САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ «К положению в "А"». Как принималось решение о вводе войск в Афганистан

«К положению в "А"». Как принималось решение о вводе войск в Афганистан

« Назад

«К положению в "А"». Как принималось решение о вводе войск в Афганистан 29.12.2017 22:52

Вот уже которое десятилетие Афганистан сотрясают военные действия. Одна из причин – «неудобное» геополитическое положение страны, вызывающее стремление основных центров силы утвердиться здесь, чтобы оказывать свое влияние на обширные пространства Евразии.

Одним из актов военной драмы стало вмешательство внешних сил в жизнь этой страны после свершившейся там в 1978 г. т.н. Апрельской революции. Последовавшая затем гражданская война в Афганистане стала важнейшим событием и в истории Советского Союза. Произошло это вследствие решения, принятого 12 декабря 1979 г. узким кругом политических руководителей СССР, о вводе контингента советских войск на территорию соседней страны.

* * *

Отношения Советского Союза с Демократической Республикой Афганистан традиционно отличались ровным дружественным характером, независимо от менявшихся в Кабуле политических режимов. Северный сосед оказывал ДРА существенную экономическую и финансовую помощь. Построенные и введенные в эксплуатацию при технико-экономическом содействии СССР объекты промышленности, энергетики, транспорта составляли к 1978 г. до 60% всех предприятий госсектора. Однако, несмотря на значительную иностранную (не только советскую) помощь, ДРА продолжала оставаться одной из самых беднейших стран мира.

В апреле 1978 г. лидеры действовавшей на полулегальном положении Народно-демократической партии Афганистана организовали военный переворот, названный Саурской, или Апрельской революцией. Ставший главой государства генеральный секретарь НДПА Н.-М. Тараки объявил о вступлении страны на путь социалистических преобразований.

Лишь по большому недоразумению утвердившийся в Кабуле режим можно было квалифицировать, как социалистический. На самом деле это была, как позднее писал ответственный работник Международного отдела ЦК КПСС К.Н. Брутенц, «своеобразная, даже странная смесь пуштунского национализма с марксистской идеологией в ее догматической упаковке». Апрельский переворот, громко объявленный народной революцией, на самом деле представлял собой очередной акт борьбы за власть различных политических сил, отнюдь не пользовавшихся массовой поддержкой. Сразу же после победы в НДПА разгорелась ожесточенная борьба между фракциями «Хальк» (руководители – Н.-М. Тараки и Х. Амин) и «Парчам» (Б. Кармаль), сопровождавшаяся массовыми репрессиями по отношению к более слабым «парчамистам».

Тем не менее факт прихода к власти партии, по лозунгам родственной КПСС, в Москве встретили с повышенным вниманием. В советском руководстве оказалось немало энтузиастов «прыжка» Афганистана из феодализма в социализм, подобно Монголии или советским республикам Средней Азии. В декабре 1978 г. в Москве между двумя странами был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Как стало ясно позднее, особое значение в нем имела ст. 4, зафиксировавшая взаимное обязательство «предпринимать соответствующие меры в целях обеспечения безопасности, независимости и территориальной целостности». Именно на эту статью власти СССР и Афганистана ссылались позднее, как на правовую базу ввода советских войск.

Падение и без того непрочного авторитета власти в глазах населения (по существу, провалилась аграрная реформа, страну лихорадили репрессивные чистки, грубо попирались нормы ислама), рост выступлений оппозиции, поддерживаемой из-за рубежа, вызывали растущее беспокойство руководство НДПА за свое положение. Страна оказалась перед угрозой развязывания масштабной гражданской войны. Уже ранней весной 1979 г. Тараки поднял вопрос о возможности ввода советских войск на территорию Афганистана. 

В марте возможные меры помощи правительству соседней страны были обсуждены в Политбюро ЦК КПСС. Высшее политическое руководство в целом заняло сдержанную позицию, дискуссию подытожил генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев: «У них распадается армия, а мы здесь должны будем вести за нее войну».

Правда, были и те, кто в прямой или завуалированной форме высказывался за военное вмешательство во внутриафганский конфликт, прежде всего министр обороны Д.Ф. Устинов. Он проинформировал Политбюро о том, что в Министерстве обороны уже разработаны варианты военной акции, которые могут быть реализованы в течение нескольких суток.

Однако пока было решено ограничиться наращиванием экономической и финансовой помощи Афганистану. Но не обошлось и без мер военного характера: в приграничных районах Министерство обороны СССР разворачивало две дивизии, предназначенные для оперативной переброски на территорию соседней страны, до 700 человек увеличено число советников, направленных в Кабул по линии Минобороны, КГБ и МВД.

Как показали дальнейшие события, решимость советского руководства не вмешиваться в афганский конфликт оказалась шаткой. При всех оговорках дискуссия в Политбюро продемонстрировала твердую готовность «ни при каких обстоятельствах не потерять Афганистан» (это буквальное выражение министра иностранных дел А.А. Громыко и председателя КГБ Ю.В. Андропова). Одновременно проявилась абсолютная зависимость мнений членов высшего руководства от позиции Л.И. Брежнева, который в силу нездоровья уже не всегда отдавал себе отчет в своих решениях и действиях. «Гибкость» членов Политбюро, диктовавшаяся не реальной обстановкой, а мнением первого лица, вместе с поверхностным обсуждением острейшей проблемы, идеологической зашоренностью, пренебрежением аргументами профессионалов из числа военных, дипломатов, ученых и непониманием специфики условий исламского общества предопределили в конце концов ошибочное и трагическое решение о вводе войск.  

Наиболее трезвую позицию занимали высшие военные (кроме министра обороны Устинова), рекомендовавшие воздержаться от попыток решать политические вопросы в соседней стране с помощью советских штыков. Настойчиво возражал против широкомасштабного военного вмешательства в афганские дела начальник Генерального штаба ВС СССР Маршал Советского Союза Н.В. Огарков, имевший немало единомышленников. Хорошо информированный дипломат А.Ф. Добрынин, занимавший тогда пост посла в США, вспоминал: «Высшие чины генералитета – Огарков, Ахромеев (первый заместитель начальника Генштаба. – Ред.), Варенников (начальник Главного оперативного управления – заместитель начальника Генштаба. – Ред.) – даже обратились с необычным коллективным рапортом по этому поводу к министру обороны Устинову. В ответ они услышали раздраженный окрик: "Не рассуждать. Выполняйте решение Политбюро"».

К декабрю 1979 г. члены высшего политического руководства обсуждали проблему фактически лишь в своем узком кругу. Материалы готовились афганской «тройкой» (Ю.В. Андроповым, Д.Ф. Устиновым и А.А. Громыко) и утверждались генеральным секретарем ЦК КПСС. Болезненное состояние и резко снизившаяся работоспособность Брежнева развязывали влиятельной «тройке» руки. Как следствие, еще не было принято политическое решение, а маршал Устинов в первых числах декабря уже поставил в известность руководящий состав вооруженных сил о готовящемся вводе войск, а 10 декабря отдал распоряжение о создании группировки численностью до 75 тыс. человек.

К окончательному и положительному политическому решению о вводе войск в Афганистан советское руководство пришло 12 декабря 1979 г. Постановление ЦК КПСС (написанное рукой секретаря ЦК КПСС К.У. Черненко, оно имело заголовок «К положению в "А"») из соображений сверхсекретности было сформулировано крайне лаконично, так, что его смысл понимали только участники заседания. Решение было принято лишь пятью членами из 12, а если считать и кандидатов, то из 16 членов высшего политического органа. Меньшинство, отбросив даже формальные нормы «коллективного руководства», продекларированные в уставе КПСС, узурпировало мнение всего Политбюро. Подписи остальных восьми человек появились постфактум 25 и 26 декабря. Глава правительства А.Н. Косыгин документ не визировал.

Вопреки Конституции, использование советских войск за рубежом не было даже освящено указом Президиума Верховного Совета СССР. Цели ввода войск в соседнюю страну и методы их действий не определялись, правовой статус ограниченного контингента не формулировался. Население Советского Союза было поставлено перед фактом вторжения и вынужденно довольствовалось пропагандистскими лозунгами об оказании интернациональной помощи «дружественному афганскому народу» в защите Апрельской революции. Сказалось фактическое отсутствие – в условиях существовавшего тогда политического режима в СССР – гласности и независимого от коммунистических властей общественного мнения.   

Как это нередко бывало и прежде, у руководства КПСС возобладали идеологические, доктринальные соображения, заключавшиеся в стремлении поддерживать в мире любое общественное движение, которое объявляло о своей приверженности марксизму, и расширить за счет новой страны лагерь социализма.

Справедливости ради надо сказать, что для такого решения были и объективные мотивы. Прежде всего, это геополитическое противоборство СССР с Соединенными Штатами Америки. Афганистан традиционно рассматривался как страна, находящаяся в зоне влияния Советского Союза, а США явно пытались нарушить здесь баланс сил. Серьезную обеспокоенность в Москве вызывало стремление американцев существенно усилить свой военный потенциал в регионе: нарастить военно-морскую группировку в районе Персидского залива, переместить на север Афганистана из Ирана, где победила революция, радиолокационную станцию. Обращает на себя внимание и такой факт: вводить войска в Афганистан руководство СССР решило 12 декабря 1979 г., то есть именно в тот день, когда Совет НАТО принял решение о размещении в Европе американских ракет средней дальности. Очевидно, в Кремле свою военную акцию на южном направлении рассматривали как некий асимметричный ответ на возросшую угрозу с запада.  

24 декабря руководящий состав Вооруженных сил СССР был ознакомлен с директивой министра обороны, в которой определялись задачи и порядок действий войск на начальном этапе ввода. Устанавливалось, что советские части расположатся на территории Афганистана гарнизонами и возьмут под охрану важнейшие объекты, при этом их участие в боевых действиях против антиправительственных формирований не предусматривалось.

За 10 дней до этого по приказу министра обороны в Термез, пограничный город на территории СССР, прибыла специально сформированная Оперативная группа Министерства обороны во главе с генералом армии С.Ф. Ахромеевым (через некоторое время ее возглавил первый заместитель министра обороны Маршал Советского Союза С.Л. Соколов). Группа руководила проведением мобилизационных мероприятий в Туркестанском и Среднеазиатском военных округах, масштаб и сроки которых были беспрецедентны. В течение двух недель до полных штатов было развернуто около 100 соединений, частей и учреждений, в том числе управление 40-й армии. Из запаса были призваны более 50 тыс. военнообязанных, из народного хозяйства подано около 8 тыс. автомобилей и другой техники.

Первые советские воины пересекли границу 25 декабря 1979 г. По наведенному через Амударью в районе Термеза понтонному мосту переправилась 108-я мотострелковая дивизия, а на аэродромы Кабула и Баграма по воздуху к вечеру 27 декабря были переброшены основные силы 103-й воздушно-десантной дивизии и отдельного парашютно-десантного полка. Началась девятилетняя эпопея советских войск на территории южного соседа…

 Георгий Окошко, Ритм Евразии


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru