САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Алексей Дзермант: О белорусских национальных символах

Алексей Дзермант: О белорусских национальных символах

« Назад

16.11.2015 12:09

Алексей Дзермант: О белорусских национальных символах

Символы, принятые на всенародном референдуме 1995 года, поддержанные 75,1% граждан Республики Беларусь, это не только официальные государственные символы. Это по-настоящему национальные символы. Почему?


Потому что белорусы — нация молодая, и тут нечего стыдиться. Молодая, но с древними этническими и историческими корнями. Становление нации происходило в современную эпоху — второй половине XIX — начале XX века. Тогда же происходил и поиск символов, отражающих сущность белорусской национальной жизни.


Бело-красно-белый флаг был создан в 1917 г. Клавдием Дуж-Душевским как попытка сконструировать символ, аналогичный уже имеющимся у соседей: литовцев, латышей, эстонцев и украинцев. Аналогичной должна была быть не только символика, но и содержание национальной идентичности: язык, древняя история, противопоставление мощным державам: России или Германии.

БНР — неудачная попытка создания белорусской национальной государственности в надежде на поддержку немецкого кайзера провалилась под этим флагом. Под ним же в 1920 году на Полесье орудовали банды Булак-Булаховича, сбежавшего после разгрома Красной Армией в Польшу.

В годы Великой Отечественной войны использовался исключительно коллаборантами и пособниками нацистов, после войны — сбежавшими от возмездия эмигрантами в Великобритании, США и других западных странах.

В 1991 году на фоне краха союзного государства, всеобщего развала и помутнения этот флаг удалось сделать государственным символом. Но ненадолго. Четыре года продолжался бардак и разруха в головах, а в 95-м белорусы опомнились. И вернули символы, связанные не с неудачами и откровенным предательством, а с победами и реальными достижениями.

Красно-зеленый флаг с орнаментом был утвержден в 1951 году как символ страны-победительницы, соучредительницы ООН. Можно сказать, он был буквально завоеван во всенародной борьбе, а не придуман салонным романтиком.

Орнамент на флаге связан с древнейшей символикой плодородия, жизни, растущей энергии. Он создан простой белорусской женщиной, воплощает живую народную стихию, а не увлечение призраками средневековья.

Именно поэтому современный флаг — подлинно национальный, в его смыслах заложены народные истоки, героическое сопротивление и Победа, созидательный труд и жизнеутверждение.

Герб «Погоня», безусловно, один из наших исторических символов. Но не исключительно белорусский, да и к становлению современной белорусской нации он имеет опосредованное отношение.

ВКЛ, чьим гербом была «Погоня», являлось полиэтническим государством, где главенствующее положение занимала литовско-польская аристократия, а русины — чьи потомки в основном и есть современные белорусы — нередко претерпевали дискриминацию по религиозным и иным причинам.

«Погоня» — это ни самый древний на белорусских землях государственный символ, ни национальный, поскольку белорусская нация сформировалась именно в советское время. Но это символ исторический, региональный. Поэтому, например, одна из вариаций «Погони» является гербом Витебской области.

Кстати, интересно, что образ «Погони» использовался на плакате времен БССР в сочетании с советской символикой, повергающий символы немецкого нацизма. В этом смысле советская «Погоня» отсылает к победе под Грюнвальдом. И современное белорусское государство наследует именно эту традицию.

А вот многие почитатели бело-красно-белого флага являются последователями другой традиции — там, где рядом с «Погоней» и этим флагом висит нацистская свастика. Референдум 1995 года — это еще и ясный ответ приверженцам этой линии, выбор другого исторического пути.

В Беларуси, в отличие от Прибалтики и Украины, в основании нации находится не зацикленность на языке, истории и противопоставлении себя России, а труд, созидание, развитие и интеграция с братскими народами.

Поэтому и национальные символы у нас иные, связанные с иными ценностями и перспективами.

Источник

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.03.25

Слаженность государственной работы во многом зависит от ее идеологического смысла. Деятельность работников государственных органов должна быть привязана к определенной идеологической парадигме. Речь не идет о том, чтобы подвести всех под единый идеологический знаменатель, речь идет о том, что государственные служащие обязаны быть не только номенклатурным олицетворением государственной политики, но и идеологическими представителями государства. Стратегический курс государства должен постоянно получать идеологическую подпитку, чтобы граждане обрели чувство солидарной ответственности за проводимую в стране государственную политику.

13.03.25

В Республике Беларусь два государственных языка – белорусский и русский. Причём, в 17-й статье Конституции РБ очерёдность расположения языков определяется алфавитом, а не каким-то верховенством одного языка над другим. Однако некоторые высокопоставленные депутаты и партийные функционеры этого понимать не желают и всячески пытаются низвести русский язык в разряд чуждых для белорусов и некой второсортности. При этом белорусскому обществу в качестве кумиров пытаются навязать таких ненавистников всего русского, как польские шляхтичи, посредственный литератор Франциск-Бенедикт Богушевич и псевдоакадемик (имел четыре класса образования) Вацлав Ластовский.

07.03.25

Куда бы ни забросила нелёгкая военная судьба наших людей, они часто оказывались в самой гуще борьбы с врагом, не теряли веры в Победу нашей Родины. Факты и детали участия белорусов в рядах европейского Движения Сопротивления ещё будут уточнены. Но главное в другом – наши белорусы вместе с русскими, украинцами и другими народами Советского Союза, оказавшись вдали от родных мест, не покорились врагу и как могли, приближали крах Гитлера. Могилы наших земляков, часто даже без указания настоящих имён и фамилий, разбросаны по всей Европе и зримо напоминают про время героев, отдавших свои жизни за то, чтобы жили мы с вами.

04.03.25

Под видом защиты прав и свобод личности (на самом деле прав и свобод олигархов) пытаются строить гражданское общество не в интересах широкой общественности, а по западным указкам, то есть по указкам западной бюрократии и олигархии. Такая антинациональная по отношению к нашим государствам позиция отстаивания прав и свобод личности предопределяет то, что строительство гражданского общества в Беларуси и России сведется к западному диктату и специфической форме эксплуатации наших народов со стороны западных государств и корпораций.

28.02.25

Сейчас под видом «защиты и укрепления белорусского суверенитета» активизировались противники российско-белорусской интеграции, прикрываясь «радением о Беларуси». Именно из их рядов раздаются многие сомнительные инициативы, скорее уместные в рядах бело-красно-белых толп 2020 года. Если не будем обращать на это должного внимания, то в попытках построить всё «по своему, не так как в России» даже не заметим, как заблудимся в трёх соснах непонятных идеологических концепций хуторского мышления, что неминуемо приведёт к повторению 2020 года!

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru