САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ История и современность \ Витебская земля хранит живописное наследие Ильи Репина 

Витебская земля хранит живописное наследие Ильи Репина 

« Назад

Витебская земля хранит живописное наследие Ильи Репина  07.08.2019 10:56

Всматриваясь в высокий песчаный берег Западной Двины и покрытые янтарной смолой вековые сосны в пятнадцати километрах от Витебска, несложно представить мотивы, которые сподвигли обустроить в урочище Здравнево свое первое поместье Илью Ефимовича Репина, 175-летие которого отмечают 5 августа в Союзном государстве. Искусствоведы и сегодня склонны его называть "неисчерпаемым мастером", который и спустя почти два столетия, "для истории еще не готов".

А тогда, в конце XIX века, заплатив часть гонорара за картину "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", которую щедро оплатил российский император, художник и оформил сделку на приобретение почти ста гектар плодородной земли и хвойного леса.

5_03f1c37c

Правда, здесь Репину пришлось для начала проявить свои таланты заправского архитектора и дизайнера. По воспоминаниям современников, он сам создавал эскизы усадьбы, обустроил липовую аллею и распорядился выкопать пруд. Внешне дворянское гнездо напоминало скорее местную деревянную церковь с необычной зубчатой башенкой, утверждали соседи художника.

Этот уголок белорусской земли, комментирует БЕЛТА, стал для мастера тем местом, которое он не без юмора окрестил "своим государством", где у него даже появились и аграрные заботы. Порой он вместо эскизов, отложив в сторону мольберт, садился за таблицы севооборота. "Какой простор, какая красота!" - бывало, восклицал живописец. А прямо под окнами мастерской у него возвышалась искусственная горка для позирования, которую он окрестил местным "Монбланом".

Знатоки живописи утверждают, что Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. А говоря о влиянии на Репина русской художественной школы, искусствоведы называют Александра Иванова, чью идею "сделать искусство учителем жизни" Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить.

3_33f01afe
На картине "Стрекоза" - изображена дочь художника

За неполные десять лет, которые провел в белорусском имении художник, он создал более 40 картин и рисунков, в том числе "Осенний букет", "Лунная ночь, "Здравнево", "Дуэль", "Надежда с псом Пегасом на берегу Двины", а также многочисленные этюды и эскизы.

Кстати, при создании картины "Белорус" мастеру позировал местный крестьянин Сидор Шавров. Вера Федорова, внучка Шаврова, вспоминала: "Репин пригласил его и сказал, чтобы тот ему попозировал. Дедушка не сразу понял, что надо делать. А он говорит: "Ну, ты просто постоишь, а я тебя буду рисовать". Картину Репин рисовал три дня, и чтобы Шаврову не было скучно, старшие дочери художника читали ему стихи.

4_a263590d
Современники видели в картине "Не ждали" вариацию на тему "Возвращение блудного сына" и отсылку к "Явления Мессии народу"

На Витебской земле, констатирует агентство, художник оставил о себе добрую память, подарив, в частности, сельской церкви икону, о чем свидетельствует рукописная "Летопись села Слобода". Рассказывая о работе над ней, Илья Репин писал своей ученице Вере Веревкиной: "Пишу образ в нашу деревенскую церковь... Божию Матерь с младенцем... Богородица вышла у меня похожа на Вас совершенно невольно".

А вот в двадцатом веке Илья Ефимович редко наведывался в витебское урочище. Последний раз он посетил усадьбу в 1904 году. Зато после 1917 года в имение на постоянное жительство переехала семья младшей дочери художника, Татьяны Ильиничны Язевой. В домике Репина открылась начальная школа для крестьянских детей, где преподавали и дочь, и внучка живописца. На белорусской земле родились и правнуки великого мастера.

Но колючие ветры исторических перемен оставили свой разрушительный отпечаток на усадьбе в Здравнево. Ее окончательная реконструкция завершилась только в 2000 году, а презентация состоялась во время фестиваля "Славянский базар в Витебске".

1_d0b909ea
Гигантский "Горсовет" благополучно пережил путешествие из Санкт-Петербурга в Москву

Все, кто побывал в здешних местах, утверждают, что дом-музей Ильи Репина в Здравнево напоминает "маленькую Третьяковку". Около 500 экспонатов рассказывают о жизненном пути легенды русского изобразительного искусства. Сотни гостей приезжают в Здравнево, чтобы увидеть места, которые вдохновили живописца на создание картин, вошедших в сокровищницу мировой культуры.

Восемь лет назад французские потомки Репина впервые посетили свое родовое имение. Среди них - родственники в пятом поколении и четверо праправнуков великого художника: Иван, Серж, Надин и Мишель. Семья Дьяконовых - сейчас единственная ветвь прямых наследников живописца. Она берет начало от приходского священника Дмитрия Дьяконова, за которого в Здравнево вышла замуж внучка Репина Татьяна.

Остается только напомнить, что мемориальные музеи Ильи Репина созданы и в его родном городе Чугуеве на Украине, в поселке Репино под Санкт-Петербургом, где художник прожил более 30 лет. Есть музей и в селе Ширяево в Самарской области, где художник работал над картиной "Бурлаки на Волге".

Русский дом в Витебске


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
22.07.25

После начала СВО постепенно, а в последний год всё активнее начались атаки монархистов и части «русских патриотов» на советский период, личность Ленина в духе «либералов, демократов и младореформаторов» 90-х, тогда активно разрушавших нашу страну. Коммунисты, в том числе и в Белоруссии, стали огрызаться и атаковать самих «царебожников» и «националистов». Поначалу это меня несколько озадачивало, так как, казалось бы, монархисты, патриоты, тяготеющие к православию и коммунисты, являясь все вместе государственниками и, что важнее, противниками навязываемого нам западного либерального цивилизационного курса, должны были бы если и не уходить от взаимного идеологического конфликта совсем, то хотя бы не делать его слишком явным на радость тех же прозападных сил.

21.07.25

«Славянский базар» стал финальной знаковой нотой 80-летия Победы. Город, украшенный ещё к 9 мая (а частично осталось и то, что было сделано к 80-летию освобождения Белоруссии), сохранил к фестивалю практически весь победный антураж – многочисленные стенды, плакаты, транспаранты, рассказывающие о победе, героях, знаменательных и будничных моментах войны, фотографии военной поры, обновлённые и вновь открытые памятники, экспозиция военной техники. Таким, на моей памяти, перед гостями фестиваля мой Витебск предстал впервые.

21.07.25

Творческий и жизненный путь Янки Купалы свидетельствует о том, что, будучи видным представителем белорусской ментальности, он закономерно эволюционировал от польско-шляхетской культуры к мировоззрению Русского мира как феномена духовного братства белорусского и русского народов.

07.07.25

Чтобы должным образом понимать сущность белорусско-российских отношений, а следовательно,  и строительства Союзного государства,  необходимо ясно представлять смысл постсоветской истории. На V Всебелорусском народном собрании белорусский лидер подчеркнул, что «крушение Советского Союза действительно было крупнейшей геополитической катастрофой». Эту же мысль Александр Лукашенко повторил 30 сентября 2016 года, отвечая на вопросы студентов Пекинского университета. В частности, он сказал: «Я однозначно рассматриваю распад Советского Союза как катастрофу, которая имела и имеет негативные последствия во всем мире. Ничего хорошего от распада мы не получили».

27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru