САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Из первых уст \ Будущая конвенция ООН о противодействии использованию ИКТ в преступных целях обречена на успех.

Будущая конвенция ООН о противодействии использованию ИКТ в преступных целях обречена на успех.

« Назад

24.11.2023 20:18

Статья заместителя руководителя делегации Российской Федерации на переговорах в Спецкомитете по разработке Конвенции ООН о противодействии использования ИКТ в преступных целях, начальника отдела ДМИБ МИД России Э.Чернухина.

Объективный переход человечества в виртуальную среду сопровождается ломкой многих существовавших стереотипов о функционировании механизмов взаимодействия государств, общества и бизнеса. Что в свою очередь требует настройки и создания новых контуров обеспечения безопасности государств.

Одновременно с этим происходят перемены, связанные с трансформацией мирового информационного порядка. Ведущие промышленно развитые державы стараются сохранить статус доминирующей силы в информационном поле и затормозить переход к полицентричной, основанной на юридически обязательных нормах, модели его управления, а не на неких правилах, которые могут изменяться в угоду политической конъюнктуре.

Отсутствие же профильных универсальных международно-правовых договоров в этой сфере привело к гигантскому взрыву преступности в информационном пространстве, с серьезным уроном для экономической деятельности государств и благополучия миллионов людей. Так, по данным независимых международных экспертов ежегодный ущерб от деятельности преступников только в информпространстве стран ЕС составляет около 5,5 трлн. евро.

ИКТ преступность превратилась в прибыльный бизнес. Наметилась тенденция подстрекательства одними государствами, к противоправным действиям в отношении других, размещение этими странами готового вредоносного ПО в открытом доступе сети Интернет. Под вопросом – перспективы глобального процесса цифровизации в целом, эффективность и динамика которого зависит от обеспечения безопасности.

На этом фоне и проходит работа Специального межправительственного комитета ООН по разработке всеобъемлющей международной конвенции по противодействию использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях. Данный переговорный механизм был учрежден по инициативе России при соавторстве 46 и поддержке 87 государств резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 74/247. Он нацелен на создание мировым сообществом первого в истории универсального юридически обязательного инструмента по борьбе с криминалом в информационном пространстве.

Как это не парадоксально, но даже в текущих политических реалиях работа Спецкомитета по причине трансграничного характера преступлений, совершенных в сфере ИКТ, стала еще более актуальной и востребованной для большинства государств мира. В ходе сессий приняли участие профильные эксперты из более чем 160 государств и 200 неправительственных организаций, представляющих политические и правоохранительные структуры, а также академическое, научное и бизнес-сообщество.

Россия с самого запуска Спецкомитета выступала и выступает за выработку такого всеобъемлющего договора, в котором закладывались бы основы эффективного и прозрачного международного сотрудничества по борьбе с этой угрозой. Подготовленная под эгидой ООН Конвенция по противодействию преступлениям в сфере использования ИКТ должна учитывать интересы всех без исключения стран и основываться на принципах защиты государственного суверенитета, равенства сторон и невмешательства во внутренние дела государств. Предусматривать широкую сферу охвата и криминализацию.

Вместе с тем США, ЕС и их союзники на всех этапах дискуссий выступали категорически против создания такого специализированного органа ООН в целом и разработки конвенции в частности, голосовали против учреждения Спецкомитета на ГА ООН. Одним из формальных аргументов Запада было утверждение, что «мир еще не готов к такой конвенции».

Скрытой же неформальной причиной отрицания самой идеи договора ООН была разработанная с подачи США конвенция Совета Европы о компьютерных преступлениях 2001 года, известная как Будапештская конвенция, с помощью которой Вашингтон подрывает государственный суверенитет и контролирует информационное пространство государств- участников. Ведь будущий универсальный договор ООН становится прямым конкурентом Будапештской конвенции и может поставить крест на «избранности» и амбициях технологически развитых государств.

Проиграв голосование за «умы и сердца» развивающегося мира на 74-й сессии ГА ООН США и их союзники полностью поменяли свои подходы, заявив, что «миру нужна такая конвенция». Они попытались быстро перестроиться и возглавить процесс разработки конвенции ООН. Таким образом, Вашингтон и его союзники перешли от прямого неприятия идеи будущей конвенции к тактике скрытого саботажа и выхолащивания содержания международного договора изнутри.

В противовес России Вашингтон выступает за максимальную гармонизацию ооновской и будапештской конвенций. Это означает, что вместо всеобъемлющего подхода, как это зафиксировано в мандате Спецкомитета, страны коллективного Запада агитируют за узкую сферу охвата и криминализацию, напористо навязывают гендерную и правочеловеческую проблематику. Таким образом, США пытается вдохнуть жизнь в написанный более 20 лет назад региональный документ Совета Европы, который уже основательно устарел и не пользуется спросом у развивающихся государств. Нужен ли такой договор миру? По всей видимости, нет.

Кроме того, вся работа Спецкомитета сопровождается агрессивным медийным фоном подконтрольных США СМИ, в которых утверждается, что «с помощью конвенции Россия и КНР собираются контролировать весь мир», или «конвенция создаст опасный прецедент, играющий на руку авторитарным режимам». Тогда возникает риторический вопрос, а кто же контролирует Интернет и глобальное информационное пространство сейчас?

Другой важной причиной резкого неприятия нового договора ООН является тот факт, что ооновский процесс не вписывается в насаждаемую США парадигму о «порядке, основанном на правилах». Равноправное международное сотрудничество при этом не подразумевается. Основная роль в будущем поиске ИКТ преступников возлагается на Международный уголовный суд (МУС), который и рассматривается Западом в качестве еще одной альтернативы конвенции ООН по противодействию использования ИКТ в преступных целях.

Наделяя МУС широкими полномочиями в плане проведения ИКТ расследований и создании атрибутивного механизма, Вашингтон с его помощью планирует выносить вердикты и назначать ответственных. Именно поэтому, Запад старается «вывести за скобки» будущего договора ООН широкую криминализацию, предполагая, что все эти «сложные» деяния, включая и ИКТ терроризм будут рассматриваться не в ООН, а в подконтрольном США МУС. Обязанности же по поиску следов и предоставлению доказательств будут возложены на американские IT гиганты. В обход механизмов взаимного правового сотрудничества государств будет «вестись охота» на граждан любых государств, подозреваемых в совершении преступлений в информационном пространстве. Таким образом, будет осуществляться подмена механизмов международного сотрудничества ООН в принятии решений.

Исходя из этого можно сделать вывод, что альтернативы будущей всеобъемлющей конвенции под эгидой ООН нет. Россия со своей стороны будет и дальше оказывать техническое содействие нуждающимся странам на основе принципа защиты государственного суверенитета, развенчивать любые проявления неоколониальных практик в глобальном информационном пространстве.

Итоговый текст конвенции Спецкомитет должен представить Генассамблее ООН в ходе ее 78-й сессии (в 2024 году).

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Международная жизнь



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
05.12.24

28 октября 2024 года израильский кнессет (парламент) одобрил законопроекты, направленные на запрет деятельности Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) в Израиле, а также на незаконно оккупированных им палестинских территориях.

29.11.24

21-22 ноября 2024 года в Санкт-Петербурге, в гостинице «Англетер» прошёл  XII Балтийский форум российских соотечественников. Мероприятие традиционно проводится Правительством Ленинградской области для обсуждения ситуации с положением дел и соблюдением прав российских соотечественников в бывших республиках Прибалтики с участием представителей федеральных ведомств, Северо-Западного федерального округа, других регионов России, представителей Белоруссии, Киргизии, Абхазии, Южной Осетии, чиновников госучреждений, академического сообщества, экспертов по региональной проблематике, журналистов и общественников, российских соотечественников из перечисленных государств.

22.11.24

Известный американский социолог и публицист Ричард Хьюберт Бартон  на основе глубокого анализа политико-экономической системы США и американской политологической литературы написал статью «Почему США – не демократия. И почему их нельзя реформировать», где показал, что США это не демократическая, а олигархическая страна.

19.11.24

Славяне, а в особенности восточные, имеют давние земледельческие традиции. Возделываемые поля, колосящиеся хлебные нивы хорошо известны нам еще со времён древнерусских были про богатырей, многочисленных сказок. В этом отношении белорусы сохранили в своём жизненном укладе многое из давних времён, имеющее отношение к земледелию, культу осеннего сбора урожая, уважению к простому труду на полях. Даже нынешний герб Республики Беларусь, являясь продолжением герба Белорусской ССР, содержит хлебные колосья и васильки – неизбежные спутники пшеничных, ржаных и ячменных посевов.

18.11.24

Сейчас США оценивают, насколько реальна возможность организовать прибалтийскую провокацию и при этом избежать ядерной войны. Если в Вашингтоне посчитают, что такая возможность реальна, то можно не сомневаться, Прибалтика незамедлительно взорвётся Второй Ливонской войной. Только Вашингтону и Лондону невдомёк, что это будет не Вторая Ливонская, а Вторая Северная война. В конце концов Эстляндия (ныне север Эстонии), Лифляндия (историческая область на территории современных Латвии и Эстонии) и Курляндия (запад современной Латвии) являются наследием Петра I Великого и, видимо, подходит время для их возврата в родную гавань.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru