САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ «Белорусы должны быть переделаны под поляков»: польскость и Белая Русь

«Белорусы должны быть переделаны под поляков»: польскость и Белая Русь

« Назад

«Белорусы должны быть переделаны под поляков»: польскость и Белая Русь 18.09.2015 17:59

Белоруссии предпочтительна интеграция, а не глобализация, и праздник «День воссоединения белорусского народа», а не «радзивилловщина», считают белорусские учёные и общественные активисты.

В память об итогах Освободительного похода Красной Армии 17 сентября 1939 года следует установить государственный праздник — «День воссоединения белорусского народа». Об этом было заявлено 15 сентября в ходе состоявшегося в Минске круглого стола с участием белорусских учёных, писателей и общественных активистов, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

В ходе мероприятия было рассмотрено несколько проблемных вопросов западнорусской истории, охватывающих период от Полоцкого княжества до Освободительного похода Красной Армии 17 сентября 1939 года. Также были рассмотрены проблемы процесса глобализации и место в нём Белоруссии.

Доктор философских наук Лев Криштапович выступил с докладом, в котором противопоставил процесс глобализации и интеграции. Он провёл исторический экскурс от германского Drang nach Osten («Натиск на Восток») и польско-католической концепции «Унии» до современной глобализации и проблем однополярного мира. По мнению учёного, глобализация — это навязывание не-западным народам «заведомо регрессивной модели», которой следует противопоставить интеграцию на основе принципов равноправия и справедливости, многополярного мира и сотрудничества на взаимовыгодной основе. Многополярный мир, считает философ, более устойчив (за счёт нескольких центров) и более справедлив (за счёт необходимости достижения консенсуса между региональными центрами).

«Не уния, а союз. Не глобализация, а интеграция», — такое решение Криштапович считает правильным.
Говоря о постсоветском пространстве, Криштапович отметил, что белорусы состоялись как «неполитический народ», утративший в Речи Посполитой на рубеже XVI века своё дворянское сословие (почти в полном составе воспринявшее польскую культуру как «свою»), а интеллектуальная деятельность не была характерна для крестьян. Такая особенность предопределила специфику белорусского самосознания, уверен философ.

«Проблема союзности — это проблема атрибутивности нашего бытия», — подчеркнул белорусский учёный.
Он также подверг критике современный западный политологический дискурс, в рамках которого демократия трактуется как защита государством меньшинств в ущерб интересам большинства. Он констатировал: «Никаких демократических государств на постсоветском пространстве не выстраивается». По его мнению, исключением из этого правила можно считать Белоруссию.

Поднятую Криштаповичем тему глобализации и места в ней постсоветского пространства продолжил кандидат исторических наук Вадим Елфимов. Он отметил, что альтернатива глобализационному проекту подорвана развалом СССР и потерей более половины экономического потенциала нашей Родины. «Альтернативная модель должна стартовать с «более низкой позиции», — констатировал он.

Елфимов отметил также, что Владимир Путин ставит вопрос о социальной ответственности капитала, подчеркнув: «В России, Евразийском союзе не может быть поставлена во главу угла прибыль — может быть поставлена только общественная польза».

В рамках круглого стола состоялось также обсуждение значения даты 17 сентября 1939 года для белорусской истории. Доктор филологических наук Иван Чарота, говоря о воссоединении Белоруссии, отметил: «Надо снисходительно относиться к тому, что на данном этапе, в данных обстоятельствах этот вопрос обходится».

Доктор исторических наук Кирилл Шевченко выступил с обстоятельным докладом на тему «культурной инженерии» во II Речи Посполитой (межвоенной Польше), жертвой которой стали белорусы. Учёный привёл убедительные доказательства этноцида, который был идеологически оформлен и реализован польским правительством с ноября 1918 года по 1939 год. Уже в первый год оформления нового польского государства польская элита не скрывала своих планов в отношении национальных меньшинств, права которых были не более чем декларациями Рижского мирного договора и Конституции Польши, что признают польские исследователи. В частности, Роман Дмовский откровенно заявлял, что политика польских властей в отношении белорусов, литовцев и украинцев должна вестись с позиций польского цивилизационного превосходства. В том же 1918 году «польская политическая элита выразила идею восстановления Польши в границах 1772 года», напомнил профессор.

