САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Валентина Теплова: Святой князь Владимир и Крещение Руси

Валентина Теплова: Святой князь Владимир и Крещение Руси

« Назад

Валентина Теплова: Святой князь Владимир и Крещение Руси 21.07.2015 08:46

Немногие имена в истории по своему значению могут сравниться с именем святого князя Владимира, крестителя Руси. Церковь нарекла его святым и равноапостольным, история назвала Великим, в памяти народа князь киевский сохранился как Красное Солнышко. Оценивая значение личности в истории, Ф.М. Достоевский подчеркивал, что выдающиеся люди своего времени определяются, прежде всего, высшим нравственным развитием и влиянием на состояние духовной жизни народа. Обращение князя Владимира к христианству стало вершиной его личного духовно-нравственного пути.

Как же произошло перерождение князя-язычника, незадолго до принятия христианства пытавшегося упорядочить пантеон языческих богов, в глубоко верующего христианина? Скорее всего, на одном из этапов своей жизни Великий князь Киевский почувствовал пустоту исповедуемого им язычества, стремление к чему-то новому, лучшему, способному удовлетворить духовные поиски, хотя для него вначале и не совсем ясные.

На зов князя стеклись миссионеры от разных религий и познакомили его с основами своей веры. Не удовлетворенный этими рассказами князь посылает доверенных лиц исследовать характер религий на месте и, убедившись путем свободного выбора в превосходстве Православия, принимает его. За ним, почти без сопротивления, Православие принимает весь русский народ. Таким образом, князь Владимир оказался выразителем духовного состояния своего народа.

Процесс, который происходил в душе князя, был только повторением, более определенным и сознательным, того, что смутно передумала и прочувствовала вся тогдашняя Русь. Религиозные представления язычников славян были близки или, во всяком случае, не противостояли основному представлению христианства о Едином Боге. Более того, новая вера и культура не требовала радикального разрушения традиционного порядка жизни, но задавала идеалы, которых уже искала народная душа. Факт невиданно гармоничного принятия христианства на Руси свидетельствует, что язычество на Руси — это своего рода русский Старый Завет: путь народа к истинному Богу.

Можно сказать, что национальный генотип (природные черты характера, данные от рождения) избрал родственный себе религиозный и культурный архетип. Думается, только этим и можно объяснить отсутствие сопротивления столь коренному нововведению. Крещение Руси Владимиром стало высшим нравственным влиянием, который Великий князь Киевский оказал на свой народ. Именно в Православии Русь обрела элементы общности: общие догматы, общее литургическое предание, общий церковный язык и литературу, общее письменное право, социальные реформы, основанные на общих заповедях любви и человеколюбия. Единство политического и церковного управления во главе с великим князем и митрополитом способствовало единению русского народа. Племенное самосознание постепенно утрачивалось (этноним «дреговичи», например, последний раз упоминается в летописи под 1149 г., «кривичи» — под 1162, «радимичи» — под 1169 г.) и возникало единое этническое самосознание общее для всех восточных славян — Русь, Русская земля с общим названием ее населения — «русские». Из конгломерата разрозненных восточнославянских княжений князь Владимир сумел создать единую и могучую Русь, из язычников — народ.

Единство Руси, ее земель и населения — главная идея произведений всех известных древнерусских книжников, политических и церковных деятелей. Так, Даниил, уроженец Черниговщины, автор «Хождения в Палестину», которое было написано не позже 1113 г., называл себя игуменом «Русския земли».

Он поставил лампаду над «гробом Господним» «за всего князя наши и за всю Русскую землю, за вся християны Русския земли». Среди русских князей, за которых молился Даниил, назван и минский князь Глеб Всеславич (1101 - 1119 гг.). Знаменитый проповедник св. Кирилл Туровский (около 1130 -1185 гг.) был «рожден и воспитан града та Турова в Русской стране и тако нарицаема», как говорится об этом в «Памяти», написанной неизвестным автором вскоре после смерти святого.

Гениальный автор «Слова о полку Игореве» с глубокой сердечной болью за народ рисует картины тех бедствий, которые причинила Руси междоусобная борьба князей за земли, за власть: «Черна земля под копыта костьми была посеяна, а кровью польяна: тугою взыдоша по Русской земле».

Подобных примеров можно привести множество и для Полоцкой и Туровской земель. Важно отметить не только образование молодого государства, объединенного единой династией Рюриковичей, но и духовного, культурного единства, главная заслуга в создании которого принадлежит Русской Православной Церкви. Полочанин и киевлянин, новгородец и псковитянин, житель Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси, приходя в православный храм на молитву и слушая поминовение митрополита Киевского и всея Руси на родном языке, безусловно, проникался чувством национального самосознания, принадлежности к единому народу, единой культуре.

Таким образом, древняя Русь, восприняв в купели крещения византийскую культуру, стала колыбелью русской православной цивилизации, оказавшей заметное влияние на культурное развитие всех народов, входящих в ее состав. Поэтому русские летописцы считали крещение князя Владимира не только началом истории Руси, но и началом ее славы и величия. И хотя судьба земель, составлявших наследие Великого князя Киевского Владимира, сложилась неодинаково, именно древнерусская культура явилась той питательной средой, на которой выросла и сформировалась государственность и культура разделившейся в XIII-XV вв. Восточной, Южной и Западной Руси. Сегодня этническая мифологизация прошлого достигла апогея, однако цивилизационный выбор Владимира еще не исчерпан для России, Украины и Беларуси.

Валентина Теплова,
профессор Минской духовной академии
Газета «Воскресение»

Источник


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

01.04.24

В настоящее время с полным основанием можно утверждать о в целом сложившемся общем информационном пространстве Союзного государства. В связи с этим встаёт вопрос о его правовом оформлении. Речь идёт о согласованном принятии в Российской Федерации и Республике Беларусь закона «Об общем информационном пространстве Союзного государства», в соответствии с которым российские СМИ в Республике Беларусь и соответственно белорусские СМИ в Российской Федерации должны перестать считаться иностранными. Кроме того, в условиях жёсткой агрессии Запада против Российской Федерации и Республики Беларусь необходимы неотложные меры по совместной защите информационного пространства Союзного государства, включая создание соответствующей уполномоченной структуры.

01.04.24

Внешняя трудовая миграция в Республику Беларусь составила в 2023 году порядка 11 тысяч человек. Основное количество въехавших в Республику Беларусь для работы составили граждане Российской Федерации, Китая, Украины и Туркмении. Большинство трудящихся-иммигрантов, въехавших в Республику Беларусь для работы на основании специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью, прибыло по рабочим специальностям.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru