« Назад

Последний залп капитана И. А. Флёрова 07.10.2019 15:41

В ночь с 6 на 7 ноября у деревни Богатырь Угранского района Смоленской области попала в засаду батарея реактивных установок «Катюш» капитана И. А. Флёрова.

В первые дни войны капитан Флёров по предложению начальника академии генерал-майора Говорова был назначен командиром первой в Красной Армии отдельной Первой экспериментальной батареи реактивной артиллерии. 3 июля батарея, вооружённая пятью опытными и двумя серийными боевыми машинами М-13-16 (позднее получившими название «Катюша») и одной 122-мм гаубицей, использовавшейся в качестве пристрелочной, была отправлена на Западный фронт.

Кроме того, в составе батареи было 44 грузовые машины для перевозки 600 реактивных снарядов М-13, 100 снарядов для гаубицы, шанцевого инструмента, трёх заправок ГСМ, семи суточных норм продовольствия и другого имущества. Личный состав батареи составлял 160 человек (вышло из окружения к своим 46 человек).

16 июля в 15.15 по прямому приказу заместителя начальника артиллерии Западного фронта генерала Г. С. Кариофилли батарея Флёрова произвела залп по железнодорожному узлу Орша. Это было второе боевое применение «Катюш». Существует версия, что на самом деле уничтожались советские эшелоны, чтобы не допустить их попадания в руки врага. На станции Орша в тот момент находилось очень много прибывших советских эшелонов с имуществом 1-й Московской пролетарской мотострелковой дивизии, 14-й и 18-й танковых дивизий, 403-го гаубичного и 592-го пушечного артиллерийских полков, приписной личный состав 18-й стрелковой дивизии, имущество нескольких головных артиллерийских складов и складов горючего из МВО и огромные запасами боеприпасов, продовольствия и снаряжения, скопившимися на станции после вывоза из западных районов Белоруссии. Кроме того, на станции находились вывозимые c окружного зенитного артиллерийского полигона у станции Крупки зенитные орудия дивизионов армейской ПВО почти всех соединений, дислоцировавшихся в Московском, Орловском, Харьковском, Западном Особом, Киевском Особом, Приволжском военных округах, которые прибыли на полигон на учения перед войной.

Вторым залпом батарея разрушила понтонный мост через реку Оршица на дороге Минск-Москва наведённый немецкими сапёрами на месте взорванного Загранотрядом Западного фронта. Под удар попала 17-я танковая дивизия Вермахта. В течение 3-х дней 17 танковая дивизия не могла принимать участие в боевых действиях. 15 июля тремя залпами помогла сломить сопротивление немецких войск занявших г.Рудню . Батарея в составе 42-го дивизиона принимала участие в Ельницком контрнаступлении.

В 2 октября батарея Флёрова оказалась в окружении в Вяземском котле. Батарейцы прошли по вражеским тылам более 150 километров. Капитан сделал всё возможное для того, чтобы спасти батарею и прорваться к своим. Когда подошло к концу горючее, он приказал зарядить установки, а оставшиеся ракеты и большинство транспортных машин взорвать.

В ночь на 7 октября колонна машин батареи попала в засаду недалеко от деревни Богатыри (Знаменского района Смоленской области). Оказавшись в безвыходном положении, личный состав батареи принял бой. Под шквальным огнём они взорвали машины.
Многие из них погибли. Будучи тяжело раненым, командир взорвал себя вместе с головной пусковой установкой. Похоронен в Смоленской области,Угранский район,д. Богатырь.
Вот что происходило в так называемом Спас–Деменском «котле». Враг рвался на восток. Геройски сражались наши войска, но силы были неравными. Мощным ударом танковых и механизированных дивизий со стороны Рославля и Духовщины немцы прорвали нашу оборону, заняли Спас–Деменск, Юхнов и 6 октября соединились в Вязьме. Наши части в районе Смоленска и Ельни оказались в окружении.

Батарея капитана Флерова была отрезана. Гвардейцам пришлось вести тяжелые машины по бездорожью, по лесам и болотам. Они прошли по вражеским тылам более 150 километров (от Рославля мимо Спас–Деменска на северо–восток). Капитан сделал все возможное для того, чтобы спасти батарею и прорваться к своим. Когда подошло к концу горючее, он приказал зарядить установки, а оставшиеся ракеты и большинство транспортных машин взорвать. В колонне остались боевые установки и 3 — 4 грузовика с людьми.

Неподалеку от поселка Знаменка (на фото) капитан остановил колонну на опушке и выслал на машине разведку. Вскоре та доложила, что путь свободен. Флеров приказал разведчикам следовать впереди колонны на расстоянии не более километра и в случае опасности немедленно подавать сигнал. Когда стемнело, машины с погашенными фарами вплотную шли одна за другой. Вокруг было тихо. Но вдруг поле озарилось вспышками выстрелов. Вражеская засада намеренно пропустила машину разведчиков и всей мощью обрушилась на колонну ракетчиков.

Фашисты стремились любой ценой захватить батарею, чтобы разгадать секрет нового советского оружия. Флеров и его подчиненные вступили в смертельный бой. Пока одни отбивались от врага, другие бросились к боевым установкам. Под шквальным огнем они взорвали машины. Многие из них, в том числе и капитан Флеров, героически погибли. Оставшиеся в живых с боем оторвались от гитлеровцев и перешли линию фронта.

После боя немцы, осмотрев место, сняли с убитых награды, оружие, забрали документы. Хоронили их местные жители в районе деревни Богатырь — недалеко от большака Вязьма — Юхнов. Один из участников этих событий остался жив, прошел войну и каждый год 9 Мая приезжал на могилу своих однополчан, ухаживал за ней вместе с местными жителями.

ВК


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:




Главная  »  История и современность  » Последний залп капитана И. А. Флёрова

История и современность