Шевченко процитировал польских интеллектуалов и политиков, откровенно заявлявших о том, что «белорусы должны быть переделаны под поляков». Уже с первых месяцев польского владычества на белорусских землях началось последовательное искоренение языка белорусов, массовые увольнения белорусов и православных, преследования белорусских учителей и т.д. Белорусские организации открыто назывались преступными, самоидентификация как «белорус» приравнивалась едва ли не к государственной измене. Польские учёные получили заказ на обоснование «изначальной польскости» земель Белой Руси.

В это же время возникла сеть «польских домов», отметил Шевченко, цель которых — распространение «польскости», польской культуры. Как инструмент конструирования новой реальности использовались переписи населения. В итоге к Освободительному походу Красной Армии 17 сентября 1939 года в Западной Белоруссии оставались единицы белорусских школ, но и это не устраивало польских шовинистов, настаивавших на форсировании процесса ополячивания.

Историк Олег Прудников отметил, что «вся история Белоруссии — это процесс реинтеграции и стремления к единому союзу». По словам Прудникова, даже в тех случаях, когда сложно говорить о союзе государственном, белорусы проявляли стремление к общерусскому союзу «культурному и цивилизационному».

Писатель и руководитель витебской общественной организации «Русский дом» Андрей Геращенко, оценивая период нахождения Западной Белоруссии в составе межвоенного польского государства, сделал вывод о том, что она «выбивалась из общепольской ситуации». В Западной Белоруссии наблюдался постоянный конфликт — то тлеющий, то перерастающий в масштабную партизанскую войну.

Историк Сергей Шиптенко в своём докладе отметил, что «75-летие Воссоединения белорусского народа осталось незамеченным властями Белоруссии» и нет оснований считать, что нынешняя годовщина «важнейшей даты» в истории Белоруссии XX века удостоится внимания госструктур. При этом он отметил, что ежегодно к 17 сентября русофобские прозападные издания в Белоруссии и за рубежом публикуют около двух десятков статей, комментариев, интервью и т.д., в которых стремятся дать негативную трактовку историческому событию. Данные публикации, по мнению Шиптенко, указывают не только на спланированный и координируемый их характер (один и тот же круг изданий, синхронизированные перепечатки и т.д.), но и на стремление определённого круга авторов «быть большими поляками, чем сами поляки», навязывая «польский взгляд на историю Белоруссии».

«Если события 17 сентября 1939 года отрицаются, отрицается воссоединение Белоруссии, то отрицается и Хельсинкский акт 1975 года, Белоруссия в её нынешних границах, принятая Верховным советом БССР Декларация о суверенитете 1990 года, решения 1991 года и т.д.», — сказал Шиптенко.

По его мнению, авторов публикаций, в которых Освободительный поход Красной Армии 17 сентября 1939 года осуждается, равно как и воссоединение Западной Белоруссии с БССР, часто неправомерно называют «белорусским националистами», а правильнее было бы называть «криптополяками» или «литвинствующими русофобами». Данные авторы, отметил Шиптенко, игнорируют статистику, ими «история народа подменяется «историей одной бабушки» — ссылкой на «воспоминания» обывателя, и дискуссия на научную тему сводится к сопоставлению «историй двух бабушек».

«Ревизионизм стал нормой, — констатировал Шиптенко. — Так называемый «национальный подход» подменяется русофобией, т.к. традиционная белорусская идентичность не устраивает ни власти, ни прозападную оппозицию, а новая белорусская идентичность ими ещё не синтезирована».

В дискуссиях приняли участие белорусские литераторы и политологи. В частности, политолог и публицист Николай Сергеев отметил, что «17 сентября никак не укладывается в «ходульный культ Радзивиллов». По его мнению, преподавание в школах и вузах должно вестись не с польской, а белорусской точки зрения».

Как сообщало ИА REGNUM, почти десятилетие представители белорусской общественности добиваются от властей установления памятной даты 17 сентября в память о воссоединении Западной Белоруссии и БССР накануне Великой Отечественной войны. Александр Лукашенко однажды поздравил белорусов с памятной датой, которая отмечается неофициально и не имеет статуса памятной даты или государственного праздника ни в Белоруссии, ни в России (как правопреемнице СССР), ни в Союзном государстве Белоруссии и России.

Источник


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru