« Назад

27.08.2018 10:49

Время скорби не то,
 когда зло страдаем, 
но когда творим зло.
Св. Иоанн Златоуст 

27 июня 1941 года Лариса Гениуш подписала обращение «Белорусов протектората Чехии и Моравии» к Адольфу Гитлеру, начинавшееся словами: «Бачучы, што Вялікі Павадыр Нямецкага Народу Адольф Гітлер павёў сваю непераможную нямецкую армію на Усход Эўропы дзеля барацьбы і поўнага зьнішчэньня бальшавізму, бальшавікоў-камуністаў і жыдоў, якія ўжо больш як 20 гадоў уціскаюць і нішчаць наш беларускі народ...».   Потом, на следствии по ее делу, она это отрицала.

В ее оправдании проскальзывает мысль о том, что ее соратники были «опутаны нацистской хитростью».  Но ведь и сама Гениуш помогала «опутывать нацистской хитростью» своих соотечественников, словом и делом пропагандируя нацистскую идеологию. В знаменитом романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» в трагическом переплетении событий показывается то, как идеологи руководят Смердяковыми: «Если Бога нет, то все позволено». Никакие иезуитские доводы о том, что нацисты освобождали нас от большевиков, не могут быть оправданием - фашисты шли грабить и уничтожать Российскую империю, ослабленную Первой мировой войной и революциями. Они убивали не только евреев и большевиков, которых было не так уж много, и влияние которых на общество было незначительно, они убивали многонациональный народ России.  

Почему-то считается, что белорусские власти «мешают рассказать о таланте поэтессы». На самом деле никто из оппозиции не занимается изучение творчества Гениуш на высоком профессиональном уровне. М. Скобла, М. Романовский, Г. Лабаденко – вот перечень специалистов, которые соприкасаются с творчеством поэтессы. Мы не встретили ни одного глубокого исследования и литературной критики по данной теме. Похоже, что Гениуш интересна только тем, что выступала против законной государственной власти, пропагандировала крайние формы национализма, ее имя неразрывно связано с историей БНР. Если вы так любите Ларису Гениуш, шановные беларусские панове, то почему не выделяете десятину от своих западных грантов на глубокое изучение ее творчества? Просто цитировать отрывки из ее стихов и в каждой публикации о ней заявлять, что Гениуш была гениальной поэтессой – это не научное исследование. В одной статье об этой поэтессе, посвятившей свой талант нацистам, говорится, что она была гениальной и это подтверждается фамилией ее мужа, которая происходит от латинского genius – гений. Но гений может быть и злым. 

Если бы творчество коллаборационистки Гениуш было действительно гениальным, то народ бы подхватил ее стихи, на них бы слагали песни, их бы переписывали, издавали самиздатом. Мы знаем многих людей, которые не отличались высокими нравственными качествами, но если они были действительно талантливыми, то их творчество сохранялось в веках. Например, известный немецкий философ Хайдеггер разделял идеологию нацизма, поддержал национал-социализм и был членом партии с 1933 до 1945 года. Это мы в нем осуждаем безоговорочно. Но наследие этого мыслителя было действительно плодом гениального ума. Его вклад в философское наследие Европы очевиден и никем не оспаривается. О творчестве Гениуш этого нельзя сказать. Многие ее стихи посредственные. Она часто повторяется, образы не всегда поэтичны, скорее банальны в описании природы и внутренних переживаний. Порой складывается впечатление, что она не говорила и не думала на белорусском языке. Об этом свидетельствует несогласованность форм и оборотов речи. 

В эпоху постмодерна, для которой характерна «смерть автора», творчество Гениуш обречено на забвение ее имени. А этого никак не могут допустить те, для кого важна личность предательницы своего народа, а не ее творчество.

Лариса Гениуш

Возможно, поэтому на изучение ее стихов западные спонсоры не спешат раскошеливаться. Соратница и единомышленница  Николая Абрамчика  (В 1941—1943 годах участвовал в деятельности Белорусского комитета самопомощи (БКС) в Берлине. Организовал выпуск газеты «Раніца», в которой публиковалась и Лариса Гениуш. После войны был завербован ЦРУ, стал участником программы QKACTIVE, продолжал вести пропаганду на базе радиостанции «Освобождение» («Radio Liberation», сейчас — «Радио Свобода»); жена полицая, убивавшего белорусов, не как поэтесса, а как человек, который попрал в себе голос совести, иезуитски оправдал жестокость и бесчеловечность, безжалостно смотря на смерть своих соотечественников, предал свою Родину. То, что она писала стихи – временное прикрытие для того, чтобы вывести ее имя из забвения. У нас в РБ все «нацыянальныя» «герои» паэты и письменники – столько талантов на каждый квадратный километр небольшой республики!  Когда же под «давлением» «общественности», - которую, как правильно сказал А. Г. Лукашенко у нас часто  представляют «три оппозиционера, два чиновника и еще какие-то организации», - Гениуш поставят в один ряд с Колосом, Купалой, Богдановичем и др.; вот тогда начнется другая песня: «посмотрите, а ведь хорошие и уважаемые люди сотрудничали с нацистами».   Ей начнут ставить памятники, проводить в ее честь литературные конкурсы, давать награды с ее именем. Самое страшное то, что Гениуш сделают идеалом, образцом для подражания для молодежи. И тогда сбудутся пророческие слова, сказанные одним из персонажей фильма «17 мгновений весны»:  «Как только где-нибудь вместо слова «здравствуйте» скажут «хайль!» в чей-то персональный адрес, знайте: там нас ждут, оттуда мы начнём своё великое возрождение».

Каким бы не было творчество Гениуш – талантливым или бездарным, - мы не имеем морального права прославлять и увековечивать память таких людей. 
Памятники, поставленные ей, являются героизацией нацизма. А ведь именно этого болезненно желают потомки нацистов и те, кто начал разделять нацистскую идеологию. Кстати, творчество Гениуш даже после ее смерти несет тлетворный яд нацисткой пропаганды, которым отравляются юные неокрепшие сердца. И если перед смертью в ней была хоть капля раскаяния, если она, терпя лишения законного наказания, смыла грех со своей бессмертной души, то, возможно, она бы сама не хотела, чтобы ее наследие служило умножению зла на земле. Почему-то особо подчеркивается религиозность Ларисы Гениуш, но никто не думает о том, как на вечную участь ее души повлияет то, что ее стихи и публикации будут способствовать насаждению неонацизма, станут причиной новых смертей и страданий.  

Почему-то кому-то так хочется, чтобы наше подрастающее поколение особо чтило таких людей, как Гениуш. Так в одной из книг, где Лариса Гениуш представлена, как знаменитость Гродненской области, говорится о том, что «на сегодняшний день школьники Гудевичской школы не только ухаживают за могилой деда Ларисы Гениуш, но и весьма охотно и подробно могут рассказать о его жизни».     
 
Но на сайте Гудевичской школы вы увидите только фотографии с детьми, которые ухаживают за могилами настоящих героев, погибших в годы Великой Отечественной войны. Эти герои не пошли на сделку со  своей совестью, не изменили данной присяге, они сражались за Родину – их чтят потомки, те, кто обязан им своей жизнью. В администрации школы нам сообщили, что в планах школьных мероприятий нет и не было ничего связанного с самой Гениуш или ее родными, детей на могилу деда поэтессы никто не водит. 

Не только белорусская судебная власть не реабилитирует Ларису Гениуш, разделявшую нацистские взгляды, отреклись от нее и в Союзе писателей РБ. Кстати, когда реабилитировали жертв репрессий, Комиссия Президиума Верховного Совета СССР от 30.05.1956 г. обвинение признало обоснованным, но срок наказания для Гениуш был уменьшен до 8 лет. Ни в школах, ни в ВУЗах никто не собирается навязывать молодежи любовь к ее творчеству. Государство не выделяет на издание книг о ней средств из гобюджета. И это правильно. 

Если бы победили фашисты и у власти были такие, как Гениуш, то на территории Белоруссии уже давно бы жили представители «арийской расы», а не мы, славяне. И сама Лариса Гениуш и ее сын, как славяне, были бы тоже уничтожены. Один из постоянных комментаторов сайта "Наша нива" пишет: “Напэўна, Геніюш-беларуска нумар 1, як ніхто яшчэ». Но, судя по девичей фамилии Миклашевич, Лариса Гениуш не была белорусской, это чешская фамилия от имени Миклош - Николай. Скорее всего, ее предки переехали в Западные губернии Российской империи. Образование она получала в польской школе. Возможно, если бы она была действительно белоруской, хорошо знала традиции нашего народа, росла и воспитывалась на нашей истории и культуре, а не иностранных, то в ее жизни не было бы столь роковой ошибки. 

Как можно клясться в любви к своему народу и работать в нацистской пропагандистской газете Третьего рейха «Ранiца»!? Знать, что твои стихи и заметки опубликуют в газете, которую будут распространять среди узников концлагерей! Писать о красоте и свободе своей малой родины в годы оккупации! Какая красота? Сожженные деревни, вытоптанные поля, плачь и горе женщин и детей. Какая свобода? Оккупированные города, внешнее управление, полное отсутствие суверенитета, немецкий язык на вывесках и указателях. Все ключевые должности занимают иностранцы. 

Юлия Чирва 



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:




Главная  »  Аналитика  » Раница и закат Ларисы Гениуш

Аналитика