковь, которая в Белоруссии является второй по значимости после православной, находится сегодня под полным контролем польских священников и только формально управляется из Рима. При этом надо помнить, что польское национальное меньшинство в Белоруссии составляет ни много ни мало, а около 300 тыс. граждан или чуть более 3% населения и подавляющее их большинство — католики (не менее 10−12% от общего числа верующих). То есть, они так или иначе, связаны с польской культурой и подпадают в сферу влияния католической церкви, деятельность которой уже давно вышла за пределы религии. Например, в Белоруссии уже не первый год работают созданные при костеле организации, главной целью которых является «реполонизация» (польское возрождение в Белоруссии). Это фонд «Через границы», а также Орден св. Станислава, через которые белорусов-католиков отправляют на учебу, организовывают для них различного рода мероприятия с четко окрашенной пропольской тематикой и прочее. Все это уже давно вызывает недовольство официального Минска, что в очередной раз подтвердил недавний скандал вокруг трех польских священников, которых власти Белоруссии планировали выслать из страны за то, что они стали «заниматься не теми вещами». И позиция властей в данном случае вполне обоснована, так как польский костел уже давно стал институтом, выполняющим не только религиозно-просветительские, но и политико-идеологические функции, которые полностью соответствуют внешнеполитической линии Варшавы в отношении Белоруссии.

Сегодня в польской столице смирились с тем, что в современной обстановке режим Лукашенко свергнуть не удастся. На фоне ситуации в Украине, а также кризиса в Евросоюзе и его восточноевропейской политики в частности, в Варшаве сложилось понимание того, что подходы к белорусскому режиму необходимо менять и выстраивать новую концепцию двухсторонних отношений. Витольд Ващиковский продемонстрировал это еще в марте нынешнего года, когда состоялся его официальный визит в Минск. Тогда глава польского МИД впервые за долгие годы поставил на первое место встречу с главой Белоруссии, которому даже предложил совместную работу на международном уровне, а оппозиции уделил лишь остаток времени. Фактическим продолжением налаживание официального диалога, который в прошлые годы практически отсутствовал, стали и нынешние встречи представителей МИД в Варшаве и подписание ряда, на первый взгляд, несущественных документов. И, что самое интересное, белорусское руководство охотно идет на восстановление контактов с Варшавой, которая совсем недавно обвиняла официальных Минск в диктатуре и требовала его политической изоляции. Даже тот факт, что белорусские власти не решились, как в прошлые годы, выдворить из страны трех ксендзов, говорит о том, что в Белоруссии решительно настроены подружиться с Варшавой, а через нее и с Западом в целом. И в этом для белорусского руководства есть весьма серьезные риски.

Дело в том, что сегодняшнее смягчение риторики официальной Варшавы в отношении белорусского режима отнюдь не означает смены внешнеполитического курса Польши. Основной причиной является то, что прежняя стратегия ограничения контактов с белорусскими властями и ориентация на поддержку слабой местной оппозиции, завели польскую политику в тупик, что особенно проявилось с началом кризиса в Евросоюзе. При этом образ Александра Лукашенко и его режима в глазах польских политиков абсолютно не изменился, а его по-прежнему считают «последним диктатором» и главным проводником российских интересов в регионе. В Варшаве изменили лишь подход к дальнейшей экспансии в Белоруссии, так как после событий на Украине в польском руководстве почувствовали угрозу своим интересам в Белоруссии из-за возможности усиления здесь пророссийских настроений. О том, что ничего кардинального в польском отношении к Белоруссии не изменилось, свидетельствуют слова директора по вопросам стратегии из «Warsaw Enterprise Institute» Анджея Талаги, который недавно заявил, что «нас не должны обманывать посткиевские заявления Лукашенко и проявления его независимости от Москвы, ведь в геополитической игре его сатрапия — это один из самых западных российских бастионов», а потому «в долгосрочной перспективе Польше следует уделить Белоруссии столько же внимания, сколько и Украине».

Таким образом, затеянная с Польшей игра белорусского руководства, которое всеми силами пытается наладить свои отношения со странами Запада в надежде получить дополнительные финансовые выгоды, в конечном счете, вряд ли принесет властям республики какую-то пользу. Это связано с тем, что интересы сторон, при кажущейся положительной динамике взаимоотношений, по-прежнему разные: Минску нужны деньги, а Варшаве — изменение геополитического расклада в регионе. При этом из-за кризиса в ЕС Польше предложить белорусам в реальности практически нечего — гипотетическое вхождение в ЕС Минск не интересует, а собственных средств, чтобы заменить экономическую помощь из России, у Варшавы нет. Однако все это не говорит о том, что к участившимся сегодня контактам белорусских и польских властей стоит относиться наплевательски. В условиях экономического кризиса от белорусского руководства, если оно не будет видеть реальной помощи со стороны России, можно ожидать чего угодно, а любой антироссийский шаг с большим удовольствием будет принят и поддержан Варшавой, что вполне может запустить необратимые процессы, как в самой Белоруссии, так и вокруг нее.

Николай Радов

REGNUM



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
02.05.24

Израиль продолжает совершать военные преступления и преступления против человечности в оккупированной Палестине в беспрецедентных масштабах, заявляют власти Палестины. Несмотря на недвусмысленное требование Совета Безопасности ООН в его резолюции № 2728 от 25 марта 2024 года о «немедленном прекращении огня в месяц Рамадан с соблюдением всеми сторонами», Израиль заявил о своем неприятии данной резолюции и намерении игнорировать требования Совета, точно так же, как он проигнорировал постановление Международного суда ООН о временных мерах от 26 января 2024 года в соответствии с Конвенцией о геноциде.

28.04.24

События на Украине, развернувшиеся с 24 февраля 2022 года, трактуются как специальная военная операция. При этом действия со стороны коллективного Запада могут трактоваться как прокси-война.

28.04.24

Российская Федерация является мировым лидером в разработке и производстве принципиально нового поколения космических энергодвигательных установок. При этом российские научные центры активно занимаются исследованиями в области перспективных (недавно казавшимися фантастическими) принципов ракетно-космического движения.

19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru