САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Правовые аспекты защиты и популяризации русского языка – государственного языка страны.

Правовые аспекты защиты и популяризации русского языка – государственного языка страны.

« Назад

22.06.2022 00:00

Недавно страна отмечала День Русского языка и День рождения А. С. Пушкина. В его преддверии 3 июня в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга прошёл круглый стол, организованный фракцией КПРФ, Петровской академией наук и искусств и ВСД «Русский Лад» с участием членов Союза писателей России.

Как юрист, обратил внимание присутствующих на действующую правовую базу, позволяющую и сегодня с успехом защищать и поддерживать русский язык, который согласно части 1 ст. 68 Конституции России, ст. 1 закона «О государственном языке Российской Федерации», ч. 1 ст. 3  закона РФ «О языках народов Российской Федерации» является государственным языком на всей территории России. Таким образом, русский язык является неотъемлемым атрибутом российской государственности, важным фактором сохранения суверенитета и целостности страны. И посягательство на государственный, т. е. русский, язык является ни чем иным, как посягательством на основы конституционного строя РФ, на её суверенитет и территориальную целостность.

Закон «О государственном языке Российской Федерации» указывает на обязательное использование государственного языка властными структурами, в СМИ, в рекламе, на обязанность федеральной власти защищать и поддерживать государственный язык, обеспечивать права граждан на пользование государственным языком, статьи 3, 4, 5 закона. На применение русского языка, как государственного языка, со стороны госорганов Республик РФ указывает ст. 6 закона «О языках народов Российской Федерации».

В соответствии с итогами переписи населения страны 2010 года в России проживает 81% русских, которые являются государствообразующим народом (это только великорусы, без белорусов и малорусов-украинцев). Данный общеизвестный факт закреплён в ч. 1 ст. 68 Конституции РФ. Для нас русский язык является родным. Пользуюсь данными переписи 2010, поскольку итоги переписи 2021 года будут опубликованы лишь в конце 2022 года.

Русский язык является родным языком для значительной части жителей иных национальностей. Согласно ч. 3 ст. 68 Конституции государство обязано гарантировать всем право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. А ст. 2 Конституции указывает на обязанность государственных органов, признавать, соблюдать и защищать права граждан. 

Русский язык – это и значимая часть нашего исторического и культурного наследия. О самобытности и древности русского языка писал Михаил Ломоносов: «Славянский язык ни от греческого, ни от латинского, ни от какого другого не происходит; следовательно, сам собою состоит уже от самых древних времен, и многочисленные оные народы говорили славянским языком еще прежде Рождества Христова».

Русский историк 19 века Егор Классен отмечал: «…Славяне имели грамоту не только прежде всех западных народов Европы, но и прежде Римлян и даже самих Греков, и что исход просвещения был от Руссов на запад, а не оттуда к ним». Филолог, славист, адмирал Александр Шишков, автор Манифеста 1812 года, президент Академии Российской в своём труде «Славянорусский корнеслов» называл русский язык мировым праязыком.  

Однако в регионах, в том числе в Петербурге, сегодня, считаю, системно нарушается законодательство о государственном языке. Федеральные органы, органы власти Субъектов Федерации не выполняют своих обязанностей по его защите, по защите прав граждан на пользование государственным и родным языком. А ведь положение Конституции, закреплённое в п. «б» ч. 1 ст. 72, указывает, что в совместном ведении Российской Федерации и её Субъектов находится защита прав и свобод граждан. 

П. 10 ч. 1 ст. 3 закона «О государственном языке Российской Федерации» указывает на обязательное использование государственного языка в рекламе. Закон «О рекламе», ч. 11 ст. 5,  требует соблюдения законодательства о государственном языке при производстве, размещении и распространении рекламы. Согласно ст. 3 закона реклама – это информация, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, а объект рекламирования - товар, изготовитель или продавец. И эта информация должна размещаться на рекламных щитах, вывесках предприятий торговли на русском языке, с возможным дублированием на иностранном.

Закон «О защите прав потребителей», ст. 8, требует предоставления информации об изготовителе, продавце, режиме их работы и реализуемых ими товарах (работах, услугах) на русском языке и по усмотрению изготовителя на государственных языках Субъектов Федерации и родных языках народов РФ.

Таким образом, реклама только на иностранном языке является нарушением законов о государственном языке, о рекламе и защите прав потребителей. Здесь одновременно  нарушается конституционное право граждан на развитие родного языка, ч. 3 ст. 68 Конституции. Это явное пренебрежение к государственному языку и, считаю, посягательство на суверенитет нашей страны.  

Необходимо применять правовые нормы, позволяющие защищать государственный язык. К примеру, существуют положения Кодекса об административных правонарушениях за нарушение законодательства о рекламе, ст. 14.3 КоАП РФ, за нарушение прав потребителей, ст. 14.8 КоАП РФ. Но мне не знакома практика применения этих норм.

В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. И в первую очередь это положение главного закона страны обязаны выполнять госчиновники. 

Международная практика идёт по пути жёсткой защиты и поддержки государственных языков. Что способствует не только укреплению государственности, но и сплочённости общества, что весьма актуально для сегодняшней России. 

Власть должна защищать интересы государства, общества и конкретного гражданина в сферах пользования и сохранения государственного языка. Бездействия чиновников могут квалифицироваться уголовным кодексом РФ, как минимум, по ст. 293 УК РФ, халатность. Ибо своим бездействием госорганы ослабляют суверенитет, целостность нашей страны в столь тяжёлое для неё время.

Полагаю, что следует усилить контроль за исполнением законодательства о государственном языке на территории Петербурга и инициировать принятие регионального закона о защите и поддержке государственного языка на его территории. Внести в административный кодекс Петербурга нормы, предусматривающие ответственность за нарушение законодательства о государственном языке.

В заключение отмечу, если изменение таких атрибутов государства, как флаг, гимн, герб могут иметь последствия, считаю, духовного надлома для народа, пусть тяжёлого, то изменение, слом русского языка будет означать гибель для русского народа, и, как следствие, разрушение всей страны. И мы не можем этого допустить.
                            

Первый Вице-президент
ПАНИ, член Союза
писателей России
Андрей Антонов
 



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

04.01.25

Римско-католическая церковь (РКЦ) в Белоруссии является второй по величине после Белорусской Православной Церкви религиозной организацией в Республике Беларусь. В последние годы РКЦ существенно повысила свою миссионерскую деятельность и одновременно стала стремиться расширить своё «гуманитарное» влияние в белорусском обществе. По сведениям католических иерархов РКЦ, в Белоруссии   насчитывает 1,4 миллиона верующих-католиков, что составляет порядка 15% населения республики. Цифры, очевидно, завышенные, но количественную картину рисуют, в принципе, близкую к реальности.

04.01.25

Непреходящее значение образования БССР заключается в том, что она явилась закономерным итогом исторического и политического развития белорусского народа. БССР не только выполнила роль создателя и объединителя белорусской нации «в едином Белорусском государстве», но БССР является идеалом белорусской государственности как союзной государственности.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru