САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Кирилл Соков: Вернет ли Россия таможенный контроль для стран ЕАЭС?

Кирилл Соков: Вернет ли Россия таможенный контроль для стран ЕАЭС?

« Назад

07.08.2017 19:47

Кирилл Соков: Вернет ли Россия таможенный контроль для стран ЕАЭС?

Президент РФ В. Путин 29 июля подписал закон, предоставляющий правительству право вводить запрет на оборот товаров, которые ввозятся другими государствами ЕАЭС по льготным пошлинам. Результатом этого может стать частичное восстановление на границах со странами ЕАЭС таможенного контроля.

Закон, который вступит в силу через 30 дней после публикации, наделяет правительство РФ правом вводить запрет на оборот следующих категорий товаров: 1) ввезенных по таможенным ставкам, отличающимся от Единого таможенного тарифа (ЕТТ) ЕАЭС; 2) предназначенных для оборота только на территории конкретного государства союза; 3) товаров из третьих стран, в отношении которых одним из государств ЕАЭС в одностороннем порядке применяются таможенные льготы; 4) товаров, оборотом которых занимаются лица, получившие в конкретном государстве ЕАЭС специальные льготы; 5) товаров из третьих стран, в отношении которых принятые в ЕАЭС меры тарифно-таможенного регулирования не соблюдены.

Российские таможенники получили право останавливать для досмотра автотранспортные средства, вес которых составляет более 3,5 т, в зонах таможенного контроля вдоль государственной границы, а также на территории граничащих со странами ЕАЭС регионов – Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии, Республики Алтай, Алтайского и Ставропольского краев, Астраханской, Брянской, Курганской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Псковской, Самарской, Саратовской, Смоленской, Тверской, Тюменской и Челябинской областей. На территории остальных регионов РФ транспортные средства, которые перевозят подлежащие таможенному досмотру товары, могут останавливаться сотрудниками ГИБДД во взаимодействии с таможенниками.

Фактически новая версия закона «О таможенном регулировании в РФ» направлена на ужесточение таможенного администрирования взаимной торговли России со странами ЕАЭС. Ее появление связано с тем, что, несмотря на 8 лет, прошедших со времени создания Таможенного союза, территория ЕАЭС все еще не является полностью единой. Точнее – в ней существуют заметные исключения из общих правил, которые, если следовать идеологии формирования общего экономического пространства, заметно портят картину. Вначале эти исключения возникли как способ адаптации отдельных экономик к правилам работы в рамках Таможенного союза, где действовал единый таможенный тариф. Впоследствии исключения допускались и в целях адаптации экономик к нормам ВТО.

Власти РФ мотивировали необходимость принятия нового закона стремлением минимизировать экономические риски. «К сожалению, действующее таможенное законодательство все еще различается от страны к стране, – отметил в ходе обсуждения законопроекта в Госдуме замминистра финансов РФ Илья Трунин, – и в связи с этим при ситуации, когда товары оформлены по каким-то более льготным тарифам, по другим правилам, которые являются неприемлемыми для другого государства, их проникновение и участие в хозяйственном обороте другого государства, в частности в России, наносят экономический ущерб…»

Большинство изъятий из ЕТТ ЕАЭС были приняты для стран с менее развитой обрабатывающей промышленностью, нуждавшихся в импорте товаров по льготным тарифам. Так, Казахстан на период адаптации к нормам ЕАЭС получил возможность импортировать почти 400 видов товаров по более низким или нулевым таможенным ставкам. Армения после вступления в ЕАЭС получила право на ближайшие 7 лет применять особые ввозные тарифы на ряд молочных продуктов, яйца и мед, а до 2019 г. – на некоторые виды фруктов и орехов. Кроме того, до 2018 г. Ереван может сохранять нулевые ставки на бензин и перейти на единый тариф ЕАЭС лишь в 2020 г. Киргизии, которая присоединилась к Союзу в августе 2015 г., было предоставлено право на таможенные преференции по 300 товарным категориям сроком на пять лет.

Со временем льготные тарифы должны были исчезнуть. Однако после того как Казахстан в прошлом году вступил в ВТО, ситуация лишь усугубилась. Уровень тарифной защиты казахстанской экономики оказался существенно ниже, чем у РФ, который был принят за основу Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Так, Астана обязалась снизить средневзвешенный таможенный тариф с принятого в ЕАЭС уровня в 10,4% до 6,5%, для сельхозтоваров – с 17% до 10,2%, а для промышленных – с 8,7 до 5,6%. «Например, в соответствии с графиком имплементации (практической реализации. – К.С.) обязательств Республики Казахстан сейчас порядка 2300 товарным позициям ставки таможенной пошлины отличаются от ставок ЕТТ в меньшую сторону, – заявил И. Трунин. – И в них достаточно большое количество товаров, которые чувствительны для РФ. В конце имплиментационного периода Казахстана количество таких товаров увеличится до более чем 4 тыс. позиций».

«Схожими условиями членства в ВТО, можно сказать, «повязаны» Кыргызстан с Арменией… – отмечает Центр экспертизы по вопросам ВТО. – А всё это сохраняет различия в таможенно-тарифном и в целом во внешнеторговом регулировании стран ЕАЭС». Вступление этих стран в ВТО происходило на условиях максимального открытия рынков, сокращения субсидий и господдержки внутреннего производства. По экспертным оценкам, не более трети условий их вступления в ВТО совпадали с теми, на которых к ней присоединилась Россия. В результате на внутренний рынок Белоруссии и России через Казахстан, Киргизию и Армению стали поступать большие объемы нелегального экспорта, в том числе контрафактной продукции. Решением этой проблемы должен стать новый Таможенный кодекс ЕАЭС, где предусмотрен механизм электронной прослеживаемости товаров. Но его введению, намеченному на 1 января 2018 г., во многом как раз и мешают различия в условиях членства в ВТО.

Читайте также: Какие изменения принесет новый Таможенный кодекс ЕАЭС


Использование ВТО в качестве инструмента, способного затруднить создание ЕАЭС, было целенаправленной стратегией Запада, считающего его попыткой воссоздания СССР. По инициативе западных стран ВТО отказалась обсуждать возможность коллективного вступления в организацию членов предшествовавшего Таможенному союзу ЕврАзЭС, хотя прецеденты коллективного вступления в организацию подобных сообществ ранее были (Карибское сообщество, АСЕАН, БЕНИЛЮКС). По той же причине вначале в ВТО на менее выгодных условиях был принят целый ряд «малых» стран СНГ (Киргизия, Армения, Таджикистан, Молдавия), что создало проблемы в процессе их присоединения к ЕАЭС и заметно осложнило формирование, функционирование и дальнейшее развитие Союза.

После вступления Казахстана в ВТО страны Евразийского союза подписали отдельный протокол, регулировавший его «параллельное» членство в ЕАЭС. Документ гласит, что товары, ввозимые в Казахстан по сниженным ставкам, предназначаются исключительно для его внутреннего рынка и при ввозе на территорию других стран ЕАЭС должны «дооблагаться» таможенными пошлинами по общесоюзным тарифам. При этом в Евразийской экономической комиссии негативные последствия от присоединения Казахстана к ВТО попытались всячески сгладить. По многим параметрам обязательства республики, как отмечал в октябре 2015 г. министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, почти совпадают с ЕТТ и особых проблем не создадут. Риски возникают с автомобилями и самолетами, которые, впрочем, при продаже регистрируются и их можно отследить. Основные же проблемы касаются продовольственных товаров, прежде всего мяса и мясопродуктов, а также продукции легкой промышленности, нелегально импортируемой из соседнего Китая.

Восстанавливать внутренний таможенный контроль между странами ЕАЭС в связи с присоединением Казахстана к ВТО никто не собирался. «Мы исходим из того, что никакого, конечно, таможенного контроля и его рудиментов на внутренней границе устанавливаться не может, – заявлял А. Слепнев. – Границы как были отрытыми, так они открытыми и должны быть. Тем более что у наших органов есть достаточный набор функционала по осуществлению учета взаимной торговли, по осуществлению необходимого контроля…»

Однако новая версия закона о таможенном регулировании в РФ показывает, что обойтись этими методами все же не удалось. Наделение же таможенников правом досмотра большегрузных фур свидетельствует, что в той или иной форме таможенный контроль со стороны РФ может быть восстановлен.

На развитии ЕАЭС различия в таможенных тарифах сказываются не лучшим образом, и когда-нибудь они будут преодолены. Но в ожидании этого нести экономические потери из-за контрабанды или специфики договоренностей союзных государств с ВТО и третьими странами Россия тоже не обязана.

Ритм Евразии



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru