САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Валентина Теплова: Святой князь Владимир и Крещение Руси

Валентина Теплова: Святой князь Владимир и Крещение Руси

« Назад

Валентина Теплова: Святой князь Владимир и Крещение Руси 21.07.2015 08:46

Немногие имена в истории по своему значению могут сравниться с именем святого князя Владимира, крестителя Руси. Церковь нарекла его святым и равноапостольным, история назвала Великим, в памяти народа князь киевский сохранился как Красное Солнышко. Оценивая значение личности в истории, Ф.М. Достоевский подчеркивал, что выдающиеся люди своего времени определяются, прежде всего, высшим нравственным развитием и влиянием на состояние духовной жизни народа. Обращение князя Владимира к христианству стало вершиной его личного духовно-нравственного пути.

Как же произошло перерождение князя-язычника, незадолго до принятия христианства пытавшегося упорядочить пантеон языческих богов, в глубоко верующего христианина? Скорее всего, на одном из этапов своей жизни Великий князь Киевский почувствовал пустоту исповедуемого им язычества, стремление к чему-то новому, лучшему, способному удовлетворить духовные поиски, хотя для него вначале и не совсем ясные.

На зов князя стеклись миссионеры от разных религий и познакомили его с основами своей веры. Не удовлетворенный этими рассказами князь посылает доверенных лиц исследовать характер религий на месте и, убедившись путем свободного выбора в превосходстве Православия, принимает его. За ним, почти без сопротивления, Православие принимает весь русский народ. Таким образом, князь Владимир оказался выразителем духовного состояния своего народа.

Процесс, который происходил в душе князя, был только повторением, более определенным и сознательным, того, что смутно передумала и прочувствовала вся тогдашняя Русь. Религиозные представления язычников славян были близки или, во всяком случае, не противостояли основному представлению христианства о Едином Боге. Более того, новая вера и культура не требовала радикального разрушения традиционного порядка жизни, но задавала идеалы, которых уже искала народная душа. Факт невиданно гармоничного принятия христианства на Руси свидетельствует, что язычество на Руси — это своего рода русский Старый Завет: путь народа к истинному Богу.

Можно сказать, что национальный генотип (природные черты характера, данные от рождения) избрал родственный себе религиозный и культурный архетип. Думается, только этим и можно объяснить отсутствие сопротивления столь коренному нововведению. Крещение Руси Владимиром стало высшим нравственным влиянием, который Великий князь Киевский оказал на свой народ. Именно в Православии Русь обрела элементы общности: общие догматы, общее литургическое предание, общий церковный язык и литературу, общее письменное право, социальные реформы, основанные на общих заповедях любви и человеколюбия. Единство политического и церковного управления во главе с великим князем и митрополитом способствовало единению русского народа. Племенное самосознание постепенно утрачивалось (этноним «дреговичи», например, последний раз упоминается в летописи под 1149 г., «кривичи» — под 1162, «радимичи» — под 1169 г.) и возникало единое этническое самосознание общее для всех восточных славян — Русь, Русская земля с общим названием ее населения — «русские». Из конгломерата разрозненных восточнославянских княжений князь Владимир сумел создать единую и могучую Русь, из язычников — народ.

Единство Руси, ее земель и населения — главная идея произведений всех известных древнерусских книжников, политических и церковных деятелей. Так, Даниил, уроженец Черниговщины, автор «Хождения в Палестину», которое было написано не позже 1113 г., называл себя игуменом «Русския земли».

Он поставил лампаду над «гробом Господним» «за всего князя наши и за всю Русскую землю, за вся християны Русския земли». Среди русских князей, за которых молился Даниил, назван и минский князь Глеб Всеславич (1101 - 1119 гг.). Знаменитый проповедник св. Кирилл Туровский (около 1130 -1185 гг.) был «рожден и воспитан града та Турова в Русской стране и тако нарицаема», как говорится об этом в «Памяти», написанной неизвестным автором вскоре после смерти святого.

Гениальный автор «Слова о полку Игореве» с глубокой сердечной болью за народ рисует картины тех бедствий, которые причинила Руси междоусобная борьба князей за земли, за власть: «Черна земля под копыта костьми была посеяна, а кровью польяна: тугою взыдоша по Русской земле».

Подобных примеров можно привести множество и для Полоцкой и Туровской земель. Важно отметить не только образование молодого государства, объединенного единой династией Рюриковичей, но и духовного, культурного единства, главная заслуга в создании которого принадлежит Русской Православной Церкви. Полочанин и киевлянин, новгородец и псковитянин, житель Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси, приходя в православный храм на молитву и слушая поминовение митрополита Киевского и всея Руси на родном языке, безусловно, проникался чувством национального самосознания, принадлежности к единому народу, единой культуре.

Таким образом, древняя Русь, восприняв в купели крещения византийскую культуру, стала колыбелью русской православной цивилизации, оказавшей заметное влияние на культурное развитие всех народов, входящих в ее состав. Поэтому русские летописцы считали крещение князя Владимира не только началом истории Руси, но и началом ее славы и величия. И хотя судьба земель, составлявших наследие Великого князя Киевского Владимира, сложилась неодинаково, именно древнерусская культура явилась той питательной средой, на которой выросла и сформировалась государственность и культура разделившейся в XIII-XV вв. Восточной, Южной и Западной Руси. Сегодня этническая мифологизация прошлого достигла апогея, однако цивилизационный выбор Владимира еще не исчерпан для России, Украины и Беларуси.

Валентина Теплова,
профессор Минской духовной академии
Газета «Воскресение»

Источник


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
02.06.25

Нельзя принимать всерьез утверждение, будто индийцы уступают в своем умственном развитии японцам. Главное различие между нашей страной и Японией заключается в том, что мы порабощены Англией, а на Японии не лежит даже тень зависимости от какой-либо европейской страны. Чужеземная цивилизация, если можно ее назвать цивилизацией, ограбила нас. Что же принесла она взамен? Ничего, кроме видимости «законного порядка», установленного с помощью насилия.

02.06.25

В советские времена массовое участие белорусского населения (от мала до велика) в сопротивлении гитлеровцам и их пособникам объяснялось его особой приверженностью идеологии большевизма и «делу Ленина». В значительной мере подобным воззрениям присуща и современная белорусская историография.

30.05.25

24-26 апреля 2025 года я принял участие в международной научно-просветительской конференции «Русские герои европейского Сопротивления в годы Второй мировой войны», которая прошла в Москве в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына. В докладах участников было много горьких фактов о том, как участники сопротивления уже после войны попадали в советские лагеря. Меня по моей просьбе принял Президент Фонда наследия русского зарубежья Александр Алексеевич Авдеев - опытный руководитель и весьма интересный собеседник. Основной темой было издание моей новой книги "О творцах и творчестве". Попутно коснулись и других тем, в том числе и роли Александра Исаевича Солженицына в отечественной истории. По прошествии месяца я решил вернуться к данной теме и поделится своими мыслями с читателями.

24.05.25

Констатацией бесчеловечного характера западной цивилизации Рабиндранат Тагор не ограничился. В своей статье он раскрыл сущность русской советской цивилизации как цивилизации, основанной на равенстве наций и гуманизме между людьми и высказал гениальное пророчество о том, что именно Восток принесет спасение человечеству от бесчеловечной западной цивилизации.

17.05.25

Прошедшее 80-летие Победы в Великой Отечественной войне ясно показало, что при всех частностях и нюансах Россия и Белоруссия, российский и белорусский народы хранят память о войне и подвиге наших предков.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru