САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Преподобный Леонтий (Карпович) – замученный игумен Белой Руси.

Преподобный Леонтий (Карпович) – замученный игумен Белой Руси.

« Назад

Преподобный Леонтий (Карпович) – замученный игумен Белой Руси. 21.12.2022 00:00

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА АФАНАСИЯ БРЕСТСКОГО ЗНАЮТ ВСЕ БЕЛОРУСЫ. ГОРАЗДО МЕНЕЕ ИЗВЕСТЕН СЕГОДНЯ ЕГО ДУХОВНЫЙ ПРЕДШЕСТВЕННИК И ВДОХНОВИТЕЛЬ - ПРЕПОДОБНЫЙ ЛЕОНТИЙ КАРПОВИЧ, ИСПОВЕДНИК ПРАВОСЛАВИЯ НА ЗЕМЛЯХ БЕЛОЙ РУСИ.

Архимандрит Леонтий (в миру — Лонгин Фёдорович Карпович) родился 8 апреля 1580 года. Происходил из священнической семьи дворянского происхождения Пинского повета.

В юные годы Лонгин обучался в одной из Острожских школ, где познакомился с другим будущим защитником Православия на западнорусских землях - Максимом Смотрицким. Продолжил образование в Виленской школе православного церковного братства при Свято-Троицком соборе.

Закончив учебу, работал пономарем, церковным строителем, корректором братской типографии, исполнял посольско-депутатские поручения братства на сеймах. После заключения в 1596 году Брестской церковной унии, шестнадцатилетним юношей встал, вместе со старшими наставниками, на защиту Православия. 

В самый разгар гонений на «восточную веру» Лонгин принимает монашеский постриг под именем Леонтий и вскоре рукополагается в иеромонахи. Сначала служит в Киево-Печерской лавре, затем в Троицком монастыре в Вильно. 

В 1608 году Троицкий монастырь был отобран и передан униатам. Вместе с православным братством преподобный Леонтий создает новый Свято-Духов братский монастырь и становится его архимандритом. Показательно, что в молодой обители сразу же вводится строгий киновийный Устав Василия Великого. 

Будучи «главным типографом» братства, отвечавшим за всю издательскую деятельность обители, отец Леонтий благословил издание «Фриноса» («Плача») - яркого противоуниатского произведения Максима Смотрицкого. Этот поступок  не остался незамеченным. В мае 1610 года, в Великую Субботу накануне Пасхи, отец Леонтий был арестован. По личному указу короля Сигизмунда III исповедник был брошен в темницу, где несколько лет подвергался пыткам и истязаниям.

В течение двух лет братство пыталось освободить из заключения своего архимандрита. Наконец, к 1613 году, о. Леонтий был отпущен и, немного оправившись от пыток, вновь возглавил братство, монастырь и братскую типографию. 

При святом Леонтии Карповиче Виленское Свято-Духово православное братство стало оплотом Православия в ВКЛ и центром сопротивления унии, а основанный преподобным Свято-Духов монастырь - опорой целой сети православных монастырей, созданных под его эгидой или добровольно склонившихся под его духовническую епитрахиль. Братская же виленская типография - превратилась в крупнейший издательский центр западнорусского Православия. Без преувеличения преподобного Леонтия Карповича можно было назвать (по аналогии с прп. Сергием Радонежским) игуменом Белой Руси.

Леонтий

В последний год своей жизни отец Леонтий являлся также номинатом (нареченным епископом) Владимирским и Берестейским. Иерусалимский патриарх Феофан, посетивший русскую Литву в 1620 году и согласившийся восстановить здесь православную иерархию - поставить митрополита и епископов, должен быть утвердить и рукоположить на эту кафедру прп. Леонтия. Однако незадолго до поставления, назначенного на день Успения Пресвятой Богородицы, отец Леонтий тяжело заболел и в начале октября 1620 года отошел ко Господу.

лео

В 1620 году, будучи уже смертельно больным, 39-летний архиманрит вместе с иноками своего монастыря готовит к печати издание «Вертограда душевного», проникнутого православной верой, аскетическим содержанием и духом подлинного исихазма. В предисловии к «Вертограду» о. Леонтий, страдая, по его словам, «душевною и телесною болезнию», обращается к читателям: «Уповаю бо Господеви, яко ваша небопарная молитва или мне недостойному, продолжит ли ми Господь непотребного живота, вещи во уме изображенные благодатию Его в дело привести; или иного кого на сей душеполезный труд подвигуть возможет по исходе окаянныя моея души из многострадльного грешного моего тела».

Этим «иным кем», подвигнутым Господом на подвиг по защите Православия, по молитве преподобного Леонтия, стал, без сомнения, преподобномученик Афанасий Брестский - духовный преемник виленского архимандрита. 

В ВКЛ архимандрит Леонтий начал почитаться сразу же после своей смерти - святым он назван, в частности, преподобномучеником Афанасием в его «Диариуше». 

Нетленные мощи Леонтия Карповича сохранялись в Свято-Духовой церкви, а после постройки нового храма были перенесены туда. 

Православный культуролог профессор Любовь Левшун подчеркивает, что «вклад Леонтия Карповича в белорусскую православную культуру типологически подобен тому, что сделал в свое время для византийской культуры прп. Максим Исповедник»: «Как греческий исповедник в свое время повернул заблудшую в монофелитстве Византийскую Церковь к истинной ее вере, так и незаслуженно забытый белорусский исповедник вернул упавшую Церковь ВКЛ в лоно Православия». 

В поэме «Казанье на погреб Леонтия Карповича» принявший к тому времени монашество и архиерейский сан епископ Мелетий Смотрицкий так свидетельствует об этом: «Церковь Виленскую, охладевшую в благочестии, сотворил благодатию Христовой, свозродив в ней святые обычаи первозажженнной Церкви», «падшую из-за проклятого отступления святыню Церкви нашей Русской счастливо вознести сподобился». 

«Прп. Леонтий Карпович, - резюмирует Л. Левшун, - становится монахом и дерзновенно принимает священство» в годы, когда Православие подвергается жесточайшим гонениям, «затем принимает и сан архимандрита, восставая против всей практически церковной иерархии ВКЛ, уклонившейся в унию. Обвиненный в покушении на «королевский маестат» за издание противоуниатского «Фриноса», свято-духовский архимандрит подобно греческому исповеднику даже и под пытками не отрекся от Православия. Как и Максим Исповедник, Леонтий Карпович не дожил до «Торжества Православия в ВКЛ», но его смиренный подвиг был признан и оценен Церковью: блаженный Леонтий прославлен в лике святых». 

Юлия ЛОГАШЁВА


Используемая литература:

1.    Профессор БГУ Любовь Викторовна ЛЕВШУН «История восточнославянского книжного слова ХI-ХVII веков», Минск, Экономпресс, 2001 год.
2.    Профессор Любовь ЛЕВШУН  «О слове преображенном 
и Слове Преображающем», Минск, Белорусская Православная церковь, 2009 г.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
03.05.25

Белорусскими беглыми при активном участии потомков полицаев и предателей, осевших за рубежом, предполагается возложить вину за геноцид белорусского населения фашистами в годы Великой Отечественной войны не на фашистов, а …на правительство СССР и партизанское движение, создав миф, во многом аналогичный мифу об украинском «голодоморе». Как и в случае с Украиной, в Белоруссии, основываясь на реальных фактах, данными силами, поддерживаемыми из-за рубежа, предполагается полностью изменить общественную оценку произошедшего. Стратегической целью всего этого является воспитание ненависти к России, к русскому народу, срыв интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии, как и Евразийского Экономического Союза.

03.05.25

Взятие Берлина  было убедительным свидетельством превосходства советского военного искусства над искусством гитлеровской армии. Подготовленная в кратчайшие сроки и в исключительно сложных условиях Берлинская операция завершилась полным разгромом и уничтожением мощной группировки врага в невиданно короткий срок – всего за 17 дней. Отмечая это, маршал Советского Союза А. М. Василевский много лет спустя писал: «Темпы подготовки и осуществления завершающих операций свидетельствуют о том, что советская военная экономика и Вооруженные Силы достигли в 1945 году такого уровня, который и позволил сделать то, что ранее показалось бы чудом».

03.05.25

В условиях глобального, общепланетарного кризиса проблема социального прогресса становится проблемой выживания самого человечества. Как подчеркивается в Докладах Программы развития ООН сегодня ясно одно: «развитее, увековечивающее современное неравенство не только не является устойчивым, но и нет смысла сохранять его». Итак, объективная логика философско-исторического процесса подводит человечество к идее справедливого общественного устройства в современном мире. А эта идея и есть идея социализма в общепланетарном масштабе.

02.05.25

23-24 апреля боевые действия на всех направлениях приняли особенно ожесточенный характер. Хотя темпы продвижения советских войск несколько снизились, противнику не удалось остановить их наступление. Замысел немецкого командования по предотвращению окружения и расчленения, шедшей на помощь Берлину группировки гитлеровских войск, был сорван.

30.04.25

Великая Отечественная война была не просто военным столкновением между союзами соперничающих государств. Это была величайшая в истории битва не на жизнь, а на смерть между человеколюбием и человеконенавистничеством, Добром и Злом, Светом и Тьмой. Это была непримиримая схватка между свободолюбивыми народами Русского мира и черной нацистской Европой с бесноватым фюрером во главе. И последней точкой в этом небывалом четырехлетнем сражении стала битва за столицу «тысячелетнего» рейха - Берлин.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru